Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 52»
Рабочая учебная программа
по литературному чтению
на 2014-2015 уч. год
Составлена на основе ОС «Школа-2100»
Программу составила
учитель начальных классов
Рябкова Ксения Викторовна
ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
102 ч. (3 ч. в неделю)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения.
Произведения современной детской литературы разных жанров Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в.
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в.
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Техника чтения.
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя. 4-й класс - Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умений:
самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
составлять простой и сложный план текста;
пересказывать текст по плану.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика.
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Обучение:
подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Для реализации программного содержания курса литературного чтения используются следующие учебники и учебные пособия:
Литературное чтение «В океане света» Учебник для 4 класса. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Москва «Баласс» 2012 г.)
Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2012 г.)
Поурочные планы по литературному чтению по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, 4 класс, автор Л.И. Рудченко, Волгоград
III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ | Дата | Тема | Основные виды деятельности учащихся |
План. | Факт. |
1 четверть (24ч.) |
1 | 2.09 | | Введение в курс литературного чтения. Знакомство с книгой «В океане света»? Я - гражданин своей страны и частично её истории | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов |
Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (7 часов) |
2 | 3.09 | | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» |
3 | 4.09 | | Фантастическая повесть. Велтистов «Приключения Электроника» |
4 | 9.09 | | Велтистов «Приключения Электроника» |
5 | 10.09 | | Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести |
6 | 11.09 | | Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада». Обобщающий урок по разделу. |
7 | 16.09 | | Внеклассное чтение. «Книги о ребятах сверстниках» |
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов) |
8 | 17.09 | | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть |
9 | 18.09 | | «Повесть временных лет». «Расселение славян». Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки |
10 | 23.09 | | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучения» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV-XVI веках. Поучения и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных |
11 | 24.09 | | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия |
12 | 25.09 | | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина |
13 | 30.09 | | Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика | Знать темы и героев путешествия |
14 | 1.10 | | Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. | Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения |
15 | 2.10 | | Обобщение по разделу «У истоков детской литературы». Серёжины книги. | Уметь: – выполнять творческие задания; – определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги |
16 | 7.10 | | Внеклассное чтение. Книги о книгах. | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть |
17 | 8.10 | | С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (отрывок). Автобиографическое произведение. |
18 | 9.10 | | А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» | Знать: – о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом; – отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. Уметь: – сравнивать построение нравоучительных статей; – соотносить текст с пословицами |
19 | 14.10 | | Статьи Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» |
20 | 15.10 | | Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребёнка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того хочешь» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть |
21 | 16.10 | | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVIII веках. |
22 | 21.10 | | Внеклассное чтение. Стихи Хармса. | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности |
23 | 22.10 | | Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» | Уметь: – выбирать смысловые слова, тему; – анализировать тему и содержание сочинения |
Раздел 3. Детская литература XIX века (38 часов) |
24 | 23.10 | | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.Крылов «Слон и Моська» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; |
2 четверть (23 ч.) |
25 | 5.11 | | И.А.Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. | Уметь: - пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы |
26 | 6.11 | | Внеклассное чтение. Басни Крылова. |
27 | 11.11 | | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица» | Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план; – делать вывод |
28 | 12.11 | | А. Погорельский «Чёрная курица» Нелёгкий путь в подземное царство(ч.2,3). | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы |
29 | 13.11 | | А. Погорельский «Чёрная курица» части 4-6 |
30 | 18.11 | | Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой |
31 | 19.11 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Знакомство с героями сказки(ч.1–3). | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
32 | 20.11 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4–6). |
33 | 25.11 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Первое чудо и вторая встреча с отцом. МирСалтана и мир Гвидона(ч.7–9). |
34 | 26.11 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Царь Салтан и князь Гвидон(ч.10–15).В чём главный смысл сказки?(Финал). |
35 | 27.11 | | Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; |
36 | 2.12 | | В. Жуковский «Спящая царевна» |
37 | 3.12 | | Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (обобщение) |
38 | 4.12 | | В.И.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра) |
39 | 9.12 | | Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
40 | 10.12 | | А.Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
41 | 11.12 | | Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается». |
42 | 16.12 | | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (отрывок) |
43 | 17.12 | | Библиотечный урок. Справочная литература |
44 | 18.12 | | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева |
45 | 23.12 | | Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе |
46 | 24.12 | | Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Картины русской природы в стихотворении. |
47 | 25.12 | | Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Дедушка Мазай–добрый охотник. |
3 четверть (30 ч.) |
48 | 13.01 | | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
49 | 14.01 | | Л. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» |
50 | 15.01 | | Л.Н.Толстой «Как ходят деревья» |
51 | 20.01 | | К.Д. Ушинский « Столица и губернский город» |
52 | 21.01 | | К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога» |
53 | 22.01 | | К.Д. Ушинский «Наше Отечество» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. |
54 | 27.01 | | К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому |
55 | 28.01 | | А.И. Куприн «Слон» Непонятная болезнь (ч.1–3). | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
56 | 29.01 | | А.И. Куприн «Слон» Можно ли выполнить желание Нади?(ч.4–5). |
57 | 3.02 | | А.И. Куприн «Слон» «Я уже совсем здорова!»(ч.6). |
58 | 4.02 | | Обобщение по теме «Детская литература XIX века» |
59 | 5.02 | | Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей |
60 | 10.02 | | А.П. Чехов «Каштанка» |
61 | 11.02 | | А.П. Чехов «Мальчики» |
Раздел 4. Детская литература XX века (27 часов) |
62 | 12.02 | | Путешествие 8. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
63 | 17.02 | | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» Первый день Лены в гимназии (гл. 8). |
64 | 18.02 | | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). |
65 | 19.02 | | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» Образ Лены Икониной. Обобщение. |
66 | 24.02 | | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков. Куприн «Белый пудель» |
67 | 25.02 | | Путешествие 9. Петроград, 1923 год |
68 | 26.02 | | Б.Житков «Николай Исаич Пушкин» |
69 | 3.03 | | Корней Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон |
70 | 4.03 | | Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» |
71 | 5.03 | | Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – использовать статьи литературных критиков; – участвовать в обсуждении текстов; – объяснить смысл названия путешествия; – рассказывать о полюбившихся детских журналах |
72 | 10.03 | | Внеклассное чтение. Современные чудаки. Стихи Чуковского |
73 | 11.03 | | Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С.Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!» |
74 | 12.03 | | Внеклассное чтение. Современные детские журналы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – анализировать сказки; – составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок |
75 | 17.03 | | Е. Шварц «Два брата» Живой мир и мир вечного покоя(гл. 1–4). |
76 | 18.03 | | Е. Шварц «Два брата» Спасение Младшего –победа живого мира(гл. 5–8). |
77 | 19.03 | | Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» |
4 четверть (25 ч.) |
78 | 31.03 | | А.Н.Толстой «Фофка» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. |
79 | 1.04 | | А.Н. Толстой «Кот – сметанный рот». М.Пришвин «Изобретатель» |
80 | 2.04 | | С.Маршак «Сила жизни» | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.; – выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений |
81 | 7.04 | | Р.Киплинг «На далёкой Амазонке». Р.Бёрнс «В горах моё сердце» |
82 | 8.04 | | С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение по разделу «Детская литература XX века». |
83 | 9.04 | | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах |
84 | 14.04 | | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» |
85 | 15.04 | | А.Барто «Снегирь» |
86 | 16.04 | | Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» Живая кукла наследника Тутти(ч.2). |
87 | 21.04 | | Ю.Олеша «Три толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» Три Толстяка и другие герои сказки(ч.3,4). | Уметь: – выделять ключевые фразы, мысли при чтении; – комментировать прочитанное |
88 | 22.04 | | Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» «Простые высокие истины»(обобщение). |
Раздел 5. Детская литература 30–50-х годов (5 часов) |
89 | 23.04 | | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман «Гайдар и дети» | Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. Иметь целостное представление о книге. Уметь: – относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать; – пересказывать текст с добавлением диалога; – характеризовать героев; – участвовать в обобщающей беседе по вопросам |
90 | 28.04 | | А.Гайдар «Тимур и его команда» «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2). |
91 | 29.04 | | А.Гайдар «Тимур и его команда» Игра или серьёзное дело? (ч.3,45,). |
92 | 30.04 | | Путешествие 13. Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры. Н.Носов «Федина задача». В.Драгунский «Что любит Мишка» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
93 | 5.05 | | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? Весёлые произведения В.Голявкина, И.Пивоваровой | |
Раздел 6. Детская литература 60–90-х годов (9 час) |
94 | 6.05 | | Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благиной, Б.Заходера, Ю.Коринца. | Знать произведения классиков детской поэзии |
95 | 7.05 | | Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского | Знать: – отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов; – авторов и их произведения данного периода. Уметь: – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; – определять авторские особенности; – выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное; – импровизировать произведения; – размышлять о творчестве поэтов; – рассказывать об авторах произведений; – создавать собственные миниатюры |
96 | 12.05 | | Стихи С. Чёрного, В.Долиной, Н.Матвеевой, миниатюры Г.Цыферова |
97 | 13.05 | | Обобщение. по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» | Знать произведения классиков детской поэзии. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) |
98 | 14.05 | | С.Козлов «Снежный цветок» Знакомство с героями (картины 1,2). Поиски снежного цветка (картины 3 – 5). | Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Уметь: – анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; – рисовать волшебный цветок; – участвовать в обобщающей беседе |
99 | 19.05 | | С.Козлов «Снежный цветок» Мудрая сказка для малышей (картины 6 – 8). |
100 | 20.05 | | Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов |
101 | 21.05 | | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета» | Уметь: – читать выборочно, цитировать текст; – замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора |
102 | 26.05 | | Обобщение по всему курсу. Интервью с Тимом Собакиным. | Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам» |