Разработка урока по истории России в 6 классе тема
«Литовское государство и Русь»
Цель: охарактеризовать отношения между Литовским государством и Русью; выяснить, за счет чего Литовское государство увеличивало свои владения
Задачи:
Образовательные:
Определить, как происходило образование нового государства в Восточной Европе; устройство Литовско-Русского государства; значение присоединения русских земель к Литве; как происходило образование русской, белорусской и украинской народностей; союз Польши и Литвы
Развивающие:
Умение критического мышления обучающихся.
Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
Умений анализировать, сравнивать, обобщать
Развитие творческих, речевых способностей учащихся
Умения выступать с сообщениями перед аудиторией.
Развитие умения формулировать проблему.
Развитие умения групповой и коллективной работы.
Воспитательные:
Уважение к истории своего народа
Воспитание уважение к противоположному мнению
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Воспитание интереса к предмету, к учению
Оборудование:
Учебник – История России 6 класс. Часть 2.- под ред. Торкунова А.В.,карта «Западная и Юго-Западная Русь в XIII – середине XV в.», портреты литовских князей изучаемого периода, атласы по истории России, раздаточный материал «Рабочие листы».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1.Организационный.
Приветствия учащихся.
1.При каком хане образовалась Золотая Орда? (Батый)
2. Какое название носила первая столица Золотой Орды (г. Сарай)
3. Как относились ордынцы к религиям, которые исповедовали жители Зол Орды (миролюбиво)
4. Что такое ярлык? (ханская грамота на управление княжеством)
5. Какие повинности, налоги были обязаны платить подчиненные народы Золотой Орде?
7. Кто такое баскаки?
8. Какие последствия повлекло за собой ордынское владычество на Руси?
2. Мотивационный этап:
На доске цитаты:
1. Литва в основе та же Русь (Адам Мицкевич)
2. Вся Русь должна принадлежать Литве (Князь Ольгерд)
Ребята прочитайте цитаты, определите, о каком государстве сегодня пойдёт речь. (ответ обучающихся: о Литве, о Великом княжестве Литовском).
Какой период переживало Русское государство?
Проблема на уроке
– Литовское государство завоеватель или защитник русских земель.
Попытаемся эту проблему разрешить к концу изучения нового материала.
3. Изучение нового материала.
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы изучим Великое княжество Литовское и Русское.
Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы познакомиться с новым государством?
(Формирование плана урока совместно с учениками) – ответы учеников
-
Образование государства у литовских племен.
-
Порядки в Литовском государстве.
-
Отношения с соседями.
Ребята, а сейчас мы с вами изучим, как образовалось литовское княжество.
(Учащиеся внимательно слушают и заполняют рабочий лист №1)
В польских и литовских хрониках в XIII веке появились упоминания о литовских племенах – пруссах, литовцах, жмуди, ятвягах. Они занимали территорию к югу от Балтийского моря. Литовские племена жили общинами, занимались земледелием и скотоводством, охотились и ловили рыбу, на побережье Балтийского моря собирали янтарь.
В XIII в. Литовские племена пытались покорить немецкие рыцари Ливонского и Тевтонского Орденов. Брать дань с литовских племен хотели Польша, Швеция и Русские княжества. В борьбе с захватчиками литовские племена объединялись в союзы во главе с вождями. Из родовых общин выделялись слои воинов дружинников и разбогатевшей от военной добычи знати, Примерно в 1240 году один из литовских князей Миндовг уничтожил или изгнал всех племенных князей и объединил под своей властью литовские племена для борьбы с иноземными захватчиками. Так в начале XIII века образовалось Великое княжество Литовское. В то время вся Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Каждый русский город платил тяжелую дань ордынскому хану.
Миндовг начал присоединять западные русские земли – Полоцкую и Витебскую. Земли, покоренные литовцами, перестали платить дань в Орду. Возможно, их тогда стали называть «Белая Русь», Русь, свободная от ордынской дани.
В круг своих приближенных Миндовг включал как литовских родовых старейшин, так и русских бояр.
Расцвет Литовского государства пришелся на правление князя Гедимина. Со времени правления Гедимина большая часть населения состояла из русских. Гедимин был женат на русской княжне, русичы составляли основу его армии. Русские князья играли большую роль в управлении государством. Гедимин построил город Вильно, который стал столицей Литовского княжества. Гедимин продолжил присоединение восточнославянских земель. К концу его правления 2/3 составляли русские земли. Гедимин стал первым титуловать себя королем литовским и русским.
Беседа по рабочему листу №1 (Приложение 1).
Как изменились отношения между русскими землями, вошедшими в состав Великого Княжества Литовского и Золотой Ордой? (Перестали платить дань Орде)
Какое положение в образовавшемся Литовском государстве заняли русские князья и бояре? (Были включены в круг приближенных князя)
Были ли русские земли заинтересованы во вхождении в Литовское государство.
(Да. Литовских князей рассматривали как избавителей от Ордынского ига)
Что еще могло привлечь население русских земель в Литовском княжестве? (Порядки)
Молодцы, а теперь возвращаемся к нашей теме и продолжаем нашу работу. Следующее, что мы с вами должны сделать – рассмотреть характерные черты Литовского княжества и ответить на вопросы к историческому источнику. Я предлагаю разделить эту работу на три части и поработать в группах
Итак, первая группа находит в папках рабочий лист № 2 (Приложение 2) и работает с указанными заданиями. Вторая группа находит в папках рабочий лист № 3 (Приложение 3) и также выполняет указанные в нём задания. Третья группа находит задание на рабочем листе №4 (Приложение 4). На выполнение задания, вам даётся 10 минут
Проверка выполнения задания
Работа с группой № 1
задание: Отметить характерные черты Великого княжества Литовского»
предполагаемые ответы обучающихся:
-
Русские земли в составе Великого княжества Литовского сохранили свои обычаи и традиции.
-
Русскими землями по прежнему управляли собственные князья, ставшие вассалами литовского князя.
-
Гедимин заменил русских князей на своих родственников.
-
Православие было самой авторитетной религией в государстве.
-
Русские земли платили дань литовскому князю, но она была небольшой.
-
Литовские князья силой присоединили русские земли, разоряя их.
-
Литовские князья оказывали предпочтение католической церкви.
-
Русский язык был основным языком Литовского княжества.
Работа с группой № 2.
Давайте посмотрим, как со своим заданием справилась вторая группа.
Задание: ответить на вопрос к историческому документу.
Вопрос: Чем летописец объясняет превосходство в силах литовского князя над силами московского князя ?
Предполагаемый ответ: (на стороне Ольгерда выступали не только литовские но и русские князья)
Работа с группой №3.
Задание. Определите по п.3, пар.19, стр.37
–Значение присоединения русских земель к Литве.
Ответ - Эти земли не подвергались набегам Орды. Они успешно противостояли набегам и с запада. Русская культура оказала большое влияние на литовскую культуру и государственность.
Что же касается Золотой Орды , то на последующих уроках мы будем говорить как литовский князь Ягайло решил выступить на стороне Мамая против Московского князя Дмитрия.
А с Польшей был заключен союз последствия, которого вы изучите дома в
п. 5 § 19.
А вот дату заключения этого союза мы определим, сейчас решив хронологическое уравнение.
«Крещение Руси - призвание варягов +Ледовое побоище +17 = Х» (1385).
Молодцы.
4.Закрепление изученного материала.
1.Рядом с русскими землями под их влиянием сложилось новое Литовское княжество.
2.Какие земли вошли в его состав?
3.Великое княжество Литовское включило в себя западные и южные русские земли, освободив их от Ордынского ига.
4.Изменились ли условия развития русских земель в составе и Московской Руси?
5.При каком правителе образовалось Литовское государство?
6.Какое значение имело присоединение русских земель к Литве?
Вернемся к проблеме, обозначенной в начале урока.
Литовское государство завоеватель или защитник русских земель?
5.Рефлексия и выставление оценок
-Что вас удивило?
- Что показалось интересным?
- Что вызвало затруднение?
-Как вы оцените свою работу на уроке?
6. Домашнее задание.
Пар.19. На выбор устный ответ на следующем уроке или задание №3, стр. 41 - рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем»
Приложение 1. Рабочий лист №1.
ВОПРОС | Варианты ответа |
Основателем Литовского государства считается князь | Ольгерд | Миндовг | Ягайло | Гедимин |
Столицей Литовского государства при Гедимине стал город | Вильно | Гродно | Новогрудок | Троки |
Большую часть земель Великого княжества Литовского составляли русские земли. | Да | Нет | | |
Князья русских земель добровольно признавал власть Литвы для того, чтобы не платить дань Золотой Орде | Да | Нет | | |
Территория, которую занимали литовские племена | К северу от Балтийского моря | К западу от Балтийского моря | К югу от Балтийского моря | |
Приложение 2. Рабочий лист №2.
Задание. Прочитать п.2, стр.36,отметьте черты, характерные для Великого княжества Литовского и Русского при Гедимине.
Приложение 3. Рабочий лист №3.
Ответьте на вопрос к историческому источнику.
Из московской летописи о походе великого князя Ольгерда в 1368 году.
«….князь Литовский Ольгерд Гедиминович, собрав множество воинов, выступил с большим войском и двинулся к Москве, на великого князя Дмитрия Ивановича. С Ольгердом в походе были его брат Кейстут и сын Кейстута Витовт, и сыновья Ольгерда, и все князья литовские, и Тверской князь Михаил, и смоленское войско…
…Когда же до великого князя(московского) дошли вести, что Ольгерд идет войной, он приказал без промедления рассылать грамоты по городам и начал собирать воинов со всего великого княжества, но было уже поздно, ни откуда из дальних мест военные отряды подойти не могли….
Ольгерд подошел к Москве и встал у крепостных стен…
Великий князь (московский) затворился в крепости с князьями, с боярами, со всем народом…»
Вопрос к документу:
Чем летописец объясняет превосходство в силах литовского князя над силами московского князя ?
Приложение 4. Рабочий лист №4.
Задание. Определите по п.3, п.19, стр.37
–Значение присоединения русских земель к Литве.