СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 4 класс УМК Перспектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 класс УМК Перспектива»

ПРИЛОЖЕНИЕ КНОО


Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю. А. Гарнаева

с углубленным изучением отдельных предметов





Утверждаю

Директор МОУ школы № 5

им. Ю.А. Гарнаева

________________ А. В. Бубнова

Приказ № ___ от _____________


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)

Литературное чтение



4 Б КЛАСС

НА 2017 -2018УЧЕБНЫЙ ГОД



Юрасова Е. Л.

учитель начальных классов

высшей категории







Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.)

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015г.;


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными программами начального общего образования и авторской программой предмет «Литературное чтение» изучают в 4 классе 3 часа в неделю(102 часа в год).

С учётом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 100 часов. . В связи с этим в рабочую программу внесены следующие изменения: Раздел «Книга в мировой культуре » сокращен на 3 часа. Раздел «Истоки литературного творчества» сокращен на 1 час, что найдет свое отражение в календарно – тематическом планировании.

Цели

Формирование читательской компетенции младшего школьника.

- развитие творческих и познавательных способностей

- развитие творческих и познавательных способностей

- развитие творческих и познавательных способностей

Задачи:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. 


Планируемые результаты изучения учебного предмета



Личностные  результаты

 У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;

  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.



Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;

  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.

  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».


Метапредметные  результаты

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;

  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Обучающийся получит возможность:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;



Коммуникативные результаты.

Обучающийся научится:

  •  составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

  • готовить самостоятельно проекты;

  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.



Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

  • Самостоятельно составлять аннотацию;

  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст;

Обучающийся получит возможность:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам.



Основное содержание учебного предмета.

Учебно-тематический план.


Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Книга в мировой культуре.

6

3

Истоки литературного творчества

21

4

О Родине, о подвигах, о славе

17

5

Жить по совести, любя друг друга

14

6

Литературная сказка

16

7

Великие русские писатели

21

8

Литература как искусство слова

2

Итого за год:

100


Вводный урок ( 1 час)

Условные обозначения; содержание учебника; обращение автора учебника.

Книга в мировой культуре ( 6 часов)

Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги.

Истоки литературного творчества( 22 часов)

Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Притча. Смысл притчи. Былины . Особенности былин. Мифы Древней Греции.

О Родине, о подвигах, о славе( 17часов)

Пословицы о Родине. А. Невский. В. Серов «Ледовое побоище». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.. Сравнение произведений Е. Благина «папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Творческий проект «Нам не нужна война»

Жить по совести, любя друг друга( 14 часов).

Сравнение прозаических и поэтических произведений. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести. Создание собственного дневника. М. Зощенко «самое главное». И Пивоварова «смеялись мы – хи – хи …»Соотнесение содержания текста с пословицей. Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе.

Литературная сказка (17часов).

Собиратели народных сказок. Выставки книг. Особенности литературной сказки. Сравнение сказок.

Великие русские писатели( 21 часов).

Выставка книг. Произведения русских писателей. А.С. Пушкина, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, И. И. Козлова, И. Левитана, М. Ю. Лермонтова. Сравнение произведений литературы и живописи. Особенности художественного и исторического текстов. Средства художественной выразительности для создания картины. Басни И. А. Крылова . Специфические особенности басни как жанра.

Литература как искусство слова ( 2 час)

Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг». Литературные тайны

Аудирование .

  • Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

  • Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Чтение про себя.

  • Способ чтения: беглое чтение целыми словами.

  • Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.

  • Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

  • Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 80-90 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.

  • Умение находить информацию в тексте.

  • Понимание особенностей разных видов чтения.



Работа с разными видами текста.

  • Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.

  • Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.

  • Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.

  • Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).

  • Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.

  • Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.

Библиографическая культура.

  • Книга как особый вид искусства.

  • Книга как источник знаний.

  • Виды информации в книге.

  • Типы книг.

  • Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог.



Работа с художественным произведением.

  • Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов.

  • Слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.

  • Восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.

  • Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.

  • Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).

  • Побуждение детей к самостоятельному прочтению произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.

  • Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.

  • Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.

  • Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.

  • Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.

  • Развитие умения обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.

  • Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).

  • Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.

  • Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.

  • Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.



Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

  • Понимание заглавия произведения.

  • Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов.

  • Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.

  • Определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем.

  • Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.



Умение говорить (культура речевого общения).

  • Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.

  • Формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом ( восхищением, удивлением и т. д.) с помощью учителя.

  • Формирование умения давать оценку прочитанного.

  • Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

  • Осознание монолога как формы речевого высказывания.



Письмо (культура письменной речи).

  • Соблюдение норм письменной речи.

  • Использование в письменной речи выразительных средств языка.

  • Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения.



Круг детского чтения.

  • Произведения устного народного творчества разных народов.

  • Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.

  • Жанровое разнообразие произведений.

  • Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.



Литературоведческая пропедевтика.

  • Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

  • Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.

  • Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.

  • Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.

  • Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.

  • Развитие умения выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).



Творческая деятельность.

  • Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.

  • Развитие умения составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).

  • Интерпретация текста литературного произведения.

  • Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем произведении.

  • Выражение своего отношения и формулирование его в слове.



В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

  • Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Литературное чтение» в 4-м классе





№ урока



Наименование разделов и тем



Характеристика основных видов деятельности ученика по теме.



Плановые сроки прохождения



Скорректированные сроки прохождения

Вводный урок (1 ч)


1

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.


01.09.


Книга в мировой культуре. (6 ч)



2

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.


04.09


3

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге

Рассуждать о роли книги в мировой культуре.

Читать вслух и про себя.

Группировать высказывания по темам.

Участвовать в работе группы;

07.09


4

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

08.09


5

«Повесть временных лет». Летописец Нестор. М. Горький «О книгах». История книги.

отбирать необходимую информацию для подготовки

сообщений

Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами.

12.09


6

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

14.09


7

Проверочная работа. Проверка техники чтения

15.09


Истоки литературного творчества (21 ч)

8

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы.

Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов.

Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч.

Объяснять нравственный смысл притч.

Читать вслух и про себя.

Выявлять особенности былинного

19.09


9

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

21.09


10

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

22.09


11

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

26.09


12

Былины. Особенности былинных текстов.

28.09


13

Былина. «Исцеление Ильи Муромца»

текста.

Сравнивать былину со сказочным

29.09


14

«Ильины три поездочки»

текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин.

Рассказывать о картине.

Выявлять особенности мифа.

Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Распределять роли; договариваться друг с другом.

03.10


15

«Ильины три поездочки» Сравнение поэтического и прозаического тестов былины

05.10


16

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

06.10


17

Особенности славянского мифа

10.10


18

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

17.10


19

Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания

Составлять сказку по аналогии с

данной сказкой

19.10


20

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

Участвовать в работе группы.

Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.

Читать вслух и про себя.

Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

20.10


21

Тайская народная сказка. «Болтливая птичка»

24.10


22

Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю

26.10


23

Притча. «Царь и кузнец»

27.10


24

Причта «Шрамы на сердце»

31.10


25

Наш театр. Подготовка сценария

02.11


26

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития»

03.11


27

Проверочная работа

07.11


28

Внеклассное чтение. Урок –дискуссия по теме «Былины»

09.11


О Родине, о подвигах, о славе ( 17 ч)

29

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине


Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться.

Определять смысл понятий: поступок, подвиг.

10.11


30

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий.

14.11


31

Н.Языков. «Мой друг!..». А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский «Русь»

Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

16.11


32

Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище.

Читать вслух и про себя.

17.11


33

Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.

28.11


34

Дмитрий Донской. Куликовская битва.


30.11


35

Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь»

Называть особенности исторической песни.

01.12


36

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Р. Рождественский. «Реквием»

Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения.

05.12


37

А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение»

Читать вслух и про себя.

07.12


38

Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.

Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии.

08.12


39

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

12.12


40

С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета».

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.

14.12


41

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

15.12


42

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом.

19.12


43

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике.

21.12


44

Проверочная работа

22.12


45

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»

26.12


Жить по совести, любя друг друга (14 ч)




46

Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой. «Детство Никиты»


Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть.

28.12


47

А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа.

Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях.

29.12


48

А. Толстой. «Детство Никиты». Герои рассказа.

49

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему.

11.01


50

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл повести

Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.

12.01


51

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

Составлять текст по аналогии с данным.

Соотносить содержание текста и пословицу.

16.01


52

М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа.

18.01


53

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей.

19.01


54

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника

23.01


55-56




Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе

Н.Носов. «Метро»

Определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.






25.01

26.01


Выявлять особенности юмористического текста.

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.

57-58

В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа

Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.

30.01

01.02


Раздел: Литературная сказка (17ч)



59-60

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок. Братья Гримм- собиратели немецких народных сказок.

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Определять тему и название выставки книг.



Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку.

Выявлять особенности литературной сказки.

.Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.



Сравнивать сказки разных писателей.

02.02

06.02


61

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои сказки.

08.02


62




Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш.Перро. Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки.

Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета.Ш.Перро. «Спящая красавица».

09.02


63

Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки.



Выявлять особенности поэтического текста сказки.



Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.



Обсуждать в группе, что значит

13.02


64

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

15.02


65

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки.

жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.



Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение



Составлять каталог на определённую тему.



Составлять аннотацию к книге.



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

16.02


66

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.

27.02


67

Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.

01.03


68

Создание сказки по аналогии.

02.03


69

Мы идём в библиотеку. «По дорогам сказки».

06.03


70

И.Токмакова «Сказочка о счастье»

09.03


71

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки.

13.03


72

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок

15.03


74

Наш театр. Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог».

16.03


75

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога.

20.03


76

Проверочная работа

22.03


77

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».

23.03


Великие русские писатели (21 ч)




78


Вводный урок по содержанию раздела.

А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

Называть изученные произведения А.с. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки.. Сравнивать литературные сказки.

Сравнивать сказки разных писателей.



Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

Выбирать стихи для выразительного чтения.



Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Читать вслух и про себя.



Сравнивать произведения живописи и литературы.

Составлять рассказ по картине



Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.



Выявлять особенности исторической песни.



Читать по ролям.

Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Пересказывать тексты подробно и кратко.





Распределять роли. Инсценировать произведение.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


27.03


79 - 81


А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. Герои произведения.

29.03-03.04


А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Волшебные предметы и помощники в сказке. Сравнение сказок


82

А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи. А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны


05.04

83

Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи. «Ранняя весна». И.И. Козлов. «Вечерний звон». И. Левитан. «Вечерний звон».

06.04


84

Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон»

12.04


85

М. Лермонтов. «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М. Лермонтов. «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гёте. В.Я.Брюсова. Сравнение текстов

13.04


86

М. Лермонтов. «Тифлис». «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи

17.04


87

М. Лермонтов. «Крестовая гора». «Утёс». Сравнение произведений литературы и живописи.

19.04


88

М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

20.04


89

М. Лермонтов. «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов.

24.04


90

Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом

Л.Н.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои произведения.

26.04


91

Л. Н.Толстой. «Ивины». Герои рассказа

27.04


92

И.С.Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. С.Никитин. «Когда закат прощальными лучами…» И. Левитан. «Тишина»

03.05


93

И. А. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё холодно и сыро…»

04.05


94

Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом

08.05


95

Проект. «Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии». Л. Н.Толстой. «Был русский князь Олег»

10.05


96

Басни Л.Н.Толстого. Специфические особенности басни как жанра

11.05


15.05


97

Л. Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ

98

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.

17.05


Литература как искусство слова (2ч)



99 -

100

Обобщение по курсу литературного чтения

Содержание данного раздела ориентировано на самостоятельную работу учащихся 4 класса с последующим самоконтролем и контролем со стороны учителя.

18.05

22.05













Учебно-методическое и материально–техническое обеспечение образовательного процесса.


Для учащихся:

  1. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. «Волшебная сила слов». Рабочая тетрадь по развитию речи. М.: Просвещение, 2014г

  2. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2014г

  3. Учебник.Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, М.: Просвещение, 2014г


Для учителя:

  1. Учебник. Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, М.: Просвещение, 2014г

  2. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. , М.: Просвещение, 2014г


MULTIMEDIA – поддержка предмета

Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. БойкинаЭлектронные приложения к учебникам литературного чтения, составитель: М.К. Антошин, 4 класс.– М.: УМЦ «Перспектива», 2014


Технические средства обучения

Классная доска

Мультимедийная доска

Принтер

Ксерокс

Персональный компьютер













«Согласовано» «Согласовано»

Председатель ШМО учителей Заместителем директора

начальных классов по УВР

___________ Щулепова С. В. ____________ Буланова Н. Н.

«____» _____________2017г. «____» ___________2017г