СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Литературный турнир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Литературный турнир"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Литературный турнир для 11 классов





















Подготовила:

учитель литературы

Полищук Д.В.





Внеклассное мероприятие по литературе.

Цели:

Образовательные -  расширить и углубить знания учащихся о литературе 19 века; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие - развитие умения работать в группе, в команде, сотрудничать; развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение; развитие творческих способностей, логического мышления учащихся.

Воспитывающие - воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу.

Ход турнира.

1.Организационный момент.

2.Вступление. Формируются две команды по 4-5 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Слово ведущего:

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком и русской литературой. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.

Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем турнир знатоков литературы среди учащихся 11 класса. Команды будут бороться за звание победителя.

В жюри – учителя-словесники.

3. Турнирная программа.

1 тур «Представление команд».

Название, девиз, состав команд.

2 тур. «Продолжи пословицу». Правильные ответы оцениваются 1 баллом.

Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Кто обжёгся на молоке…( дует на воду).

Баба с возу – (кобыле легче).

Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).

Голова завита, (да делом не занята).

Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).

Бодливой корове (бог рог не дает).

В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).

Ворон ворону ( глаз не выклюет).

Всяк сверчок (знай свой шесток).





3 тур.  «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ). Правильные ответы оцениваются 1 баллом.

Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:

  1. Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин).

  2. Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).

  3. Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).

  4.  «Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени. Умен, хорошо образован. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался. Что он на Кавказе у нас недавно.. Славный был малый, только немного странен.» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

  5. 5.«Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник  …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке. Герасим. И.С.Тургенев «Муму».

  6. 6.В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным.Чичиков. Гоголь «Мертвые души».

7. Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Штольц. Гончаров «Обломов».

8. В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: "теперь я подожму немного губу и задумаюсь -- я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги"... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!  Ольга Ильинская. Гончаров «Обломов».





4 тур « Вспомним известные стихотворения». Правильные ответы оцениваются 1 баллом.

Ведущий: - Сейчас прозвучат слова из строк известных стихотворений. Задача команд – в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.

  1. Что кинул он в краю родном? ( Лермонтов Белеет парус…)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном
?..

2. Я не хочу печалить вас ничем. (Пушкин. Я вас любил)

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.


5 тур «Чёрный ящик». Правильные ответы оцениваются 1 баллом.


Вы должны угадать, что лежит в ящике и кому принадлежит.

  1. Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).

  2. «Он в том покое поселился, где деревенский старожил лет 40 с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».В черном ящике находится приспособление, с помощью которого дядя Евгения Онегина давил мух. (Рюмка).

  3. Этот предмет забыла Ольга Ильинская, когда приходила к Обломову на квартиру. «На другой день Захар, убирая, комнату, нашел на письменном столе этот предмет, долго разглядывал его, усмехнулся, потом подал Обломову.— Должно быть, Ильинская барышня забыла, — сказал он.» ( Перчатка).

  4. Это предмет, отправленный героиней романа Пушкина своему возлюбленному. (Письмо Татьяны к Онегину).

  5. В черном ящике находится то, о чем французский писатель Ги де Мопассан сказал: "Так прелестно, это безмолвное биение крыльев, белых, пестрых и черных, которые трепещут, словно попавшие в плен ночные бабочки" (Веер).

  6.  Что с досадой бросила Ольга на свидании с Обломовым? «Он опять пошел тихонько по той же аллее и до половины ее дошел тихо, набрел на ….., которую она сорвала и с досадой бросила.» (Ветку сирени).



6 тур. Восстановить стихотворные строки по рифмам. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.


1 команда:                                             

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

А.С.Пушкин «К Чаадаеву»


2 команда                     

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи.

М.Ю.Лермонтов «Пророк».




7 тур. По отрывку из произведения узнать название литературного произведения и назвать автора. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.

1. «Многие дамы хорошо были одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как …, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие….Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше  по особенным поручениям или только числятся, виляют туда и сюда. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно, крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…».Гоголь «Мертвые души».

2.«Что, ваше благородие?» – сказал он мне. – «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват» , - продолжал он, - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принужден был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?» Пушкин «Капитанская дочка».

3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… посмотри в окно…

Пушкин «Зимнее утро».



4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
       Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
       Поэта праведную кровь!

Лермонтов «Смерть поэта».



8 тур. Конкурс капитанов. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.

Капитанов просим выйти на сцену.

Блиц – турнир.

  1. Кличка коня Казбича    (Карагёз)

  2. Противник Пушкина на дуэли   (Дантес)

  3. Автор картины «Бурлаки на Волге»  (Репин)

  4. Как звали жену Пушкина  (Наталья Гончарова)

  5. Товарищ Жилина  (Костылин)

  6. Автор рассказа  «Хамелеон»  (А.П.Чехов)

  7. Няня Пушкина  (Арина Родионовна)

  8. Назвать эпиграф к повести  «Капитанская дочка».

  9. Автор поэмы «Мороз, Красный нос. ( Некрасов)

  10. Автор комедии «Горе от ума»  (Грибоедов)

  11. Не только  геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа. (Гипербола.)

  12. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)


4. Итог турнира. Жюри подсчитывают результаты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!