СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по  литературному  чтению  для  4 класса  по  Образовательной  Системе  "Школа 2100"  в  соответствии  с  Федеральным  Государственным  Образовательным  Стандартом   начального  общего  образования.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 класс»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад № 52»






Рабочая учебная программа

по литературному чтению

на 2014-2015 уч. год

Составлена на основе ОС «Школа-2100»



Программу составила

учитель начальных классов

Рябкова Ксения Викторовна










ПРОГРАММА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

102 ч. (3 ч. в неделю)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

I. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Круг детского чтения.

Техника чтения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.


Круг детского чтения.

Произведения современной детской литературы разных жанров Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в.

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Техника чтения.

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя. 4-й класс - Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.


Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умений:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика.
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

  • выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Для реализации программного содержания курса литературного чтения используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Литературное чтение «В океане света» Учебник для 4 класса. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Москва «Баласс» 2012 г.)

  2. Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2012 г.)

  3. Поурочные планы по литературному чтению по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, 4 класс, автор Л.И. Рудченко, Волгоград


III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

  • самостоятельно находить ключевые слова;

  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

  • формулировать основную мысль текста;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

  • видеть языковые средства, использованные автором.














Календарно-тематическое планирование по литературному чтению


Дата

Тема

Основные виды деятельности учащихся

План.

Факт.

1 четверть (24ч.)

1

2.09


Введение в курс литературного чтения. Знакомство с книгой «В океане света»?

Я - гражданин своей страны и частично её истории

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (7 часов)

2

3.09


Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

3

4.09


Фантастическая повесть. Велтистов «Приключения Электроника»

4

9.09


Велтистов «Приключения Электроника»

5

10.09


Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

6

11.09


Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

Обобщающий урок по разделу.

7

16.09


Внеклассное чтение. «Книги о ребятах сверстниках»

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов)

8

17.09


Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

9

18.09


«Повесть временных


лет». «Расселение славян».

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

10

23.09


«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучения» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV-XVI веках. Поучения и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

11

24.09


Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

12

25.09


Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

13

30.09


Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика

Знать темы и героев путешествия

14

1.10


Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги.

Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения

15

2.10


Обобщение по разделу «У истоков детской литературы». Серёжины книги.

Уметь:

– выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

16

7.10


Внеклассное чтение. Книги о книгах.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

17

8.10


С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (отрывок). Автобиографическое произведение.

18

9.10


А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст

с пословицами


19

14.10


Статьи Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

20

15.10


Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребёнка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того хочешь»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

21

16.10


Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVIII веках.

22

21.10


Внеклассное чтение. Стихи Хармса.

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).

Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

23

22.10


Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»


Уметь:

– выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения

Раздел 3. Детская литература XIX века (38 часов)

24

23.10


Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.Крылов «Слон и Моська»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

2 четверть (23 ч.)

25

5.11


И.А.Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни.

Уметь:

- пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

26

6.11


Внеклассное чтение. Басни Крылова.

27

11.11


Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.

А. Погорельский «Чёрная курица»

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план;

– делать вывод

28

12.11


А. Погорельский «Чёрная курица»

Нелёгкий путь в подземное царство(ч.2,3).

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

29

13.11


А. Погорельский «Чёрная курица» части 4-6

30

18.11


Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

31

19.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Знакомство с героями сказки(ч.1–3).

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

32

20.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4–6).

33

25.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Первое чудо и вторая встреча с отцом. МирСалтана и мир Гвидона(ч.7–9).

34

26.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Царь Салтан и князь Гвидон(ч.10–15).В чём главный смысл сказки?(Финал).

35

27.11


Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

36

2.12


В. Жуковский «Спящая царевна»

37

3.12


Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (обобщение)

38

4.12


В.И.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра)

39

9.12


Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю)

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

40

10.12


А.Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

41

11.12


Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается».

42

16.12


Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (отрывок)

43

17.12


Библиотечный урок. Справочная литература

44

18.12


Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева

45

23.12


Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе

46

24.12


Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Картины русской природы в стихотворении.

47

25.12


Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Дедушка Мазай–добрый охотник.

3 четверть (30 ч.)

48

13.01


Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

49

14.01


Л. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

50

15.01


Л.Н.Толстой «Как ходят деревья»

51

20.01


К.Д. Ушинский « Столица и губернский город»

52

21.01


К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»

53

22.01


К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

54

27.01


К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому

55

28.01


А.И. Куприн «Слон»

Непонятная болезнь (ч.1–3).

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

56

29.01


А.И. Куприн «Слон» Можно ли выполнить желание Нади?(ч.4–5).

57

3.02


А.И. Куприн «Слон» «Я уже совсем здорова!»(ч.6).

58

4.02


Обобщение по теме «Детская литература XIX века»

59

5.02


Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей

60

10.02


А.П. Чехов «Каштанка»


61

11.02


А.П. Чехов «Мальчики»

Раздел 4. Детская литература XX века (27 часов)

62

12.02


Путешествие 8. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

63

17.02


Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

Первый день Лены в гимназии (гл. 8).

64

18.02


Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11).

65

19.02


Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» Образ Лены Икониной. Обобщение.

66

24.02


Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков. Куприн «Белый пудель»

67

25.02


Путешествие 9. Петроград, 1923 год

68

26.02


Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»

69

3.03


Корней Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон

70

4.03


Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

71

5.03


Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– использовать статьи литературных критиков;

– участвовать в обсуждении текстов;

– объяснить смысл названия путешествия; – рассказывать о полюбившихся детских журналах

72

10.03


Внеклассное чтение. Современные чудаки. Стихи Чуковского


73

11.03


Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С.Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!»

74

12.03


Внеклассное чтение. Современные детские журналы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

75

17.03


Е. Шварц «Два брата»

Живой мир и мир вечного покоя(гл. 1–4).

76

18.03


Е. Шварц «Два брата» Спасение Младшего –победа живого мира(гл. 5–8).

77

19.03


Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»

4 четверть (25 ч.)

78

31.03


А.Н.Толстой «Фофка»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

79

1.04


А.Н. Толстой «Кот – сметанный рот». М.Пришвин «Изобретатель»

80

2.04


С.Маршак «Сила жизни»

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

81

7.04


Р.Киплинг «На далёкой Амазонке». Р.Бёрнс «В горах моё сердце»

82

8.04


С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение по разделу «Детская литература XX века».

83

9.04


Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах

84

14.04


Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»

85

15.04


А.Барто «Снегирь»

86

16.04


Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» Живая кукла наследника Тутти(ч.2).

87

21.04


Ю.Олеша «Три толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» Три Толстяка и другие герои сказки(ч.3,4).

Уметь:

– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

– комментировать прочитанное

88

22.04


Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» «Простые высокие истины»(обобщение).

Раздел 5. Детская литература 30–50-х годов (5 часов)

89

23.04


Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман «Гайдар и дети»

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление

о книге.

Уметь:

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога;

– характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

90

28.04


А.Гайдар «Тимур и его команда»

«Этот чердак был обитаем» (ч.1,2).

91

29.04


А.Гайдар «Тимур и его команда» Игра или серьёзное дело? (ч.3,45,).

92

30.04


Путешествие 13. Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры. Н.Носов «Федина задача». В.Драгунский «Что любит Мишка»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.


Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

93

5.05


Стихи А. Барто. Сатира или юмор? Весёлые произведения В.Голявкина, И.Пивоваровой


Раздел 6. Детская литература 60–90-х годов (9 час)

94

6.05


Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благиной, Б.Заходера, Ю.Коринца.

Знать произведения классиков детской поэзии

95

7.05


Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского

Знать:

– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;

– авторов и их произведения данного периода.


Уметь:

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

– определять авторские особенности;

– выполнять различные виды чтения:

выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

– импровизировать произведения;

– размышлять о творчестве поэтов;

– рассказывать об авторах произведений;

– создавать собственные миниатюры

96

12.05


Стихи С. Чёрного, В.Долиной, Н.Матвеевой, миниатюры Г.Цыферова

97

13.05


Обобщение. по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

98

14.05


С.Козлов «Снежный цветок»

Знакомство с героями (картины 1,2). Поиски снежного цветка (картины 3 – 5).


Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:

– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

99

19.05


С.Козлов «Снежный цветок» Мудрая сказка для малышей (картины 6 – 8).

100

20.05


Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

101

21.05


Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета»

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

102

26.05


Обобщение по всему курсу. Интервью с Тимом Собакиным.

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!