СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литосфера. Происхождение материков и океанов. 7 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку Происхождение материков и океанов

Просмотр содержимого документа
«Литосфера. Происхождение материков и океанов. 7 кл.»

Происхождение материков и океанов Подготовила: Задыляк Л.М., учитель высшей категории МАОУ СОШ№ 26 г. Калининград

Происхождение

материков и океанов

Подготовила: Задыляк Л.М.,

учитель высшей категории МАОУ СОШ№ 26

г. Калининград

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ. Происхождение Земли Наиболее распространена гипотеза О.Ю.Шмидта об образовании Земли из холодного газо-пылевого облака. Частицы этого облака, вращаясь вокруг Солнца сталкивались, «слипались», образуя сгустки, нараставшие как снежный ком Отто Юльевич Шмидт  известен как российский полярный исследователь, астроном, геофизик, государственный и общественный деятель. Отто Юльевич родился в городе Могилеве 30 сентября 1891 года.

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ.

Происхождение Земли

Наиболее распространена гипотеза О.Ю.Шмидта об образовании Земли из холодного газо-пылевого облака. Частицы этого облака, вращаясь вокруг Солнца сталкивались, «слипались», образуя сгустки, нараставшие как снежный ком

Отто Юльевич Шмидт  известен как российский полярный исследователь, астроном, геофизик, государственный и общественный деятель. Отто Юльевич родился в городе Могилеве 30 сентября 1891 года.

Ядро Строение внутреннее - твердое; внешнее - жидкое Размеры (мощность) R (радиус) = 3500 км Объем R внутреннего =1250 км) ≈ 16-17% T 0 6000 0 Состав железо (Fe), никель (Ni) Мантия : нижняя - твердая; на глубине 50-70 км под дном океана и ≈100 км под материками – средний пластичный слой - астеносфера -толщиной 200-250 км ; верхняя -жесткая

Ядро

Строение

внутреннее - твердое; внешнее - жидкое

Размеры (мощность)

R (радиус) = 3500 км

Объем

R внутреннего =1250 км)

16-17%

T 0

6000 0

Состав

железо (Fe), никель (Ni)

Мантия : нижняя - твердая; на глубине 50-70 км под дном океана и ≈100 км под материками – средний пластичный слой - астеносфера -толщиной 200-250 км ; верхняя -жесткая

Земная кора При опускании на 100 м T 0 ↑на 3 0  Состав 80%:на на 18%:    железо (Fe),  кислород (O2),  кальций (Ca),  кремний (Si),  калий (K),  алюминий (Al);  натрий (Na),   магний (Mg) Размеры  толщина ср. – 30-40 км  материковая – до 70 км;  океаническая - 5-10 км Объем : ≈1% Строение материковой з.к.- базальтовый, гранитный, осадочный слои;  океанической з.к. – без гранитного слоя

Земная кора

При опускании на 100 м T 0 ↑на 3 0

Состав

80%:на

на 18%:

железо (Fe),

кислород (O2),

кальций (Ca),

кремний (Si),

калий (K),

алюминий (Al);

натрий (Na),

магний (Mg)

Размеры

толщина ср. – 30-40 км

материковая – до 70 км;

океаническая - 5-10 км

Объем : ≈1%

Строение

материковой з.к.-

базальтовый, гранитный,

осадочный слои;

океанической з.к.

без гранитного слоя

Литосфера поделена на крупные блоки- литосферные плиты Мощность - в среднем 70-250 км.

Литосфера поделена на крупные блоки- литосферные плиты

Мощность - в среднем 70-250 км.

Тектоника плит В 1910-1912 г. немецкий ученый А.Вегенер (1880-1930) выдвинул гипотезу плавающих (дрейфующих) материков

Тектоника плит

В 1910-1912 г. немецкий ученый А.Вегенер (1880-1930) выдвинул гипотезу плавающих (дрейфующих) материков

1-Сев. Америка 3- Евразия Лавразия 4 - Африка 2- Южн. Америка Пангея 6- Австралия 5- Антарктида Гондвана 3а - п-ов Индостан 3б - п-ов Аравийский

1-Сев. Америка

3- Евразия

Лавразия

4 - Африка

2- Южн. Америка

Пангея

6- Австралия

5- Антарктида

Гондвана

3а - п-ов Индостан

3б - п-ов Аравийский

В 60- годы 20 в. появилась теория движения литосферных плит

Основные положения теории движения литосферных плит

  • Литосфера делится на крупные литосферные плиты
  • Литосферные плиты горизонтально перемещаются по астеносфере :
  • расходятся , образуя разломы . Больше всего разломов на дне океана вдоль срединно-океанических хребтов (СОХ), на суше – в Африке (Восточно-Африканские разломы); скользят , образуются разломы (разрывы) , смещения , как н-р, в Северной Америке , в Калифорнии- разлом Сан-Андреас; сталкиваются: при столкновении 2-х материковых плит образуются горы ; при столкновении материковой и океанической в океанах образуются желоба и островные дуги , а вблизи материка – горы и желоб (например, как Анды и Чилийский, Перуанский желоба при столкновении плит Наска и Южно-Американской).
  • расходятся , образуя разломы . Больше всего разломов на дне океана вдоль срединно-океанических хребтов (СОХ), на суше – в Африке (Восточно-Африканские разломы);
  • скользят , образуются разломы (разрывы) , смещения , как н-р, в Северной Америке , в Калифорнии- разлом Сан-Андреас;
  • сталкиваются: при столкновении 2-х материковых плит образуются горы ; при столкновении материковой и океанической в океанах образуются желоба и островные дуги , а вблизи материка – горы и желоб (например, как Анды и Чилийский, Перуанский желоба при столкновении плит Наска и Южно-Американской).
  • Границы литосферных плит проходят по горам, желобам, срединно-океаническим хребтам , островным дугам.
  • Пограничные зоны называются сейсмическими поясами , т.е. зонами землетрясения. и извержения вулканов.
Типы материковой земной коры Платформа – относительно устойчивый выровненный участок земной коры, выраженный в рельефе равнинами Складчатость – относительно подвижный пересеченный участок земной коры, выраженный в рельефе горами

Типы материковой земной коры

Платформа – относительно устойчивый выровненный участок земной коры, выраженный в рельефе равнинами

Складчатость – относительно подвижный пересеченный участок земной коры, выраженный в рельефе горами

Образование складчатых гор при столкновении л/плит Складчатости различаются по возрасту:  байкальская,  каледонская , г ерцинская , мезозойская , кайнозойская (альпийская, тихоокеанская) – см. Атлас стр. 4-7 Образование глыбовых гор

Образование складчатых гор при столкновении л/плит

Складчатости различаются по возрасту:

байкальская, каледонская , г ерцинская , мезозойская , кайнозойская (альпийская, тихоокеанская) – см. Атлас стр. 4-7

Образование глыбовых гор

Задания в форме ГИА Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения их высот над уровнем  моря. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.  1) Бразилиа 2) Дели 3) Москва Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) кварцит 2) песок 3) суглинок

Задания в форме ГИА

  • Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения их высот над уровнем

моря. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) Бразилиа 2) Дели 3) Москва

  • Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) кварцит

2) песок

3) суглинок

Прочитайте текст, в ко­то­ром про­пу­ще­ны не­ко­то­рые гео­гра­фи­че­ские термины. Вы­бе­ри­те из про­ну­ме­ро­ван­но­го спис­ка термины, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми А — В. Вставь­те на места про­пус­ков терми­ны из спис­ка (в нуж­ном па­де­же и числе).  Вулкан — гео­ло­ги­че­ское образование, воз­ни­ка­ю­щее над ка­на­ла­ми и трещи­на­ми в зем­ной коре, по ко­то­рым на зем­ную по­верх­ность из­вер­га­ют­ся лава, пепел, го­ря­чие газы, пары воды и об­лом­ки гор­ных пород. Ос­нов­ные части вул­ка­ни­че­ско­го аппарата: маг­ма­ти­че­ский очаг, ________________(А) — вы­вод­ной канал, по которому ________________(Б) под­ни­ма­ет­ся к поверхности; конус — воз­вы­шен­ность на по­верх­но­сти Земли из про­дук­тов вы­бро­са вулкана; ________________(В) — углуб­ле­ние на по­верх­но­сти ко­ну­са вулкана. Список терминов : 1) жерло вулкана 2) движение 3) магма 4) горная порода 5) платформа 6) кратер  Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам .
  • Прочитайте текст, в ко­то­ром про­пу­ще­ны не­ко­то­рые гео­гра­фи­че­ские термины. Вы­бе­ри­те из про­ну­ме­ро­ван­но­го спис­ка термины, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми А — В. Вставь­те на места про­пус­ков терми­ны из спис­ка (в нуж­ном па­де­же и числе).

Вулкан — гео­ло­ги­че­ское образование, воз­ни­ка­ю­щее над ка­на­ла­ми и трещи­на­ми в зем­ной коре, по ко­то­рым на зем­ную по­верх­ность из­вер­га­ют­ся лава, пепел, го­ря­чие газы, пары воды и об­лом­ки гор­ных пород. Ос­нов­ные части вул­ка­ни­че­ско­го аппарата: маг­ма­ти­че­ский очаг, ________________(А) — вы­вод­ной канал, по которому ________________(Б) под­ни­ма­ет­ся к поверхности; конус — воз­вы­шен­ность на по­верх­но­сти Земли из про­дук­тов вы­бро­са вулкана; ________________(В) — углуб­ле­ние на по­верх­но­сти ко­ну­са вулкана.

Список терминов :

1) жерло вулкана

2) движение

3) магма

4) горная порода

5) платформа

6) кратер

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам .

4. Никарагуа — го­су­дар­ство в Цен­траль­ной Америке. На его тер­ри­то­рии  находится два боль­ших озера: Манагуа, дли­ной 51 км и ши­ри­ной от 16 до  25 км, и Никарагуа, дли­ной 105 км и ши­ри­ной около 70 км. Над по­верх­но­  стью озера Ни­ка­ра­гуа поднимаются три вул­ка­ни­че­ских конуса, самый вы­  со­кий из ко­то­рых — Консепсьон. На юго-западном бе­ре­гу озера Ма­на­гуа  вздымается ве­ли­че­ствен­ный вулкан Момотомбо. Цепь из 20 вул­ка­нов  продолжается далее на северо-запад, к Ти­хо­му океану.  Чем объ­яс­ня­ет­ся наличие боль­шо­го количества вул­ка­нов на тер­ри­то­рии  Никарагуа?

4. Никарагуа — го­су­дар­ство в Цен­траль­ной Америке. На его тер­ри­то­рии

находится два боль­ших озера: Манагуа, дли­ной 51 км и ши­ри­ной от 16 до

25 км, и Никарагуа, дли­ной 105 км и ши­ри­ной около 70 км. Над по­верх­но­

стью озера Ни­ка­ра­гуа поднимаются три вул­ка­ни­че­ских конуса, самый вы­

со­кий из ко­то­рых — Консепсьон. На юго-западном бе­ре­гу озера Ма­на­гуа

вздымается ве­ли­че­ствен­ный вулкан Момотомбо. Цепь из 20 вул­ка­нов

продолжается далее на северо-запад, к Ти­хо­му океану.

Чем объ­яс­ня­ет­ся наличие боль­шо­го количества вул­ка­нов на тер­ри­то­рии

Никарагуа?

Источники информации: Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации

Источники информации:

  • Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации
  • Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации
  • Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации
  • Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации
  • Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации
  • Сайт Сдам ОГЭ Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015 Учебник. География материков и стран. Интернет-иллюстрации
  • Сайт Сдам ОГЭ
  • Атлас. 7 кл. М.Дрофа. 2015
  • Учебник. География материков и стран.
  • Интернет-иллюстрации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!