Содержание:
Разделы | Страницы |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. | 2 - 5 |
2. Содержание учебного предмета. | 6 - 8 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы. | 9 |
4. Приложение | |
4.1. Календарно – тематическое планирование | |
4.2. Контрольно – измерительные материалы | |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
могут быть сформированы:
- познавательная мотивация учения;
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные результаты:
Речевая и читательская деятельность
Обучающиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
-находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
-обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
-соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально - смысловые значения;
-определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
-вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
-определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
-различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
-находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
-выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
-самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
-планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
-сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
-устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;
-строить логические рассуждения, включающие определение причинно - следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
-работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
-точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи;
-корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
-понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
-правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
-объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
-составлять план произведения, рассказы о героях;
-сопоставлять разных героев;
-определять своё отношение к произведению и героям, объяснять его;
-выявлять отношение автора к персонажам;
делать подборку книг определённого автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
-создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
-вести рассказ от лица героя;
-читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;
-различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия;
-различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);
-находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;
-выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.
1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности
Вид контроля | Форма контроля | № урока |
Iчетверть | |
Тематический | Проверка навыка чтения (входной мониторинг). | 14 |
Тематический | Проектная деятельность по теме «Народные сказки». | 30 |
Тематический | Контрольное чтение | 32 |
II четверть |
Тематический | Тест по теме «Поэтические страницы». | 36 |
Тематический | Работа с текстом. Проверочная работа №1. | 46 |
Тематический | Тест по теме «Зимы ждала, ждала природа». | 55 |
Тематический | Контрольное чтение | 64 |
| | |
III четверть |
Тематический | Тест по теме «Басни». | 76 |
Тематический | Проектная деятельность по теме «Басни». | 78 |
Тематический | Тест по теме «О совести и долге». | 106 |
IVчетверть |
Тематический | Работа с текстом. Проверочная работа №2. | 130 |
Промежуточная аттестация | Итоговое контрольное чтение. | 131 |
Промежуточная аттестация | Итоговая комплексная работа. | 132 |
2. Содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на берёзах…»
Народные сказки (15 ч)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо - юдо»; литовская сказка «Жаба - королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал»
.Проект «Народные сказки»
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна - лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (6 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (11 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (14 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (9 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы.
Проект «Басни»
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса»
Братья наши меньшие (16 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот - ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (13 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (10 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз (19 ч)
Шутки - прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Научно - популярные статьи
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами. Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
2.2. Прохождение практической части программы по предмету
| Общее количество |
Всего часов | Контрольных (проверочных) работ | Проектов |
1 четверть | 32 | 2 | 1 |
2 четверть | 30 | 2 | |
3 четверть | 42 | | 1 |
4 четверть | 32 | 3 | |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов |
| «Уж небо осень дышало... » | 15 |
| Народные сказки | 15 |
3. | Поэтические страницы | 6 |
4. | О мужестве и о любви | 11 |
5. | «Зимы ждала, ждала природа... » | 8 |
6. | Авторские сказки | 14 |
7. | Басни | 9 |
8. | Братья наши меньшие | 16 |
9. | О совести и долге | 13 |
10. | Весна пришла | 10 |
11. | И в шутку, и всерьез | 19 |
| Итого | 136 |
1