СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначенна для общеобразовательных учреждений по УМК "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс»

Содержание:

Разделы

Страницы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2 - 5

2. Содержание учебного предмета.

6 - 8

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

9

4. Приложение


4.1. Календарно – тематическое планирование


4.2. Контрольно – измерительные материалы




























1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;

- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

- в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

могут быть сформированы:

- познавательная мотивация учения;

- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные результаты:

Речевая и читательская деятельность

Обучающиеся научатся:

- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;

- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

-находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения;

- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

-обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

-соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

- высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

- читать по ролям художественное произведение;

- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- создавать иллюстрации к произведениям;

- создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально - смысловые значения;

-определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

-вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

-определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

-различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);

-находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

-выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

-вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

-самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

-планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

-сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

-устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;

-строить логические рассуждения, включающие определение причинно - следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

-работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи;

-корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

-понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

К концу 3 класса обучающиеся научатся:

-правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

-объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);

-составлять план произведения, рассказы о героях;

-сопоставлять разных героев;

-определять своё отношение к произведению и героям, объяснять его;

-выявлять отношение автора к персонажам;

делать подборку книг определённого автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;

-создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;

-вести рассказ от лица героя;

-читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;

-различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия;

-различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

-находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;

-выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.

1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности

Вид контроля

Форма контроля

№ урока

Iчетверть


Тематический

Проверка навыка чтения (входной мониторинг).

14

Тематический

Проектная деятельность по теме «Народные сказки».

30

Тематический

Контрольное чтение

32

II четверть

Тематический

Тест по теме «Поэтические страницы».


36

Тематический

Работа с текстом. Проверочная работа №1.

46

Тематический

Тест по теме «Зимы ждала, ждала природа».

55

Тематический

Контрольное чтение

64




III четверть

Тематический

Тест по теме «Басни».

76

Тематический

Проектная деятельность по теме «Басни».


78

Тематический

Тест по теме «О совести и долге».

106

IVчетверть

Тематический

Работа с текстом. Проверочная работа №2.

130

Промежуточная аттестация

Итоговое контрольное чтение.

131

Промежуточная аттестация

Итоговая комплексная работа.

132






2. Содержание учебного курса

2.1. Содержание учебного курса

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на берёзах…»

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо - юдо»; литовская сказка «Жаба - королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал»

.Проект «Народные сказки»

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна - лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (6 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (11 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (14 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (9 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы.

Проект «Басни»

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса»

Братья наши меньшие (16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот - ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (13 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (10 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (19 ч)

Шутки - прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Научно - популярные статьи

 Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами. Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

 Работа с текстом и книгой
 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
 Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
 Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

 Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

 Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

 Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
2.2. Прохождение практической части программы по предмету


Общее количество

Всего часов

Контрольных (проверочных) работ

Проектов

1 четверть

32

2

1

2 четверть

30

2


3 четверть

42


1

4 четверть

32

3

















3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

«Уж небо осень дышало... »

15

Народные сказки

15

3.

Поэтические страницы

6

4.

О мужестве и о любви

11

5.

«Зимы ждала, ждала природа... »

8

6.

Авторские сказки

14

7.

Басни

9

8.

Братья наши меньшие

16

9.

О совести и долге

13

10.

Весна пришла

10

11.

И в шутку, и всерьез

19


Итого

136


1