
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») и является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8.
Предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение» обязательной части учебного плана и рассчитан на 136 часов.
Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы:
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к тому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позици истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов чения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действ соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наибе эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задач осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей строения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучен
Третьеклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Третьеклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание тем учебного курса «Литературное чтение» в 3 классе
Самое великое чудо на свете (4 часов)
Вступительная статья. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (14часов)
Русские народные песни. Лирические и шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24часа)
Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода стояла…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…».
Сообщение о И.А. Крылове на основе статьи учебника. И.А Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица».
Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень».
Л.Н. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)
Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».
Литературные сказки (9 часов)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Были-небылицы (10 часов)
М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. И. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».
Люби живое (15 часов)
М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик», В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.П. Астафьев «Капалуха».
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если…». Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (13 часов)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке _ наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов (8 часов)
Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».
Зарубежная литература (8 часов)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Тематическое планирование курса «Литературное чтение»
3 класс, базовый уровень. 2016-2017 учебный год.
УМК В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Н.В. Голованова и др. 136 часов
ВПМ - обозначены часы внутрипредметного модуля
№ уро ка | Тема раздела, урока | Количество часов | Примечание |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
1 | Вводный урок по разделу. Рукописные книги Древней Руси | 1 | |
2 | Первопечатник Иван Фёдоров | | |
3-4 | ВПМ Любимые книги – любимые писатели | 2 | |
Устное народное творчество. (14 часов) |
5. | ВПМ Знакомство с названием раздела. Русские народные песни | 1 | |
6. | ВПМ Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 1 | |
7 | Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. | 1 | |
8. | Особенности волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | |
9 | Составление плана сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | |
10 | Особенности волшебной сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | |
11 | ВПМ Характеристика героев сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | |
12. | Деление на части сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | |
13. | Особенности волшебной сказки «Сивка-бурка» | 1 | |
14 | Характеристика героев сказки «Сивка-бурка» | 1 | |
15 | Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текста. Проверка техники чтения | 1 | |
16 | ВПМ Проект «Сочинение волшебной сказки» | 1 | |
17 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | 1 | |
18 | Входной контроль. Тест по теме «Устное народное творчество». | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) |
19 | Знакомство с названием раздела Проект «Как научиться читать стихи.» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) | 1 | |
20 | Звукозапись, её художественно-выразительное значение в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» | 1 | |
21 | Олицетворение- средство художественной выразительности. Ф. И. Тютчев «Листья» | 1 | |
22 | ВПМ Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | 1 | |
23 | Картины природы в стихах А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | |
24 | Подвижные картины природы И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», | 1 | |
25 | Олицетворение как приём создания картины природы. И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | |
26 | Лирические стихи И.3. Суриков. «Детство», | 1 | |
27. | Сравнение как средство создания картины природы. И.3. Суриков. «Зима» | 1 | |
28 | ВПМ Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» | | |
29 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 четверть | 1 | |
Великие русские писатели (24ч) |
30 | ВПМ Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» | 1 | |
31 | Лирические стихотворения А.С.Пушкина .Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин» | 1 | |
32 | Средства художественной выразительности. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | |
33 | Звукозапись, её художественно-выразительное значение. А. С. Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | |
34 | ВПМ Тема сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | |
35 | События сказочного текста. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | |
36 | Особенности волшебной сказки .С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | |
37 | Герои волшебной сказки. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | |
38. | Нравственный смысл сказки С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | |
39 | ВПМ Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 | |
40 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | |
41 | Мораль басен. И. А. Крылов. «Мартышка и Очки» | 1 | |
42 | Характеристика героев на основе их поступков в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна» | 1 | |
43 | ВПМ Инсценирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 | |
44 | М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | |
45 | ВПМ Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...» | 1 | |
46 | ВПМ Настроение стихотворения. М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень» | 1 | |
47 | Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Подготовка сообщений о жизни и творчестве писателя. | 1 | |
48 | Составление различных вариантов плана Л. Н. Толстого. «Акула» | 1 | |
49 | Сравнение рассказов. Л. Н. Толстой. «Прыжок» | 1 | |
50 | Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» | 1 | |
51 | ВПМ Текст- описание. Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», Текст- рассуждения. «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 1 | |
52. | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». | 1 | |
53 | ВПМ Литературный праздник «Великие русские писатели» Оценка достижений Проверочная работа (тест) | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) |
54 | Знакомство с названием раздела. Настроение стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень! Здоровый, ядрёный...» | 1 | |
55 | Картины природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором...» | 1 | |
56 | ВПМ Повествовательное произведение в стихах. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | |
57 | ВПМ Выразительное чтение стихотворений К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство» | 1 | |
58 | Создание словесных картин.И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» | 1 | |
59 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» Оценка достижений. Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | |
Литературные сказки (9 ч) |
60 | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка | 1 | |
61 | Нравственный смысл сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 1 | |
62 | ВПМ Характеристика героев сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» | 1 | |
63 | Административная проверочная работа по теме «работа с текстом». Нравственный смысл сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» | 1 | |
64 | Герои сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | |
65 | ВПМ Составление плана сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | |
66 | Подробный и выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | | |
67 | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» | 1 | |
68 | Оценка достижений. Тестирование по теме «Литературные сказки» | 1 | |
Были-небылицы (10 ч) |
69 | Знакомство с названием раздела. Приём сравнения при описании подводного царства М. Горький. «Случай с Евсейкой» | 1 | |
70 | ВПМ Творческий пересказ: сочинение продолжения к сказке М. Горького «Случай с Евсейкой» | 1 | |
71 | Определение жанра произведения К. Г.Паустовского «Растрёпанный воробей» | 1 | |
72 | Герои произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» | 1 | |
73 | Характеристика героев произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей | 1 | |
74 | Основные события произведения А. И. Куприна «Слон» | 1 | |
75 | ВПМ Составление различных вариантов планов. А. И. Куприн. «Слон» | 1 | |
76 | Пересказ рассказа А. И. Куприна «Слон» | 1 | |
77 | Обобщающий урок о теме «Были-небылицы» | 1 | |
78 | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Были-небылицы» | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) |
79 | Знакомство с разделом. Стихи о животных. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 | |
80 | Авторское отношение к изображаемому С. Черный. «Воробей», «Слон» | 1 | |
81 | ВПМ Картины зимних забав в стихотворении А.А. Блока «Ветхая избушка» | 1 | |
82 | Средства художественной выразительности в стихах А. А. Блока «Сны», «Ворона» | 1 | |
83 | ВПМ Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи в стихотворении С. А. Есенина «Черёмуха». | 1 | |
84 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |
Люби живое (15 ч) |
85 | Знакомство с разделом. Заголовок – «входная дверь» в текст. М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | |
86 | Основная мысль текста М. Пришвина «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста. | 1 | |
87 | Определение жанра произведения. И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | |
88 | Рассказ о герое произведения.И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | |
89 | ВПМ Творческий пересказ: дополнение содержания произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | |
90 | Главные герои рассказа В. И Белова «Малька провинилась» | 1 | |
91 | Озаглавливание текста. В. И Белов «Ещё про Мальку | 1 | |
92 | Составление плана на основе названия глав. В. В. Бианки. «Мышонок Пик» | 1 | |
93 | Рассказ о герое произведения В. В. Бианки. «Мышонок Пик» | 1 | |
94 | Герои произведения Б. С. Житкова. «Про обезьянку» | 1 | |
95 | Краткий пересказ произведения Б. С. Житкова «Про обезьянку» | 1 | |
96 | Произведение В. П. Астафьева «Капалуха». | 1 | |
97 | Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха» | 1 | |
98 | Нравственный смысл рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится...» | 1 | |
99 | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Люби живое» | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) |
100 | Знакомство с названием раздела. Заголовок стихотворения С. Я. Маршака «Гроза днём». Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «В лесу над росистой поляной...» | 1 | |
101 | Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто. «Разлука», | 1 | |
102 | Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто «В театре» | 1 | |
103 | Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Если» | 1 | |
104 | Выразительное чтение стихотворений Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» | 1 | |
105-106 | ВПМ Проект «Праздник поэзии» | 2 | |
107 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2» Проверочная работа (тест) | 1 | |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (13 ч) |
108 | Знакомство с названием раздела. Особенности заголовка произведения Б. В. Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 1 | |
109 | Герои рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» и особенности их речи | 1 | |
110 | ВПМ Чтение по ролям произведения А. П. Платонова «Цветок на земле» | 1 | |
111 | Герои рассказа А. П. Платонова. «Ещё мама» и особенности их речи. | 1 | |
112 | ВПМ Чтение по ролям рассказа А. П. Платонов. «Ещё мама». | 1 | |
113 | Смысл названия рассказа М. М. Зощенко. «Золотые слова» | 1 | |
114 | Главная мысль рассказа М. М. Зощенко. «Золотые слова» | 1 | |
115 | ВПМ Особенности юмористического рассказа М, М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |
116 | Восстановление порядка событий в рассказе М, М. Зощенко. «Великие путешественники» | 1 | |
117 | Анализ заголовка рассказа Н. Н. Носова «Федина задача» | 1 | |
118 | ВПМ Особенности юмористических рассказов Н. Н. Носов. «Телефон» | 1 | |
119 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 1 | |
120 | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 1 | |
По страницам детских журналов (8ч) |
121 | Знакомство с названием раздела. По страницам детских журналов. Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |
122 | Ответы на вопросы по содержанию Ю. И. Ермолаев. «Проговорился» | 1 | |
123 | Пересказ рассказа Ю. И. Ермолаева «Воспитатели» | 1 | |
124 | Г. Б. Остер. «Вредные советы. Создание сборника добрых советов. | 1 | |
125 | ВПМ Что такое легенда. Пересказ произведения Г. Б. Остера «Как получаются легенды» | 1 | |
126 | Выразительное чтение произведения Р. С. Сефа. «Весёлые стихи» | 1 | |
127 | ВПМ Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» | 1 | |
128 | Оценка достижений. Тестирование по разделу «По страницам детских журналов» | 1 | |
Зарубежная литература (8ч) |
129 | ВПМ Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. | 1 | |
130 | Пересказ Древнегреческого мифа «Храбрый Персей» | 1 | |
131 | Итоговая комплексная работа. | 1 | |
132-133 | Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» | 2 | |
134 | ВПМ Создание рисунков к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» | 1 | |
135 | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Зарубежная литература». О чем мы будем читать летом | 1 | |
136 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | |
3