Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Лозовская специальная школа-интернат»
Литературно – музыкальная композиция
«Они с победой дошли до Рейхстага»
Воспитатель:
Ибадуллаева Т. Ш.
Ферсманово
На обелисках имена людей
Убитых в схватке той от пуль и бомб,
Которые, ценой своих потерь,
Оставили нам мирный небосклон.
Цель:
расширить сведения детей о большом празднике День Победы и способствовать формированию активной гражданской позиции.
Задачи:
Образовательные:
Дать знания о том, что 9 мая - праздник Победы.
Воспитывающие:
Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них.
Коррекционные:
Коррекция и развитие связной устной речи и развитие выразительности произношения.
Ход работы
Уважаемые гости, дорогие ребята, ветераны, коллеги, прошло столько лет как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает людских душах, потому что у времени есть своя память- история.
День Победы отмечается во всем мире, как знак признательности за победу и великий подвиг нашего народа. Наши деды и прадеды на протяжении стольких лет до 9 мая 1945 года боролись за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков ради будущих поколений. Так давайте распространять этот подвиг детям и внукам чтоб с поколения в поколение передавалась эта важная страница истории.
Сегодня мы все потомки тех людей которые сражались за наше светлое будущее и очень хотелось бы услышать ваше понимание одного из самых страшных слов на земле «война»? (ответы детей)
Война начинается с политического конфликта и касается абсолютно безвинных граждан, которые дни, недели, годы должны проявлять мужество, храбрость в боях за семью, землю, страну. Война- черное пятно человечества, которое вспоминать всегда больно и тяжело.
Так давайте же перелистаем несколько страниц той далекой войны и вспомним, как все это было…
Несмотря на то, что шла война, люди тоже отвлекались и донесли до наших дней песни и стихи о тех трагических годах. Благодаря им мы можем увидеть в своем воображении какие-то определенные дни счастья или горя тех людей, увидеть и сопереживать.
Хор исполняет песню «Москвичи…» (Е.Винокуров - А.Эшпай)
Воспитатель: (звучит тихая спокойная музыка)
Пришел июнь- румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.
И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось…
(С. Щипачев)
Звучит вальс, ученики ходят по сцене, танцуют, разговаривают.
1 ученик
Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…
2 ученик
Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания. А я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
3 ученик
А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня.
(Средь звуков вальса слышится гул самолетов, гул усиливается, музыка останавливается)
Ученик
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Ученица
Что случилось, скажи нам, ветер?
Неужели это – война!?
Ученик (звучат разрывы бомб)
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна
Вдруг разгласились по эфиру
Памятные слова…
Звучат слова Левитана «Начало войны»
(На экране показ слайдов, где народ слушает Левитана. Ученики спускаются со сцены.)
Воспитатель:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Ученик
Чтоб дойти до тебя сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом, далеком году.
1 ученик
Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой
Сквозь время рвется год сорок пятый!
Рождался в суровых боях под Москвой!
2 ученик
Лютая стужа, сугробы по пояс
И молчаливая поступь солдат,
Отлитая в пули сыновья совесть,
И в сердце присяга- «Ни шагу назад!»
Ряды ополчения у стен Мавзолея,
Военный парад и последний приказ!
Смотрите потомки! Сейчас в наше время
Вновь оживет о героях рассказ!
Воспитатель:
Есть в книгах истории главы которые мимолетно пролетают, есть люди о которых мы и знать не знаем, есть время вьющееся мимо нас, а еще есть четыре года, перевернувшие жизнь нашего народа. Можно о войне 1941-1945 года рассуждать с научной точки зрения, о том, что привело к такому событию, но не одна из мыслей и вариантов не изменит количество пролитых слез детей и крови их родителей.
Отпечаток этих четырех лет не стереть с памяти, с истории. Он в сердцах тех единиц, кто еще жив и в светлой памяти о тех, кто пал, сражаясь за нашу жизнь.
Исполнение песни «Темная ночь»
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами
Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою:
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось...
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи...
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!
Воспитатель:
С началом войны женщины забыли о личной жизни. Женщины – солдатки: матери, сестры, жены, любимые…
Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами. Огромный вклад вложен женщинами как медработниками. По статистике, в годы войны в ряды Красной Армии было призвано более 980 000 женщин.
Поэт-фронтовик К. Ваншенкин, писал, что они были «рыцари без страха и упрека» - относилось не только к мужчинам но и к женщинам.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагают и девчата
Похожие на парней.



Инсценировка «Зинка»
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: 'Выступать вперед!'
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.
(Ученицы поют песню на экране фотографии военных лет)
Воспитатель:
Что такое 9 мая? (ответы детей)
Это радость, сила, счастье, гордость, праздник, победа. 9 мая- особенный день в жизни всего народа, праздник счастья со слезами на глазах. Каждый знает про этот праздних с совершенно юнных лет, но еще не каждый из нас еще должным образом познакомился с ним, с его героями и пронес сквозь себя всю боль ушедших лет.
Среди героев ВОВ есть и дети-герои, пионеры, ровесники многих присутствующих в зале учеников. В нашем городе Симферополе каждый побывавший на прогулке в детском парке всегда видел их памятники. Эти дети не видели столько радости в жизни как каждый из вас. Это Володя Дубинин, который после ухода отца на войну остался с матерью в Керчи. Володя погиб на сети минных полей, но спас не одну жизнь, предупредив прятавшихся в каменоломнях людей о надвигающейся опасности – карательной операции. Леня Голиков - обычный 15-летний мальчик, когда враг захватил его село мальчик ушел к партизанам, ходил в разведку. На его счету наказанных за свое злодеяние 78 немцев. Валя Котик-пионер, сражавшийся со взрослыми плечо к плечу и погиб как герой, успевший взорвать на пути к фронту шесть вражеских эшелонов. Разведчик, которому только в конце 1943 исполнилось 14 лет, Марат Казей, раненный несколько раз продолжал сражаться и спас целый отряд партизан. Витя Коробков ходил в разведку с отцом и вместе попавши в гестапо были расстреляны.
И таких пионеров- героев было много. Все они преданно защищали свою страну, забыв о детских мечтах.
1 ученик
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
2 ученик
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель:
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождения Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Первым на себя принял удар Брест.

Я-крепость! Я-крепость! Я-крепость!
Я бьюсь. Я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,
её я принять не могу!
Я – Брест. Я стою обожжённый.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сражённых,
здесь только убитые есть!
Мой дом окружен и отрезан.
Мне трудно опять и опять.
Но если не хватит железа –
я буду камнями стрелять!
Сквозь смертную эту свирепость,
сквозь гиблую бурю огня…
Я-крепость! Я-крепость! Я-крепость!
Потомок, ты слышишь меня?
Все ученики
И с болью, и с памятью вместе.
В солдата победы глядишь,
Победу он выстрадал в Бресте,
Ему до земли поклонись…(Все ученики кланяются)
Воспитатель:
Германия напала на Советский Союз без предупреждений. Хоть и мечтою Гитлера было покорить Советский Союз, но герои Красной Армии не допустили это. Отдав свои жизни, каждый мечтал о светлом будущем своих потомков. Война делилась на несколько этапов. Самый тяжелый период для СССР был от начала войны до битвы под Сталинградом.
Хор исполняет песню «Синий платочек»
Воспитатель:
На Земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое и наше будущее? Во Второй Мировой войне на земле погибло 13 миллионов детей. 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. Они пережили голод, адский труд, потеряли родных людей. Эти дети не знали что такое новая одежда, удобная новая обувь и даже душистое мыло.
Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).
И чтобы не повторить такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить что в войне, которую развязывают взрослые - гибнут дети.
Сегодня мы отмечаем годовщину Великой Победы. И в этот день мы хотим поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей чье детство пришлось на суровые годы войны.
С праздником! Низкий вам поклон!
(Звучит музыка, дети вручают подарки)
Ученик
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы! С днем Победы!!! (Вместе.)
Воспитатель:
Спасибо всем большое за внимание! Я очень надеюсь, что сегодня мы все вместе вспомнили о том страшном времени нашего народа. И чтобы ни было я считаю самым главным пожеланием это пожелание мира всем людям, независимо не от чего. Мирного неба вам над головой! Мира в каждой семье!
Давайте каждого отдавшего свою жизнь в годы войны почем минутой молчания.