№ | Тема урока (решаемые проблемы) | Виды деятельности | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Раздел 1. Вселенная, время, календарь (16 ч) |
93 (1) | Знакомство с новым предметом и его учебным обеспечением Чему можно научиться на уроках литературного чтения? Как работать с учебной книгой? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): в коллективной работе знакомиться со структурой учебника и творческой тетради, с системой условных обозначений (учебник, ч. 1, с. 2, творческая тетрадь, с. 2), работая в паре сильный — слабый, рассматривать обложку учебника и творческой тетради, составлять небольшое монологическое высказывание по иллюстрации на этих обложках на тему «О чем беседуют Аня и Ваня?»; коллективно читать и обсуждать обращение авторов (учебник, ч. 1, с. 3); работая в паре, находить нужную главу в содержании учебника, составлять рассказ на тему «О чем я хочу прочитать в данном разделе?»; отгадывать загадки о сказочных героях, предложенные учителем; оценивать достижения на уроке | Научиться ориентироваться в учебнике, находить необходимую информацию, пользоваться условными обозначениями | Познавательные: осознавать познавательную задачу; ориентироваться в учебной литературе: находить нужную главу в содержании; понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников | Принятие образа «хорошего ученика»; формирование желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | |
Раздел I. «Книги - мои друзья» (4 ч) |
94 (2) | Книги — мои друзья. С. Маршак «Новому читателю» Чему важному можно научиться при изучении данного раздела? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): с помощью учителя прогнозировать содержание раздела; коллективно читать и обсуждать диалог Вани и Ани (учебник, ч. 1, с. 4, 5); рассматривать рисунки, извлекать из них нужную информацию; строить краткий и развернутый ответ на вопросы учебника (с. 5); рассматривать обложки книг (ч. 1, с. 6), составлять высказывание-рассуждение на тему «Самая интересная книга»; слушать выразительное чтение стихотворения С. Маршака в исполнении учителя (хорошо читающих учеников); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; читать загадки и пословицы о книге (ч. 1, с. 8, 9). | Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель; уметь обращаться с книгой | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: умение доносить свою позицию до других, строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; проявлять стремление к улучшению результата во время выполнения учебных задач | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование позитивного отношения к чтению, бережного отношения к книге и учебникам; осознание ценности книги | |
95 (3) | Возникновение письменности. Творческая работа «Рисуночное письмо» Как научиться передавать информацию с помощью рисунка? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: принимать участие в игре «Скажи без слов»; коллективно рассматривать иллюстрации (ч.1, с. 10—12), извлекать из них нужную информацию; читать и обсуждать диалог Вани и Ани (ч. 1, с. 11); составлять рассказ на тему «Как можно передать информацию в наше время?»; делать записи с помощью различных рисунков; «читать» рисуночное письмо соседа. | Научиться делать записи с помощью различных рисунков | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; коллективно составлять план урока; контролировать свои действия в соответствии с планом | Формирование мотивации к творческому труду; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения | |
96 (4) | Мы идём в библиотеку. С. Михалков «Как бы жили мы без книг?» Как научиться выбирать книгу в библиотеке? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?»; читать и обсуждать стихотворение С. Михалкова (учебник, ч. 1, с. 13); самостоятельно читать скороговорки (учебник, ч. 1, с. 14); составлять рассказ на тему «Наша школьная библиотека» по иллюстрациям учебника (ч. 1, с. 15—19) и по наблюдениям, сделанным во время экскурсии в библиотеку; выбирать книгу в библиотеке. | Научиться выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический каталог | Познавательные: выполнять учебные задачи; высказывать предположения; находить нужную информацию в учебнике; применять полученные знания в измененных условиях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других: употреблять вежливые слова в случае неправоты Регулятивные: учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и самого себя; осознание ценности книги | |
97 (5) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Мои любимые писатели (А.С. Пушкин) Наш театр. К. Чуковский «Айболит» Каких успехов добились? Как и где можно применить полученные знания? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): называть сказки А.С. Пушкина; слушать выразительное чтение отрывка стихотворного произведения А.С. Пушкина в исполнении учителя; составлять рассказ на тему «Что я представляю, читая сказку А.С. Пушкина»; читать плавно слогами и целыми словами рассказ В. Осеевой (с. 22); представлять себя в роли разных героев данного рассказа; коллективно читать отрывок из произведения К. Чуковского «Айболит» (с. 24—26); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; работать в группе: инсценировать фрагмент сказки; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностического материала учебника (с. 27). | Научиться использовать приобретенные знания для выполнения предложенных заданий | Познавательные: совершенствовать уровень читательской компетентности; развивать технику чтения, понимать прочитанное; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы; подводить итоги познавательной, учебной, практической деятельности; осознавать возникающие трудности, искать их причины, пути преодоления | Формирование навыков эанпизз: развитие самостоятельности, ответственности за свои поступки: осознание смысла приобретаемых умений. понимание, где еще могут пригодиться данные умения | |
Раздел II. «Радуга – дуга» (5ч) |
98 (6) | Самостоятельное чтение. Песенки русского народа. Песенки разных народов. «Рифмы Матушки Гусыни» Чему важному можно научиться при изучении данного раздела? Как научиться читать стихотворение, передавая своё настроение? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действии и т. д.): с помощью учителя прогнозировать содержание раздела; коллективно читать и обсуждать диалог Вани и Ани (ч. 1, с. 28); слушать и читать песенки разных народов (ч. 1, с. 29—35), передавая настроение, соответствующее смыслу текста; коллективно рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; при консультативной помощи учителя составлять рассказ на тему «Разный народ об одном поет» (общее между русскими народными песенками и песенками других народов); находить и показывать героев мордовской песенки-потешки на рисунке (ч.1, с. 35); самостоятельно читать «Рифмы Матушки Гусыни» (ч. 1, с. 43), используя интонационный прием чтения. | Научиться выразительно читать стихотворные тексты; иметь понятие о малых фольклорных жанрах | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; самостоятельно создавать алгоритмы действий при заучивании песенок наизусть. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи | Формирование положительного отношения к учению, позитивного отношения к чтению; желание приобретать новые знания, умения; формирование целостного взгляда на мир средствами художественных произведений | |
99 (7) | Малые жанры устного народного творчества: пословицы и поговорки разных народов, загадки Как научиться сочинять загадки? В чем заключается нравственный смысл пословиц и поговорок? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: с помощью учителя сравнивать загадки с одинаковыми отгадками (ч. 1, с.36); распределять загадки по тематическим группам (с.37); сочинять свою загадку по плану и образцу; работая в группе, участвовать в конкурсе «Кто больше всех знает загадок?» ; работая в паре обсуждать нравственный смысл пословиц и поговорок (ч. 1, с. 38); самостоятельно составлять пословицы из частей (с.39); составлять рассказ, используя одну из пословиц; проговаривать по памяти понравившиеся пословицы и поговорки; называть и различать изученные жанры фольклора. | Научиться сочинять загадки на основе заданных свойств предмета; определять нравственный смысл пословиц и поговорок | Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь различать пословицы и поговорки. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; проявлять активность и стремление высказываться; взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения | Формирование уважительного отношения к литературному наследию России; формирование желания выполнять учебные действия; приобретать новые знания; умение проявлять творческие способности, сочиняя загадки; развитие этических чувств | |
100 (8) | Мы идем в библиотеку (сборники произведений устного народного творчества) Какие произведения устного народного творчества можно найти в библиотеке? Как научиться выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на ее название? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): соблюдать правила поведения в библиотеке; работая в группе, рассматривать сборники произведений устного народного творчества; называть и различать изученные жанры фольклора; при консультативной помощи учителя и библиотекаря выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на ее название. | Научиться самостоятельно выбирать книгу в библиотеке | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; применять полученные знания в измененных условиях. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и самого себя; осознание ценности книги; соблюдение правил поведения при посещении библиотеки | |
101 (9) | Наш театр (английская народная песенка «Перчатки») Как подготовить маленький спектакль? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работать в группе — читать выразительно английскую песенку (с. 46—48); называть героев произведения, определять особенности их характера; распределять роли; инсценировать литературное произведение; в совместной деятельности учитель — ученик оценивать достижения на уроке | Научиться инсценировать литературное произведение | Познавательные: самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера; формировать навык выразительного чтения. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе: распределять роли, уметь договариваться; обсуждать различные идеи и мнения; выражать готовность идти на компромиссы. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы | Формирование потребности в творческой деятельности и развитии своих склонностей и способностей; использование воображения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях; формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | |
102 (10) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение и обобщение информации по разделу Как реализовать на практике полученные знания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностического материала, представленного в учебнике (ч. 1, с. 50, 51). | Научиться использовать приобретенные знания для выполнения предложенных заданий | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; сотрудничать с товарищам и при выполнении заданий в паре (группе): устанавливать и соблюдать очередность действий, вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий; анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; понимание смысла того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика | |
Раздел III «Здравствуй, сказка!” |
103 (11) | Узнай сказку. Жили-были буквы Г. Юдин «Почему “А” первая?», Т. Кохи «Катя и буквы» Самостоятельное чтение И. Гамазкова «Живая азбука» Чему важному можно научиться при изучении данного раздела? Как научиться пересказывать текст с опорой на рисунок? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): с помощью учителя прогнозировать содержание раздела; коллективно читать и обсуждать диалог Вани и Ани (ч. 1, с. 52); обсуждать пословицу «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; принимать участие в викторине «Узнай сказку»; рассказывать сказку по рисункам учебника (с. 53, 54); составлять название сказки по ключевым словам (с. 55); коллективно читать и обсуждать тексты произведений Г. Юдина, Т. Коти (с. 56—59): строить короткое монологическое высказывание — ответ на вопросы к данным произведениям (с. 57, 59); обсуждать проблемную ситуацию «Как бы я поступил на месте этих героев?»: самостоятельно читать стихотворный текст И. Гамазкова «Живая азбука» (с. 77,78), добавляя пропущенные слова в рифму. | Научиться читать целыми словами путем перечитывания текста; пересказывать текст с опорой на рисунки | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, позитивного отношения к чтению; желание приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | |
104 (12) | Сравнение авторских и народных сказок (русская народная сказка «Курочка Ряба», С. Маршак «Курочка ряба и десять утят») В чем сходство и различие авторской и народной сказки? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: пересказывать сказку «Курочка Ряба» по рисункам учебника (ч. 1, с. 62); слушать и читать текст сказки С. Маршака (ч. 1, с. 63, 64); отвечать на предложенные вопросы по ходу чтения; придумывать возможный конец сказки; составлять короткое высказывание по иллюстрациям в учебнике (ч. 1, с. 63, 64); работая в паре сильный — слабый, сравнивать русскую народную и авторскую сказки, опираясь на вопросы учебника (ч. 1, с. 65). | Научиться сравнивать сказки со сходным содержанием | Познавательные: осознавать познавательную задачу; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач. Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3—4 предложений; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; не конфликтовать, осознавать важность конструктивного диалога. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; коллективно составлять план урока; контролировать свои действия в соответствии с планом | Формирование желания выполнять учебные действия; приобретать новые знания; формирование устойчивого внимания, умения выражать свои эмоции; развитие понимания и сопереживания чувствам других людей | |
105 (13) | Главные герои сказок. Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух» Что можно рассказать о главных героях сказки? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективно читать текст сказки (ч. 1, с. 66—69); строить монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопросы учителя по содержанию текста; работать в паре сильный — слабый со Словарем в учебнике для выяснения значения слова закоулочек (ч. 1, с. 92), называть главных героев произведения; пересказывать произведение, используя иллюстрации. | Научиться читать сказку с соблюдением норм литературного произношения; пересказывать сказку с опорой на иллюстрации | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; уметь отличать сказку от других литературных произведений; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; проявлять активность и стремление высказываться; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев. Регулятивные: работать по предложенному учителем плану; оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы | Формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и самого себя; формирование желания выполнять учебные действия; приобретать новые знания; умение проявлять творческие способности, читая по ролям; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | |
106 (14) | Сравнение героев сказки. Л. Пантелеев «Две лягушки» Как научиться размышлять над прочитанным? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читать осмысленно текст сказки Л. Пантелеева (ч. 1, с. 70—73); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; с помощью учителя определять тему и выделять главную мысль произведения; придумывать свои вопросы к тексту; пересказывать сказку; называть реальное и волшебное в литературной сказке, характеризовать героев произведения, называть их качества; коллективно читать и обсуждать диалог Вани и Ани (с. 74); работая в паре сильный — слабый, обсуждать ответы на шуточные вопросы (с. 75) | Научиться сравнивать героев сказки: их действия, характеры | Познавательные: читать, извлекая нужную информацию; высказывать предположения; выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; оценивание жизненных ситуаций и поступков литературных героев с точки зрения общечеловеческих норм нравственности | |
107 (15) | Наш театр (С. Михалков «Сами виноваты») Как подготовить маленький спектакль по прочитанному произведению? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективно читать текст сказки (ч. 1, с. 86—89); строить монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопросы (ч. 1, с. 89) по содержанию текста; подбирать отрывок сказки к иллюстрациям (ч. 1, с. 87, 88), инсценировать литературное произведение: распределять роли, выразительно читать диалог в сказке, обсуждать и делать декорации, участвовать в инсценировке (игре-драматизации) | Научиться инсценировать литературное произведение | Познавательные: самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера; формировать навык выразительного чтения. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе: распределять роли, уметь договариваться; обсуждать различные идеи и мнения; выражать готовность идти на компромиссы. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты совместной работы | Формирование потребности в творческой деятельности и развитии своих склонностей и способностей; использование воображения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях | |
108 (16) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа Как научиться различать научный и художественный текст? Как реализовать на практике полученные знания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностического материала, представленного в учебнике (ч. 1, с. 90, 91) | Научиться использовать приобретенные знания для выполнения предложенных заданий | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре, корректно сообщать ему об ошибках. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий; анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; оценивать результаты работы | Формирование.уме- ния оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; понимание смысла того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика | |
Раздел IV. «Люблю все живое» (6 ч) учебник часть 2 |
109 (17) | Нравственный Смысл произведений. В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котёнок» Чему важному можно научиться при изучении данного раздела? Как научиться размышлять над прочитанным? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): с помощью учителя прогнозировать содержание раздела; работать в группе: обсуждать смысл названия раздела «Люби все живое»; коллективно читать и обсуждать диалог Вани и Ани (с. 4); читать выразительно стихотворения В. Лунина, Е. Благининой (с. 5, 6), используя интонацию, соответствующую смыслу текста; коллективно рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; составлять рассказ по содержанию стихотворения на тему «Найденыш»; составлять рассказ о любимой собаке (кошке) на тему «Мой питомец» | Научиться выразительно читать стихотворное произведение, передавая свое собственное отношение к происходящему | Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний | Формирование целостного взгляда на мир средствами художественных произведений; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование бережного отношения к природе; умения эмоционально «проживать» текст, осознавать и определять свои эмоции | |
110 (18) | Приём звукописи как средство создания образа. И Токмакова Лягушки», «Разговор синицы и дятла», В. Бианки «Разговор птиц в конце лета» Как добиваться выразительности при чтении стихотворения? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читать выразительно стихотворение (С.7) передавая интонацию вопросительных и восклицательных предложений; читать выразительно разговор птиц (с. 8); составлять рассказ на тему «О чем разговаривают птицы в лесу?» распределять роли при чтении произведения В. Бианки (с. 9—11); работать в паре сильный — слабый со Словарем в учебнике с. 104 для выяснения значений слов пеночка -теньковка, балахон; находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы: работ.:” в группе: находить информацию в дополнительной литературе, Интернете о птицах, составлять рассказ на тему «Пернатые друзья»; | Научиться находить слова в стихотворении, которые используют авторы для передачи звуков природы | Познавательные: осознавать познавательную задачу; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему; осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения: читать в соответствии с заданной целью: оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников; контролировать и объективно оценивать свои действия | Формирование бережного отношения к природе; эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие личной ответственности за свои поступки; умение проявлять творческие способности, выразительно читая стихотворение | |
111 (19) | Герои стихотворения. И. Пивоварова «Всех угостила» С. Михалков «Зяблик». Творческая работа — создание фотогазеты «Жизнь леса» (плаката «Охраняй природу») Как научиться читать стихотворение с нужной интонацией? Как создать плакат или газету? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и . пособн остей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читать выразительно стихотворения (с.13—16), передавая свое собственное отношение к происходящему; работать в паре сильный — слабый со Словарем в учебнике. с. 104 для выяснения значения слов крынка, выходах: находить слова в текстах, характеризующие героев стихотворений; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; строить короткое монологическое высказывание — ответ на вопросы учебника к произведениям (с. 14. 16); составлять рассказ о любимой собаке (кошке) на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»: отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой; представлять собственный творческий продукт; находить и называть животных на рисунке (с. 17) | Научиться отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой, представлять свой творческий продукт | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; высказывать предположения; делать обобщения, выводы на основе реализованных исследовательских задач; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе: распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться; вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения задания. Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу | Формирование бережного отношения к природе; эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие личной ответственности за свои поступки; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающему миру; формирование умения представлять свое творчество | |
112 (20) | Мы идем в библиотеку (книги о природе и животных). Л.Н. Тол- стой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных Какие произведения о природе и животных можно найти в библиотеке? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: определять тему выставки книг; классифицировать книги на выставке по подтемам; находить нужную книгу в библиотеке по рекомендации учителя (по образцу в учебнике (с.21); слушать и самостоятельно читать произведения Л.Н. Толстого (с. 22, 23); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; составлять небольшое монологическое высказывание: выражать свое отношение к содержанию прочитанного; коллективно рассматривать иллюстрации (с. 22, 23), извлекать из них нужную информацию о писателе. | Научиться выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендательный список литературы - | Познавательные: осознавать познавательную задачу; анализировать художественный текст; применять полученные знания в измененных условиях. Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь; употреблять вежливые слова в случае неправоты («Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание» и др.). Регулятивные: формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обуче-ния; формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и самого себя; соблюдение правил поведения при посещении библиотеки; формирование бережного отношения к природе | |
113 (21) | Наш театр (С. Маршак «Волк и Лиса») Как можно разыграть диалог в лицах? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работая в паре сильный — слабый, отгадывать загадки о животных (с. 32); читать выразительно стихотворение С. Маршака (с. 33); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; составлять рассказ о героях стихотворения; работать в группе: распределять роли, инсценировать литературное произведение; оценивать выступления других групп; | Научиться инсценировать литературное произведение | Познавательные: самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера; формировать навык выразительного чтения. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе: распределять роли, уметь договариваться; обсуждать различные идеи и мнения; выражать готовность идти на компромиссы. Регулятивные: формулировать учебную задачу7 урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты совместной работы | Формирование потребности в творческой деятельности и развитии своих склонностей и способностей; использование воображения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях | |
114 (22) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение и обобщение информации по разделу Как научиться определять научный и познавательный тексты? Как реализовать на практике полученные знания? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностического материала, представленного в учебнике (с. 34—37); работать в группе: находить информацию о лягушках в энциклопедии, составлять рассказ о них на тему «Квакушки»; | Научиться сравнивать научный и художественный тексты; использовать приобретенные знания для выполнения предложенных заданий | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре; устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы; подводить итоги познавательной, учебной, практической деятельности; осознавать возникающие трудности, искать их причины, пути преодоления | Формирование навыков самоанализа; развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | |
Раздел V. «Хорошие соседи, счастливые друзья» (7ч) |
115 (23) | Выразительное чтение стихотворений. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка» Чему важному можно научиться при изучении данного раздела? Как добиваться выразительности при чтении стихотворения? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): с помощью учителя прогнозировать содержание раздела; коллективно читать и обсуждать диалоги Вани и Ани (с. 38, 40); читать стихотворение С. Михалкова (с. 39) так, чтобы всем было интересно слушать; работать в группе: рассуждать о том, кого можно назвать другом, составлять высказывание на тему «Что такое настоящая дружба?»; слушать и обсуждать песню из кинофильма «По секрету всему свету» (с. 41); работая в паре сильный — слабый, читать и обсуждать пословицы о дружбе (с. 42); самостоятельно читать стихотворение А. Барто (с.43); рассматривать рисунок (с. 43), извлекать из него нужную информацию; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; в совместной деятельности учитель — ученик оценивать достижения на уроке | Научиться читать выразительно, отражая настроение стихотворения | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; делать обобщения, выводы; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия; формирование целостного взгляда на мир средствами художественных произведений; способность ценить взаимопомощь и взаимоподдержку родных и друзей | |
116 (24) | Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». Э. Шим. «Брат и младшая сестра» Как научиться размышлять над прочитанным? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаем его предметного содержания; коллективно читать произведение Е. Пермяка (с. 44. 45), обсуждать с родителями, почему сильный мальчик остался один; объяснять название рассказа: читать осознанно произведение В.Осеевой (с. 46,47); отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; работая в паре обсуждать, чего не мог понять Юра; коллективно читать произведение Э. Шима (с. 48, 49); составлять небольшое монологическое высказывание; выражать свое отношение к содержанию прочитанного; коллективно рассматривать рисунки (с. 45—49), извлекать из них нужную информацию; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; оценивать достижения на уроке. | Научиться находить самые важные, главные мысли, которые хотел передать автор | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; читать, извлекая нужную информацию; анализировать художественный текст под руководством учителя, выделять нравственный урок; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей: умение контролировать и объективно оценивать свои действия | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; оценивание жизненных ситуаций и поступков литературных героев с точки зрения общечеловеческих норм нравственности | |
117 (25) | Мы идем в библиотеку (книги о детях) Как научиться выбирать книгу для самостоятельного чтения по заданным параметрам? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; формулировать правила поведения в библиотеке; находить в библиотеке книги Э. Мошковской; самостоятельно составлять список книг, которые хочется прочитать; коллективно рассматривать иллюстрации (с. 52, 53), извлекать из них нужную информацию | Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа; самостоятельно выбирать книгу для чтения | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; применять полученные знания в измененных условиях; понимать цель чтения; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. Регулятивные: учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников | Выражение положительного отношения к процессу познания: желание больше узнать; формирование устойчивого внимания, умения выражать свои эмоции; осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и самого себя; соблюдение правил поведения при посещении библиотеки | |
118 (26) | Тема стихотворения. Е. Благинина «Паровоз, паровоз ...». В. Лунин «Мне туфельки...» Какая тема объединяет стихи? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; самостоятельно читать стихи Е. Благининой, В. Лунина (с. 54, 55); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; определять общую тему произведений; составлять рассказ на тему «Мой веселый день рождения» или «Моя любимая игрушка»; коллективно рассматривать рисунки, извлекать из них нужную информацию (с.54, 55); рисовать свою любимую игрушку; в совместной деятельности учитель — ученик оценивать достижения на уроке | Научиться выразительно читать стихотворение, передавая основной эмоциональный тон произведения | Познавательные: совершенствовать навыки чтения; самостоятельно создавать алгоритмы действий при заучивании стихотворений наизусть. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; читать в соответствии с заданной целью, коллективно составлять план урока | Формирование позитивного отношения к чтению, навыков анализа и сопоставления; желание приобретать новые знания, умения; умение проявлять творческие способности, выразительно читая стихотворение | |
119 (27) | Наш театр М. Пляцковский «Солнышко на память» Как добиваться выразительности при чтении? Как подготовить маленький спектакль? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читать произведение М. Пляцковского (с.56, 57); работая в паре сильный — слабый, называть сказочных героев; строить короткое монологическое высказывание — ответ на вопрос № 2 учебника (с. 57); рассматривать рисунок (с. 56), извлекая нужную информацию; распределять роли, инсценировать литературное произведение (читать диалог в лицах) | Научиться инсценировать литературное произведение | Познавательные: самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера; формировать навык выразительного чтения. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе: распределять роли, уметь договариваться; обсуждать различные идеи и мнения; выражать готовность идти на компромиссы. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты совместной работы | Формирование потребности в творческой деятельности и развитии своих склонностей и способностей; использование воображения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях | |
120 (28) | Маленькие и большие секреты страны Литературии Как применить на практике полученные знания? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, фиксирования собственных затруднений в деятельности: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностического материала, представленного в учебнике. с. 62—65; составлять рассказ на тему «Мой лучший друг»; работая в паре сильный - слабый, заполнять кроссворд (с. 65) | Научиться использовать приобретенные знания для выполнения предложенных заданий | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы; подводить итоги познавательной, учебной, практической деятельности; осознавать возникающие трудности, искать их причины, пути преодоления | Формирование навыков самоанализа; развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | |
121 (29) | Проверочная работа Каких успехов добились? Как и где мы можем применить полученные знания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнять задания, предложенные учителем; самостоятельно оценивать достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий; анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; оценивать результаты работы | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; понимание смысла того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика | |
VI. «Край родной, навек любимый» (9 ч) |
122 (30) | Развитие речи. П. Воронько «Лучше нет родного края» Чему важному можно научиться при изучении данного раздела? Как научиться читать стихотворение в соответствии с речевой задачей? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): с помощью учителя прогнозировать содержание раздела; коллективно читать и обсуждать диалог Вани и Ани (с. 66); слушать выразительное чтение стихотворения П. Воронько (с. 67) в исполнении учителя (хорошо читающих учеников); самостоятельно читать выразительно это стихотворение в соответствии с речевой задачей; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; коллективно рассматривать фотографии (с. 67—69), извлекать из них нужную информацию; объяснять значения слов Родина, Отечество; составлять рассказ на темы «Лучше нет родного края», «Край родной, навек любимый» с опорой на вопросы учебника (с.69) | Научиться рассказывать о своем крае | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других; . строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; контролировать и объективно оценивать свои действия | Формирование любви к своему краю; бережного отношения к природе; стремления к красоте, к бережному отношению к окружающей среде; выражение положительного отношения к процессу познания: желания больше узнать; формирование устойчивого внимания, умения выражать свои эмоции | |
123 (31) | Л. Плещеев «Весна». С. Есенин «Черемуха». И. Суриков «Лето». Н. Греков «Летом» Как научиться читать стихотворение, передавая чувства поэта? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читать стихотворения поэтов (с. 70—76) в соответствии с речевой задачей; при помощи учителя называть общее и различия в произведениях словесного и изобразительного искусства; составлять рассказ на тему «Чем мне понравилась картина художника...»; сравнивать чередование ударных и безударных слогов в стихотворении С. Есенина (с. 72); выбирать наиболее понравившееся стихотворение, учить его наизусть; в совместной деятельности учитель — ученик оценивать достижения на уроке | Научиться чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; читать стихотворное произведение с соответствующей интонацией | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: внимательное отношение к красоте окружающего мира, произведениям искусства; сознательное расширение читательского опыта в области поэзии, осознание, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается | |
124 (32) | Сравнение произведений литературы и живописи. А. Пушкин «За весной, красой природы...». А. Плещеев «Миновало лето...». И. Суриков «Зима». И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов, И. Репин, И. Грабарь Что общего в произведениях словесного и изобразительного искусства? Какие выразительные средства используют поэты и художники для выражения своих чувств? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читать стихотворения (с. 76—79), передавая с помощью интонации настроение поэтов, работать в группе: сравнивать стихи разных поэтов; подбирать заголовок к стихотворениям А. Пушкина, А. Плещеева, аргументируя свой выбор; при консультативной помощи учителя называть общее и различия в произведениях словесного и изобразительного искусства; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста: находить сравнения; наблюдать за использованием сравнений; выбирать понравившееся стихотворное произведение, объяснять свой выбор, подтверждая строчками из него; при консультативной помощи учителя выполнять задания учебника (с. 79) | Научиться формулировать свое отношение к произведениям словесного и изобразительного искусства | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить диалог в паре, не конфликтовать, осознавать важность конструктивного диалога, использовать вежливые слова. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения | Формирование навыков анализа и сопоставления; внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства; формирование умения эмоционально «проживать» текст, осознавать и определять (называть) свои эмоции | |
125 (33) | Образ природы в литературной сказке. Сказка «Четыре сестры». Творческая работа — сочинение сказки по аналогии Как самостоятельно сочинить сказку? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективно читать текст художественного произведения (с. 80, 81); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; пересказывать текст подробно; составлять описание героев сказки; работая в паре сильный — слабый, придумывать и обсуждать разные варианты сказки, выбирать лучший, аргументировать свой выбор; по желанию выполнять иллюстрацию к своей сказке | Научиться самостоятельно сочинять сказку по аналогии | Познавательные: осознавать познавательную задачу; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке | Формирование целостного взгляда на мир средствами художественных произведений; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественного текста; развитие эмоциональной отзывчивости; умение проявлять творческие способности, сочиняя сказки | |
126 (34) | Образ мамы в литературе. Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» А. Митяев «За что люблю маму» Как научиться читать стихотворение, передавая чувства поэта? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективно читать и обсуждать диалог Вани и Ани (с. 84); объяснять смысл выражений (с. 84); коллективно рассматривать фотографии (с. 85), извлекать из них нужную информацию; слушать выразительное чтение стихотворений (с. 85, 86) в исполнении учителя (хорошо читающих учеников), придумывать к ним заголовки, аргументировать свой выбор; самостоятельно читать стихотворения, используя прием интонационного чтения; читать по ролям произведение А. Митяева (с. 87); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; | Научиться читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; читать, извлекая нужную информацию; понять идею произведения в процессе его анализа; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать работу: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; учиться мобилизовывать силы и энергию для волевого усилия по преодолению препятствий | Осознание семейных ценностей {любовь, уважение, сочувствие, взаимопомощь); проявление уважения к своей семье, понимание важности взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей | |
127 (35) | Сравнение литературных произведений разных жанров и одной тематики. В. Берестов «Стихи для папы». Творческая работа — рассказ о папе и маме Что можно рассказать о своей семье? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читать выразительно стихотворение (с.88), используя интонацию, соответствующую смыслу текста; работая в паре сильный — слабый, называть, что объединяет стихотворение В. Берестова и рассказ А. Митяева; составлять рассказ о своей семье на темы «Моя дружная семейка», «Мои родители», «Мы своей большой семьей замечательно живем», «Мама, папа и я очень крепкая семья», «Я люблю свою семью» и т. д.; по желанию выполнять рисунок своей семьи; работать в группе: находить пословицы и поговорки о семье, объяснять их смысл | Научиться составлять рассказ о папе и маме | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; понимать цель чтения; выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; контролировать процесс и результаты своей деятельности | Осознание через чтение художественного произведения важности семейных ценностей (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь); проявление уважения к своей семье, понимание важности взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей; умение проявлять творческие способности, сочиняя рассказ о семье | |
128 (36) | Мы идем в библиотеку (книги о родине). Е. Пермяк «Первая рыбка» Как научиться выбирать книгу для самостоятельного чтения по тематическому указателю? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: формулировать и соблюдать правила поведения в библиотеке; находить книгу по тематическому указателю; читать произведения о родине, предложенные в учебнике (с. 89); коллективно рассматривать фотографию (с. 89), извлекать из нее нужную информацию; читать осознанно произведение Е. Пермяка (с. 90); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; составлять рассказ о совместных делах своей семьи на темы «Семейные дела», «Трудимся всей семьей», «В нашей семье умелые руки не знают скуки» и т. д. | Научиться самостоятельно выбирать книгу для чтения | Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; применять полученные знания в измененных условиях; понимать цель чтения. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь; строить связное высказывание из 5-6 предложений на заданную тему. Регулятивные: учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и самого себя; соблюдение правил поведения при посещении библиотеки | |
129 (37) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. А. Майков «Ласточка примчалась…» Как применить на практике полученные знания? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностического материала, представленного в учебнике (с. 93, 94); сравнивать стихотворный и прозаический тексты; работать в группе: находить информацию о ласточке в дополнительной литературе, Интернете | Научиться использовать приобретенные знания для выполнения предложенных заданий | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий; анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить; оценивать результаты работы | Формирование навыков самоанализа; развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; осознание смысла приобретаемых умений, пони- мание, где еще могут пригодиться данные умения | |
130 (38) | Проверочная работа Каких успехов добились? Как и где мы можем применить полученные знания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнять задания, предложенные учителем; самостоятельно оценивать достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь ясно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы; подводить итоги познавательной, учебной, практической деятельности | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; понимание смысла того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика | |
Раздел VII. «Сто фантазий» |
131 (39) | Р. Сеф «Совершенно непонятно» В. Маяковский «Тучкины штучки». В. Викторов «Поэт нашел в себе слова...». Ю. Мориц «Сто фантазий». И. Пивоварова «Я палочкой волшебной...». Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка» Чему важному можно научиться при изучении данного раздела? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний , с помощью учителя прогнозировать содержание раздела: коллективно читать и обсуждать диалог Ванн и Ани (с. 95); объяснять значение слова творчество; читать стихотворения (с. 96—100), используя интонацию, соответствующую смыслу текста; работать со Словарем в учебнике (с. 104. 105) для выяснения значений словосочетаний любопытством объятая, небо синее лоно; коллективно рассматривать рисунки, извлекать из них нужную информацию: осмысленно читать произведение Г. Цыферова (учебник, ч. 2, с. 101—105 1: участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. | Понимать, как содержание произведения помогает выбрать нужную интонацию при чтении | Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; высказывать предположения; делать обобщения, выводы; совершенствовать навыки чтения. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения; оценивать поступок героя произведения, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, желания выполнять учебные действия; формирование целостного взгляда на мир средствами художественных произведений | |
132 (40) | Творческая работа — сочинение собственных текстов по аналогии с художественными произведениями Как применить на практике полученные знания? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): сочинять собственное произведение с опорой на художественный текст; по желанию выполнять к нему рисунок; читать и обсуждать рекомендуемый список литературы на лето (с. 105, 106); составлять рассказ на тему «Чему я научился на уроках литературного чтения?» | Научиться сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая авторам прочитанных произведений | Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить способы решения проблем творческого характера. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить связное высказывание из 5—6 предложений на заданную тему. Регулятивные: работать по предложенному учителем плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности; учиться мобилизовывать силы и энергию для волевого усилия по преодолению препятствий; рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и самого себя; формирование мотивации к творческому труду; умение проявлять творческие способности, составляя тексты | |