Юрасова Е. Л.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными программами начального общего образования и авторской программой предмет «Литературное чтение» изучают в 4 классе 3 часа в неделю(102 часа в год).
С учётом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 100 часов. . В связи с этим в рабочую программу внесены следующие изменения: Раздел «Книга в мировой культуре » сокращен на 3 часа. Раздел «Истоки литературного творчества» сокращен на 1 час, что найдет свое отражение в календарно – тематическом планировании.
Формирование читательской компетенции младшего школьника.
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Условные обозначения; содержание учебника; обращение автора учебника.
Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги.
Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Притча. Смысл притчи. Былины . Особенности былин. Мифы Древней Греции.
Пословицы о Родине. А. Невский. В. Серов «Ледовое побоище». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.. Сравнение произведений Е. Благина «папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Творческий проект «Нам не нужна война»
Сравнение прозаических и поэтических произведений. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести. Создание собственного дневника. М. Зощенко «самое главное». И Пивоварова «смеялись мы – хи – хи …»Соотнесение содержания текста с пословицей. Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе.
Собиратели народных сказок. Выставки книг. Особенности литературной сказки. Сравнение сказок.
Выставка книг. Произведения русских писателей. А.С. Пушкина, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, И. И. Козлова, И. Левитана, М. Ю. Лермонтова. Сравнение произведений литературы и живописи. Особенности художественного и исторического текстов. Средства художественной выразительности для создания картины. Басни И. А. Крылова . Специфические особенности басни как жанра.
Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг». Литературные тайны
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Характеристика основных видов деятельности ученика по теме. |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Вводный урок (1 ч) | |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться. | 01.09. | |
Книга в мировой культуре. (6 ч) | | |
2 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. | | 04.09 | |
3 | Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге | Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Участвовать в работе группы; | 07.09 | |
4 | Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» | 08.09 | |
5 | «Повесть временных лет». Летописец Нестор. М. Горький «О книгах». История книги. | отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. | 12.09 | |
6 | Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах | 14.09 | |
7 | Проверочная работа. Проверка техники чтения | 15.09 | |
Истоки литературного творчества (21 ч) |
8 | Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Читать вслух и про себя. Выявлять особенности былинного | 19.09 | |
9 | Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | 21.09 | |
10 | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. | 22.09 | |
11 | Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | 26.09 | |
12 | Былины. Особенности былинных текстов. | 28.09 | |
13 | Былина. «Исцеление Ильи Муромца» | текста. Сравнивать былину со сказочным | 29.09 | |
14 | «Ильины три поездочки» | текстом. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. Рассказывать о картине. Выявлять особенности мифа. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Распределять роли; договариваться друг с другом. | 03.10 | |
15 | «Ильины три поездочки» Сравнение поэтического и прозаического тестов былины | 05.10 | |
16 | Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». | 06.10 | |
17 | Особенности славянского мифа | 10.10 | |
18 | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. | 17.10 | |
19 | Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания | Составлять сказку по аналогии с данной сказкой | 19.10 | |
20 | Самостоятельное чтение. Сказки о животных. | Участвовать в работе группы. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Читать вслух и про себя. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | 20.10 | |
21 | Тайская народная сказка. «Болтливая птичка» | 24.10 | |
22 | Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю | 26.10 | |
23 | Притча. «Царь и кузнец» | 27.10 | |
24 | Причта «Шрамы на сердце» | 31.10 | |
25 | Наш театр. Подготовка сценария | 02.11 | |
26 | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития» | 03.11 | |
27 | Проверочная работа | 07.11 | |
28 | Внеклассное чтение. Урок –дискуссия по теме «Былины» | 09.11 | |
О Родине, о подвигах, о славе ( 17 ч) |
29 | Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять смысл понятий: поступок, подвиг. | 10.11 | |
30 | К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий. | 14.11 | |
31 | Н.Языков. «Мой друг!..». А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский «Русь» | Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. | 16.11 | |
32 | Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. | Читать вслух и про себя. | 17.11 | |
33 | Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. | 28.11 | |
34 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. | | 30.11 | |
35 | Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь» | Называть особенности исторической песни. | 01.12 | |
36 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Р. Рождественский. «Реквием» | Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. | 05.12 | |
37 | А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение» | Читать вслух и про себя. | 07.12 | |
38 | Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. | Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. | 08.12 | |
39 | Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. | 12.12 | |
40 | С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». | Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. | 14.12 | |
41 | Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | 15.12 | |
42 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. | 19.12 | |
43 | Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике. | 21.12 | |
44 | Проверочная работа | 22.12 | |
45 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» | 26.12 | |
Жить по совести, любя друг друга (14 ч) | | |
46 | Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой. «Детство Никиты» | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. | 28.12 | |
47 | А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. | Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. | 29.12 | |
48 | А. Толстой. «Детство Никиты». Герои рассказа. |
49 | И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. | Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. | 11.01 | |
50 | А.Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл повести | Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. | 12.01 | |
51 | А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии. | Составлять текст по аналогии с данным. Соотносить содержание текста и пословицу. | 16.01 | |
52 | М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа. | 18.01 | |
53 | И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей. | 19.01 | |
54 | Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника | 23.01 | |
55-56
| Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе Н.Носов. «Метро» | Определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.
| 25.01 26.01 | |
Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. |
57-58 | В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование. | 30.01 01.02 | |
Раздел: Литературная сказка (17ч) | | |
59-60 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок. Братья Гримм- собиратели немецких народных сказок. | Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.
Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. .Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.
Сравнивать сказки разных писателей. | 02.02 06.02 | |
61 | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои сказки. | 08.02 | |
62
| Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш.Перро. Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки. Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета.Ш.Перро. «Спящая красавица». |
09.02 | |
63 | Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки. |
Выявлять особенности поэтического текста сказки.
Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.
Обсуждать в группе, что значит | 13.02 | |
64 | Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» | 15.02 | |
65 | Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. | жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.
Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение
Составлять каталог на определённую тему.
Составлять аннотацию к книге.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 16.02 | |
66 | Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки. | 27.02 | |
67 | Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки. | 01.03 | |
68 | Создание сказки по аналогии. | 02.03 | |
69 | Мы идём в библиотеку. «По дорогам сказки». | 06.03 | |
70 | И.Токмакова «Сказочка о счастье» | 09.03 | |
71 | С. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки. | 13.03 | |
72 | С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок | 15.03 | |
74 | Наш театр. Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог». | 16.03 | |
75 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога. | 20.03 | |
76 | Проверочная работа | 22.03 | |
77 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». | 23.03 | |
Великие русские писатели (21 ч) | | |
78 | Вводный урок по содержанию раздела. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение Называть изученные произведения А.с. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки.. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать сказки разных писателей.
Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Выбирать стихи для выразительного чтения.
Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Читать вслух и про себя.
Сравнивать произведения живописи и литературы. Составлять рассказ по картине
Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Выявлять особенности исторической песни.
Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. Сравнивать произведения живописи и литературы. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Пересказывать тексты подробно и кратко.
Распределять роли. Инсценировать произведение. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 27.03 | |
79 - 81 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. Герои произведения. | 29.03-03.04 | |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Волшебные предметы и помощники в сказке. Сравнение сказок |
|
82 | А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи. А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны | |
05.04 |
83 | Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи. «Ранняя весна». И.И. Козлов. «Вечерний звон». И. Левитан. «Вечерний звон». | 06.04 | |
84 | Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон» | 12.04 | |
85 | М. Лермонтов. «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М. Лермонтов. «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гёте. В.Я.Брюсова. Сравнение текстов | 13.04 | |
86 | М. Лермонтов. «Тифлис». «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи | 17.04 | |
87 | М. Лермонтов. «Крестовая гора». «Утёс». Сравнение произведений литературы и живописи. | 19.04 | |
88 | М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 20.04 | |
89 | М. Лермонтов. «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов. | 24.04 | |
90 | Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом Л.Н.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои произведения. | 26.04 | |
91 | Л. Н.Толстой. «Ивины». Герои рассказа | 27.04 | |
92 | И.С.Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. С.Никитин. «Когда закат прощальными лучами…» И. Левитан. «Тишина» | 03.05 | |
93 | И. А. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё холодно и сыро…» | 04.05 | |
94 | Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом | 08.05 | |
95 | Проект. «Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии». Л. Н.Толстой. «Был русский князь Олег» | 10.05 | |
96 | Басни Л.Н.Толстого. Специфические особенности басни как жанра | 11.05 | |
15.05 | |
97 | Л. Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ |
98 | Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа. | 17.05 | |
Литература как искусство слова (2ч) | |
99 - 100 | Обобщение по курсу литературного чтения | Содержание данного раздела ориентировано на самостоятельную работу учащихся 4 класса с последующим самоконтролем и контролем со стороны учителя. | 18.05 22.05 | |
Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. БойкинаЭлектронные приложения к учебникам литературного чтения, составитель: М.К. Антошин, 4 класс.– М.: УМЦ «Перспектива», 2014
___________ Щулепова С. В. ____________ Буланова Н. Н.
«____» _____________2017г. «____» ___________2017г