Внеклассное мероприятие по предмету литература
« Литературный турнир »
Цель: выявить знания учащихся по творчеству писателей, полученные на
уроках литературы за курс 10 -11 классов, и самостоятельно прочитан-
ному материалу;
расширить кругозор учащихся;
пробудить интерес к изучению литературы, как предмета и чтению
художественных книг.
Конкурс № 1 Разминка « Что, где, когда?»
Команды отвечают по очереди на заданный вопрос. Если команда не может ответить на вопрос, то ход переходит к команде-сопернице.
Что?
Что написала Татьяна Ларина Онегину?..... (Письмо)
Что Варвара передала Катерине для встреч с Борисом?.....(Ключ)
Что произошло между Онегиным и Ленским?.....(Дуэль)
Что держал Воланд в руках при встрече с Берлиозом и Бездомным?.....(Трость)
Что Азазелло подарил Маргарите?.....(Волшебный крем)
Что заложил у старухи- ростовщицы Раскольников?.....(Кольцо и часы)
Что принял за дракона Дон Кихот?.....(Мельницу)
Что читала гостям Вера Иосифовна в рассказе «Ионыч»…..(Свой роман)
Где?
Где происходят события пьесы Горького «На дне»?.....(В ночлежке)
Где происходят события пьесы Островского «Гроза»?.....(В городе Калинове)
Где происходят события романа Достоевского «Преступление и наказание»?..... (В Петербурге)
Где родился М.А.Булгаков?.....(В Киеве)
Где происходят события романа «Дон Кихот»?.....(В Испании)
Где происходят события пьесы Шекспира «Гамлет»?.....(В Датском королевстве)
Когда?
Когда Андрей Болконский решил, что женится на Наташе Ростовой?.....(После тура вальса на первом балу Наташи)
Когда Катерина прилюдно призналась всем в своем грехе?.....(Во время грозы)
Когда читатель впервые знакомится с Пьером и Андреем?.....(В салоне Анны Павловны Шерер)
Когда происходят события, описываемые в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?.....(30-е годы 19 века и 1 век нашей эры)
Конкурс №2 «Назови автора произведения»
«Тарас Бульба. (Н.В. Гоголь).
«Война и мир». (Л.Н.Толстой).
«Старуха Изергиль». (А.М.Горький)
«Горе от ума». (А.С.Грибоедов).
«Отцы и дети». (И.С.Тургенев).
«Собачье сердце». (М.А.Булгаков)
«Вишневый сад». (А.П.Чехов)
«Герой нашего времени». (М.Ю.Лермонтов)
«Му-му». (И.С.Тургенев)
«Преступление и наказание». (Ф.М.Достоевский)
«Гамлет». (В.Шекспир)
«Севастопольские рассказы». (Л.Н.Толстой)
Конкурс №3 «угадай автора и произведение по герою»
1. Пьер Безухов. (Л. Н.Толстой «Война и мир»).
2. Григорий Печорин. ( М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
3. Владимир Ленский (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
4. Евгений Базаров. (И.С.Тургенев «Отцы и дети»).
5. Татьяна Ларина. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
6. Марфа Игнатьевна Кабанова. (А.Н.Островский «Гроза»).
7. Родион Раскольников. (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
8. Иван Александрович Хлестаков. (Н.В.Гоголь «Ревизор»).
9. Понтий Пилат (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита)
10.Григорий Мелехов (М.А.Шолохов «Тихий Дон)
Конкурс №4 «Угадай героя по портрету»
Этот герой отдавался чтению рыцарских романов с таким жаром, что заброси и охоту и свое хозяйство. Возраст его приближался к 50 годам. Решил он для своей славы и пользы отечеству сделаться странствующим рыцарем. А были у него ржавые доспехи, старый конь и собака. (Дон Кихот)
В переводе имя этого героя обозначает «живоглот». Жил крайне скромно, прекрасно разбирался в людях. Оказалось, был самым богатым человеком и больше всего ценил золото. (Гобсек)
Один бог разве мог сказать какой характер был у этого человека. Человек ни то, ни се. На взгляд человек видный: черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. (Манилов)
Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями, красные руки трудового человека, голос мужественный, лицо длинное и худое, широкий лоб, зеленоватые глаза, тонкие губы, бакенбарды песочного цвета, длинные и густые темно-белокурые волосы. Занимался естественными науками. (Базаров)
Человек лет 20, высокого роста, полный, носит очки, неуклюж. Только что вернулся из-за границы, где учился. Незаконнорожденный сын богатого московского вельможи. (Пьер Безухов)
Женщина славилась своею необыкновенной полнотой, которая и дала ей прозвище. Маленькая, кругленькая, заплывшая жирком, с пухлыми пальцами, с лоснящейся гладкой кожей, с необъятной грудью, распиравшей платье, она все же была привлекательна и пользовалась успехом.(Пышка)
Этот человек похож на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета; ступнями ступал вкривь и вкось, наступая постоянно на чужие ноги. Цвет лица каленый, как на медном пятаке. (Собакевич)
Распознать в этом человеке какого он пола было трудно. Платье совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было такое же, как и у всех худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперед, маленькие глазки бегали , как мыши. (Плюшкин)
Он был замечательно хорош собой: с прекрасными черными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен. Временами он как бы впадал в задумчивость. Был слаб, страдал лихорадкой, 2 дня уже ничего не ел. (Раскольников)
Эту героиню очень любила маменька, работать не заставляла. Жила, точно птичка на воле. Поливала цветы, вышивала золотом по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы странниц да богомолок. ( Катерина Кабанова)
Конкурс №5 «Кому принадлежат эти строки»
Погиб поэт!- Невольник чести…
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой ( Лермонтов)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса:
И пышное природы увяданье,
И в золото одетые леса. (Пушкин)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не остановится под нашими ногами. (Цветаева)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет. (Ахматова)
Ты жива еще моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет. (Есенин)
О доблести, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной стояло на столе. (Блок)
Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз.
А душа моя- поле безбрежное,
Дышит запахом меда и роз. (Есенин)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,-
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить. (Тютчев)
Конкурс №6 «Домашнее задание»
Командам дано задание нарисовать портрет одного литературного героя. Задача команды-соперницы – угадать, кто изображен на рисунке.
Конкурс №7 «Конкурс капитанов»
Этот конкурс шуточный, он вернет вас в мир детских литературных героев.
1. Вспомните кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т.п. из следующих литературных персонажей. Отвечать нужно поочерёдно, если кто-то не знает ответа, то слово предоставляется капитану, который знает ответ . А сейчас выясним, какая команда начнёт первой. Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке»? (А.С.Пушкин). Отгадавшая команда начинает первой.
Мойдодыр. (Умывальник).
Дядя Фёдор. (Мальчик).
Страшила. (Чучело).
Матроскин. (Кот).
Гена. (Крокодил).
Черномор. (Человек).
Балу. (Медведь).
Винни-пух. (Медведь)
Маугли. (Человек).
Чиполлино. (Лук).
Му-му. (Собачка).
Кузя. (Домовенок)
2.Продолжите фразу:
-Любишь кататься-…(люби и саночки возить)
-Без труда…(Не выловишь и рыбку из пруда)
-Работа не волк-…(в лес не убежит)
-Не зная броду-…(не суйся в воду)
-Семь раз отмерь-…(один раз отрежь)
-Яблоко от яблони-…(не далеко падает)
Наш конкурс закончен. Жюри подводит итоги.