СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 3 класса и реализуется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009), авторской программы

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /  Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

 

Информационно-методическое обеспечение

 

 

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина

Рабочая программа по литературному чтению

1-4 классы

2014

Москва «Просвещение»

2

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.

2014

Москва «Просвещение»

Просмотр содержимого документа
«литературное чтение 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Медведевская средняя школа»

муниципального образования

Черноморский район Республики Крым

Рассмотрено и

рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол № __

от «__» августа 2016 года

Руководитель методического объединения: ____________

Л.А.Шаховская

Согласовано

Заместитель директора по УВР________М.А. Хаджимба


от «__» августа 2016 года


Утверждаю

Директор школы

____________Е.В. Симоненко

Приказ №_____

от «__» августа 2016года













Рабочая программа

по литературному чтению для 3 класса

Дюскина Елена Анатольевна















Медведево 2016



Пояснительная записка

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 3 класса и реализуется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009), авторской программы

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.


Информационно-методическое обеспечение



п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина

Рабочая программа по литературному чтению

1-4 классы

2014

Москва «Просвещение»

2

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.

2014

Москва «Просвещение»


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Технические средства обучения.

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска;

- персональный компьютер с МФУ;

- мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Печатные и экранно-звуковые пособия.

- таблица гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;

- словари : толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, программы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

(http://viki.rdf.ru/, http://www.proshkolu.ru/, http://multiurok.ru/, https://www.youtube.com/, http://festival.1september.ru/, http://www.prometheanplanet.ru/, http://metaschool.ru/, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola, http://www.prosv.ru/ .)

- Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Литературное чтение. 3 класс» (16 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя.

- Комплект разрезных карточек для тренировки навыков чтения (6 видов по 5 шт.) с методическими рекомендациями для учителя.

-Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Литературное чтение 1-4 класс с методическими рекомендациями для учителя.

Модели.

Набор по основам русского языка проектирования, моделирования и конструирования.

Учебно-практическое оборудование.

- простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;

- материалы: бумага (писчая).


Программа направлена на достижение следующих целей:

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

• совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности;

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать:

• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова,

• формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художе­ственной литературы;

• обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представ­лений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произве­дение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувст­вовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произ­ведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литера­турному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различно­го уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ре­бенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является форми­рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообра­зования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим на­правлениям:

• формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основны­ми видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

• начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведче­ских понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

• умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

• навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие воспри­ятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.


К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • делить текст на части, составлять простой план;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте материал для характеристики героя;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Ориентировочные показатели по темпу чтения:

Входной контроль:

меньше 40 слов "2",  40-54 слова "3", 55 - 70 слов "4", больше 70  слов "5".

1 полугодие:

меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов "4", больше 75 слов - "5".

2 триместр: меньше 55 слов "2",  55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5".

3 триместр: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5".



1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи­мопонимания.


У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обу­чения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств её осуществления;

- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача­ми, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуника­ции и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, по­строения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зре­ния и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представле­ний, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематиче­ском чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элемен­тарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поиско­вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться спра­вочными источниками;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тематический план


Тема

Всего

часов

В том

числе

проверочные работа

В том числе контрольные работы

В том числе диагностика усвоения прочитанного

В том числе проверка техники чтения

1

Введение. Знакомство с учебником

1

-




2

Самое великое чудо на свете

4

1



1

3

Устное народное творчество

14

1




4

Поэтическая тетрадь 1

11

1




5

Великие русские писатели

24

1


1


6

Поэтическая тетрадь 2

6

1

1



7

Литературные сказки

8

1



1

8

Были – небылицы

10

1




9

Поэтическая тетрадь 1

5

1


1


10

Люби живое

16

1




11

Поэтическая тетрадь 2

8

1




12

Соберёшь по ягодке – наберёшь кузовок

12

1




13

По страницам детских журналов

8

1


1


14

Зарубежная литература

9

1

1


1


ИТОГО

136

13

2

3

3



Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности



Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Основные виды учебной деятельности по каждой теме

1

Введение. Знакомство с учебником 1 час

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника


2

Самое великое чудо на свете 4 часа

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений. Первопечатник Иван Фёдоров. Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений Тестирование по разделу «Самое великое чудо на свете»

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

3

Устное народное творчество 14 часов

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка . Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка – бурка». Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений (Тестирование «Устное народное творчество»)




Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры;

отличать докучные сказки от других видов сказок; воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения; называть виды прикладного искусства; читать текст целыми словами, без ошибок, повторов; осмысливать содержание прочитанного текса (с помощью вопросов, пересказов, самостоятельно); использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов; ускорять или замедлять темп чтения; определять особенности текса волшебных сказок; называть волшебные предметы, описывать волшебные события; сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке; использовать слова с противоположным значением; называть основные черты характера героев сказок; характеризовать героев произведения; сравнивать героев произведения, героев разных сказок; инсценировать сказку: распределение ролей, выбор диалогов; придумывать свои сказочные истории; сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

4

Поэтическая тетрадь 1- 11 часов

Знакомство с названием раздела. Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Ф. И. Тютчев «Листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…». И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …». И.С.Никитин «Встреча зимы». И. З. Суриков «Детство». И. З. Суриков «Зима». Путешествие в литературную страну. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова; определять различные средства выразительности; использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения); сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты

5

Великие русские писатели 24 часа

Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешСаша Черный «Воробей», «Слон»

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны»

С. А. Есенин «Черёмуха»

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Люби живое – 16 часов


Прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп; понимать содержание прочитанного, высказывать соё отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения); использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях; знать особенности литературной сказки; определять нравственный смысл литературной сказки; сравнивать произведения живописи и произведения литературы; давать характеристику героев литературной сказки; определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа; сравнивать рассказ- описание и рассказ – рассуждение; составлять разные виды планов, восстанавливать текст по плану; соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью; отвечать на вопросы по содержанию; определять особенности басни, выделять мораль басни в тексах; представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков; инсценировать басню; различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл; проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

6

Поэтическая тетрадь 2- 8 часов

Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

А. Л. Барто «Разлука»

А.Л.Барто «В театре»

С. В. Михалков «Если»

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4».

Оценка достижений. Тест Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Проекты

Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, читать стихотворение, выражая авторское настроение; находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения; следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов и выражений с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного стихотворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения




7

Литературные сказки

8 часов


Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение;, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки; сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке; объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текс сказки; определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.



8

Были – небылицы

10 часов

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»

М. Горький «Случай с

Евсейкой»

А. Куприн «Слон»

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Проверочная работа по теме «Были – небылицы».

Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях; находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев произведений с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям.


9

Поэтическая тетрадь 1- 5 часов

Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

Саша Черный «Воробей», «Слон»

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны»

С. А. Есенин «Черёмуха»

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Прогнозировать содержание раздела, читать стихотворение, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом.

10

Люби живое 16 часов

Знакомство с названием раздела. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Диагностика усвоения прочитанного

В. И. Белов «Малька провинилась»

И.В. Белов «Ещё раз про Мальку»

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Б. Житков «Про обезьянку»

В.Дуров «Наша Жучка»

В. П. Астафьев «Капалуха»

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Обобщающий урок по разделу « Люби живое»

Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения; понимать нравственный смысл произведения; составлять план произведения; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и характер; сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом .

11

Поэтическая тетрадь 2- 6 часов

Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!»

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, читать стихотворение, выражая авторское настроение; находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения; следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов и выражений с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного стихотворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения, читать стихи выразительно.

12

Соберёшь по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)

Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

А. П. Платонов «Цветок на земле»

А. П. Платонов «Ещё мама»

М. М. Зощенко «Золотые слова»

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Н. Н. Носов «Федина задача»

Н. Н. Носов «Телефон»

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».


Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке с использованием обозначений, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, осмаливая содержание; объяснять смысл названия стихотворения; соотносить пословицу с содержанием произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять главную мысль текста; придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

13

По страницам детских журналов

( 8 часов)

Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю. И. Ермолаев «Проговорился»,

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

Диагностика усвоения прочитанного за 3 триместр.

Р. С. Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов».


Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); выбирать для себя необходимый и интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию; читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания; использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи»; придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, находить необходимую информацию в журнале; готовить сочинение по теме, используя информацию журнала; сочинять по материалам художественного текста свои произведения (советы, легенды);

14

Зарубежная литература

(9 часов)

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

Миф Древней Греции «Храбрый Персей»

Контрольная работа за 2 полугодие.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Оценка достижений. Что читать летом.

Урок – обобщение за год

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о море; составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя) , подбирать книги по рекомендационному списку и по собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.




Виды учебной деятельности

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.

  • Индуктивные, дедуктивные.

  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  • Самостоятельные

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  • Стимулирование долга и ответственности в учении.




3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема

Примечания

02.09


Вводный урок по курсу литературного чтения 1 час

Введение. Знакомство с учебником.


05.09


Самое великое чудо на свете- 4 часа

Знакомство с названием раздела


06.09


Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений


07.09


Первопечатник Иван Фёдоров.


09.09


Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений Тестирование по разделу «Самое великое чудо на свете»


13.09


Устное народное творчество- 14 часов

Знакомство с названием раздела.


13.09


Русские народные песни.


14.09


Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.


16.09


Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.


19.09


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Знакомство с текстом


20.09


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Пересказ текста


21.09


Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк». Составление вопросов по тексту


23.09



Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк». Деление текста на части


26.09


Проверка техники чтения.


27.09


Русская народная сказка «Сивка – бурка». Краткий пересказ.


28.09


Русская народная сказка «Сивка – бурка». Зарисовки понравившегося.


30.09


Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин


03.10


Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»


04.10


Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений (Тестирование «Устное народное творчество»)


05.10


Поэтическая тетрадь 1- 11 часов

Знакомство с названием раздела


07.10


Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»


10.10


Ф. И. Тютчев «Листья»


11.10


А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»


12.10


А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…»


14.10


И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»


17.10


И.С.Никитин «Встреча зимы»


18.10


И. З. Суриков «Детство» . Знакомство с текстом.


19.10


И.З.Суриков «Детство». Главные герои.


21.10


И. З. Суриков «Зима»


24.10


Путешествие в литературную страну. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»


25.10


Великие русские писатели – 24 часа

Знакомство с названием раздела


26.10


А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…»


28.10


А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»


07.11


А.С.Пушкин «Зимнее утро».


08.11


А.С.Пушкин «Зимний вечер».


09.11


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Знакомство со сказкой.


11.11


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Деление сказки на части.


14.11


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Пересказ сказки.


15.11


Иван Андреевич Крылов. «Мартышка и очки»


16.11


Диагностика усвоения прочитанного.


18.11


И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»


21.11


И. А. Крылов «Ворона и Лисица»


22.11


Знакомство с названием раздела. Михаил Юрьевич Лермонтов


23.11


М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»


25.11


М. Ю. Лермонтов «Утёс»


28.11


М.Ю. Лермонтов «Осень»


29.11


Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)


30.11


Л. Н. Толстой «Акула»


02.12


Контрольная работа


05.12


Л.Н.Толстой «Прыжок»


06.12


Л.Н.Толстой «Лев и собачка»


07.12


Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»


09.12


Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

Проверка техники чтения за 1 полугодие.


12.12


Обобщающий раздел по теме «Великие русские писатели» Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Великие русские писатели»


13.12


Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов

Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!»


14.12


Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»


16.12


Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


19.12


К.Д.Бальмонт «Золотое слово»


20.12


И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»


21.12


Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»


23.12


Литературные сказки – 8 часов

Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»


11.01


Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чтение текста молча.


13.01


Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рисование главного героя.


16.01


В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Чтение цепочкой.


17.01


В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Пересказ текста по плану.


18.01


В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Инсценирование.


20.01


В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Краткий пересказ.


23.01


Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки».


24.01


Были – небылицы – 10 часов

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»


25.01


М. Горький «Случай с Евсейкой». Знакомство с текстом.


27.01


М. Горький «Случай с Евсейкой». Деление текса на логические части.


30.01


М. Горький «Случай с Евсейкой». Рисование главных героев.


31.01



М. Горький «Случай с Евсейкой». Пересказ текста.


01.02


М. Горький «Случай с Евсейкой». Чтение диалогов.


03.02


А. Куприн «Слон». Знакомство с текстом.


06.02


А. Куприн «Слон». Мысленное рисование слона.


07.02


А. Куприн «Слон». Подробный пересказ текста.


08.02


Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Проверочная работа по теме «Были – небылицы».


10.02


Поэтическая тетрадь 1 – 5 часов

Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»


13.02


Саша Черный «Воробей», «Слон»


14.02


А. Блок «Ветхая избушка», «Сны»


15.02


С. А. Есенин «Черёмуха»


17.02


Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»


20.02


Люби живое – 16 часов

Знакомство с названием раздела. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)


21.02


И. Соколов-Микитов «Листопадничек»


22.02


Диагностика усвоения прочитанного


27.02


В. И. Белов «Малька провинилась»


27.02


И.В. Белов «Ещё раз про Мальку»


28.02


В. В. Бианки «Мышонок Пик». Знакомимся с текстом.


01.03


В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главный герой.


03.03


Б. Житков «Про обезьянку». Чтение вслух.


06.03


Б. Житков «Про обезьянку». Характеристика главного героя.


06.03


Б. Житков «Про обезьянку». Пересказ текста по плану.


07.03


В.Дуров «Наша Жучка»


10.03


В. П. Астафьев «Капалуха»


13.03


В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»


14.03


Обобщающий урок по разделу « Люби живое»


15.03


Урок-конференция «Земля – наш дом родной».


17.03


Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Люби живое»


20.03


Поэтическая тетрадь 2 – 8 часов

Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»


21.03


А. Л. Барто «Разлука»


22.03


А.Л.Барто «В театре»


24.03


С. В. Михалков «Если»


03.04


Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»


04.04


«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4».


05.04


Оценка достижений. Тест Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»


07.04


Проекты


10.04


Собери по ягодке – наберёшь кузовок – 12 часов

Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»


11.04


А. П. Платонов «Цветок на земле». Жужжащее чтение.


12.04


А. П. Платонов «Цветок на земле». Чтение диалога.


14.04


А. П. Платонов «Ещё мама». Знакомство с текстом.


17.04


А. П. Платонов «Ещё мама». Инсценизация.


18.04


М. М. Зощенко «Золотые слова»


19.04


М. М. Зощенко «Великие путешественники»


21.04


Н. Н. Носов «Федина задача»


24.04


Н. Н. Носов «Федина задача». Деление текста на части и составление вопросов.


25.04


Н. Н. Носов «Телефон»


26.04


Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».


28.04


Оценка достижений Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»


02.05


По страницам детских журналов – 8 часов

Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»


02.05


Ю. И. Ермолаев «Проговорился»,


03.05


Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»


05.05


Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»


05.05


Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Сочинение вредных советов.


10.05


Диагностика усвоения прочитанного .


12.05


Р. С. Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов».


15.05


Оценка достижений. Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов»


16.05


Зарубежная литература – 9 часов

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции


17.05


Миф Древней Греции «Храбрый Персей»


17.05


Миф Древней Греции «Храбрый Персей». Характер главного персонажа.


19.05


Контрольная работа за 2 полугодие.


22.05


Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Знакомство с текстом.


23.05


Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Составление плана.


24.05


Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Чтение любимых моментов.


26.05


Оценка достижений. Что читать летом.


26.05


Урок – обобщение за год. Подведение итогов.






Приложение №1


Критерии оценивания чтения в 3 классе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

- в третьем классе – 1/3 страницы.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;

  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;

  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;

  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;

  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;

  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;

  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя;

  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;

  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,

самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения

  • Соблюдение пауз

  • Правильный выбор темпа

  • Соблюдение нужной интонации

  • Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно все требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова

  • Подбирать правильную интонацию

  • Читать безошибочно

  • Читать выразительно

Оценка "5" – выполнены все требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не

упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на

вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.