СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный турнир

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся среднего звена. В увлекательной форме поддерживает интерес школьников к изучению классической литературы.

Просмотр содержимого документа
«Литературный турнир»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР

ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ТУРНИР

Литературный турнир – форма урока, проходящего как соревнование команд. Литературный турнир может проводиться после изучения одного или нескольких произведений. Литературный турнир позволяет: Сочетать принцип научности в подходе к тексту с занимательным литературоведением. Сделать изучение литературы увлекательным и интересным. Понять, что в художественном произведении часто нет однозначных ответов. Создать психологический комфорт и возможность реализовать себя. Реализовать нестандартный подход к произведению, так как предполагается доскональное знание текста.
  • Литературный турнир – форма урока, проходящего как соревнование команд.
  • Литературный турнир может проводиться после изучения одного или нескольких произведений.
  • Литературный турнир позволяет:
  • Сочетать принцип научности в подходе к тексту с занимательным литературоведением.
  • Сделать изучение литературы увлекательным и интересным.
  • Понять, что в художественном произведении часто нет однозначных ответов.
  • Создать психологический комфорт и возможность реализовать себя.
  • Реализовать нестандартный подход к произведению, так как предполагается доскональное знание текста.

КОНКУРСЫ Разминка. Тесты. Создаем литературный образ. Мир литературных вещей. Конкурс капитанов. Азартные игры. Конкурс болельщиков. Домашнее задание.

КОНКУРСЫ

  • Разминка.
  • Тесты.
  • Создаем литературный образ.
  • Мир литературных вещей.
  • Конкурс капитанов.
  • Азартные игры.
  • Конкурс болельщиков.
  • Домашнее задание.
РАЗМИНКА Цель: научить формулировать проблемные вопросы. Команды заранее готовят по 3 – 5 вопросов для соперников. Учитель должен ориентировать на определенные типы вопросов: биографические, связанные со знанием текста и т. д. Жюри оценивает и качество самого вопроса, и ответ на него.

РАЗМИНКА

  • Цель: научить формулировать проблемные вопросы.
  • Команды заранее готовят по 3 – 5 вопросов для соперников.
  • Учитель должен ориентировать на определенные типы вопросов: биографические, связанные со знанием текста и т. д.
  • Жюри оценивает и качество самого вопроса, и ответ на него.
ТЕСТЫ Цель: проверка знания текстов произведений и биографий писателей. Вопросы и варианты ответов, предлагаемые ученикам, могут не быть однозначными, так как в художественной литературе допускается вариативность трактовок, различные интерпретации. Это важная особенность гуманитарного знания. Чем младше школьники, тем более конкретными должны быть вопросы: лучше их связать с биографией писателя или деталями текста.

ТЕСТЫ

  • Цель: проверка знания текстов произведений и биографий писателей.
  • Вопросы и варианты ответов, предлагаемые ученикам, могут не быть однозначными, так как в художественной литературе допускается вариативность трактовок, различные интерпретации. Это важная особенность гуманитарного знания.
  • Чем младше школьники, тем более конкретными должны быть вопросы: лучше их связать с биографией писателя или деталями текста.
СОЗДАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ Цель: научиться видеть литературный персонаж как живое лицо и выделять в тексте способы раскрытия его характера. При подборе материала опираемся на речевую характеристику героя, портретное описание, описание интерьера, манеру поведения героя и т. п. Ведущий читает вслух по очереди для каждой команды определенный набор фрагментов художественного текста. Игроки должны определить, из какого произведения отрывок, ответить на конкретные вопросы. Чей это портрет? Кто это говорит? О ком это говорится? Кто пишет это письмо? Кому снится этот сон? и т.п.

СОЗДАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ

  • Цель: научиться видеть литературный персонаж как живое лицо и выделять в тексте способы раскрытия его характера.
  • При подборе материала опираемся на речевую характеристику героя, портретное описание, описание интерьера, манеру поведения героя и т. п.
  • Ведущий читает вслух по очереди для каждой команды определенный набор фрагментов художественного текста. Игроки должны определить, из какого произведения отрывок, ответить на конкретные вопросы. Чей это портрет? Кто это говорит? О ком это говорится? Кто пишет это письмо? Кому снится этот сон? и т.п.
МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЩЕЙ Цель: формировать умение видеть художественную деталь в тексте и понимать ее смысл, ощутить достоверность, «фактуру» предмета, «спрятанного» за словом, воспринимать его в реальности. Командам предлагается набор «литературных» предметов, которые надо «опознать». Вещь - психологическая деталь (халат). Вещь-символ (топор). Вещь-характеристика (Георгиевский крест). Конкурс можно усложнить «обманками».

МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЩЕЙ

  • Цель: формировать умение видеть художественную деталь в тексте и понимать ее смысл, ощутить достоверность, «фактуру» предмета, «спрятанного» за словом, воспринимать его в реальности.
  • Командам предлагается набор «литературных» предметов, которые надо «опознать».
  • Вещь - психологическая деталь (халат).
  • Вещь-символ (топор).
  • Вещь-характеристика (Георгиевский крест).
  • Конкурс можно усложнить «обманками».
КОНКУРС КАПИТАНОВ Цель: выявление индивидуального интеллектуального уровня лидеров команд. Задания могут быть следующими: Исправление смысловых или фактических ошибок в предложенном тексте. Различного рода комментарии. Анализ поэтического текста с точки зрения теории литературы (стихотворный размер, тип рифмы и т.п.) В предложенном турнире капитанам необходимо прокомментировать «темные» места в произведении.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

  • Цель: выявление индивидуального интеллектуального уровня лидеров команд.
  • Задания могут быть следующими:
  • Исправление смысловых или фактических ошибок в предложенном тексте.
  • Различного рода комментарии.
  • Анализ поэтического текста с точки зрения теории литературы (стихотворный размер, тип рифмы и т.п.)
  • В предложенном турнире капитанам необходимо прокомментировать «темные» места в произведении.
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ Цель: научить нестандартно мыслить в экстремальной ситуации; подключать знания из других дисциплин. Команды могут не только набирать, но и терять очки. Право выбора вопроса дается капитану команды. Цена вопроса известна заранее. Одно поле – «аукцион», за этот вопрос команды могут торговаться.

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ

  • Цель: научить нестандартно мыслить в экстремальной ситуации; подключать знания из других дисциплин.
  • Команды могут не только набирать, но и терять очки.
  • Право выбора вопроса дается капитану команды.
  • Цена вопроса известна заранее.
  • Одно поле – «аукцион», за этот вопрос команды могут торговаться.
ПОЛЕ ДЛЯ «АЗАРТНОЙ ИГРЫ» А 1 1 балл А 2 2 балла Б 1 1 балл А 3 3 балла Б 2 2 балла В 1 2 балла В 2 2 балла Б 3 4 балла Г 1 2 балла В 3 4 балла Г 2 3 балла Г 3 «аукцион»

ПОЛЕ ДЛЯ «АЗАРТНОЙ ИГРЫ»

А 1

1 балл

А 2

2 балла

Б 1

1 балл

А 3

3 балла

Б 2

2 балла

В 1

2 балла

В 2

2 балла

Б 3

4 балла

Г 1

2 балла

В 3

4 балла

Г 2

3 балла

Г 3

«аукцион»

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ Цель: подключить к активному участию всю аудиторию. Состоит из нескольких частей. Проводится в перерывах, когда команды работают над обдумыванием заданий. Победившие болельщики приносят своей команде 2 очка. Материал для конкурса – все вопросы, не вписавшиеся в турнир: биографии писателей и сопутствующий контекст, интересные факты, предположения, «игра» с цитатами и т.д.

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

  • Цель: подключить к активному участию всю аудиторию.
  • Состоит из нескольких частей.
  • Проводится в перерывах, когда команды работают над обдумыванием заданий.
  • Победившие болельщики приносят своей команде 2 очка.
  • Материал для конкурса – все вопросы, не вписавшиеся в турнир: биографии писателей и сопутствующий контекст, интересные факты, предположения, «игра» с цитатами и т.д.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Предлагается командам за две недели до турнира. Первая часть: подготовить вопросы для разминки. Вторая часть: написать небольшое сочинение (150 – 200) слов. Тема для обеих команд одинаковая.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Предлагается командам за две недели до турнира.
  • Первая часть: подготовить вопросы для разминки.
  • Вторая часть: написать небольшое сочинение (150 – 200) слов. Тема для обеих команд одинаковая.
Литература С. Я. Долинина «Литературный турнир». Ю. А. Федосюк «Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века». Н. Марченко «Приметы милой старины». Л. Г. Гинзбург, Е. Б. Кононова «Занимательное литературоведение».

Литература

  • С. Я. Долинина «Литературный турнир».
  • Ю. А. Федосюк «Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века».
  • Н. Марченко «Приметы милой старины».
  • Л. Г. Гинзбург, Е. Б. Кононова «Занимательное литературоведение».
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Л. Ю. Дегтяревой 2017год.

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы

Л. Ю. Дегтяревой

2017год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!