СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любимый поселок в задачах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник текстовых задач по математике для учащихся 5-6 классов был создан в результате работы над классным проектом учащимися 5 А класса в 2021 году

Просмотр содержимого документа
«Любимый поселок в задачах»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»





«Любимый поселок в задачах»








Авторы: ученики 5 А класса

Руководитель: Галечина О.В.













Усть-Абакан - 2021

Введение

Почему выбором нашего исследования стала данная тема? Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при изучении математики большое внимание необходимо уделять работе с числом, формированию вычислительных навыков и умению решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. По мнению наших одноклассников решение текстовых задач вызывает затруднения у учащихся. Как изменить ситуацию? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе составления задач, в том числе авторских задач на основе интересного материала о поселке Усть-Абакан.

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью мы получаем опыт работы с величинами, постигаем взаимосвязь между ними, получаем опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, готовит нас к дальнейшему обучению. Использование задач, построенных на краеведческом материале, обогащают мыслительную деятельность, активизирует познавательную активность, создают стимул к поиску решения задач и к изучению математики.

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному поселку, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач, мы получаем дополнительные сведения о развитии экономики поселка, его истории.

Для нас очень важно быть не только в роли учеников, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой мы ищем сюжет и содержание, интересные, прежде всего нам самим. Для нас важно, что придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняем свой математический опыт. Особый интерес у нас вызывает составление задач на материалах нашего поселка, поселка, в котором мы родились и живем.

























План исследований

Текстовые задачи – стал нашим главным предметом исследования. Мы узнали, что текстовая задача – это задача, использующая нематематические слова для передачи математического смысла. Но, однако, многие ученики не любят решать задачи, так как те задачи, которые имеются в наших школьных учебниках, иногда и сложны для понимания.

Поэтому нами было решено составить сборник текстовых задач для учащихся 5 классов такой, чтобы задачи, собранные в нём, были познавательными и доступными каждому ученику. Сборник задач был составлен с использованием материала об истории поселка Усть-Абакан. Краеведческий материал – благодатная почва для составления текстовых задач.

Предмет: текстовые задачи по математике.

Объект: составление текстовых задач о поселке Усть-Абакан.

Гипотеза: Придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняем свой математический опыт. Особенно интересно составлять задачи, используя краеведческий материал.

Цель работы: составить сборник текстовых задач о поселке Усть-Абакан.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:

  • обучение школьников составлению и решению текстовых задач;

  • усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;

  • демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Этапы работы:

Работа над проектом включала несколько этапов.

I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.

II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи?»

III этап. Сбор фактических данных о поселке Усть-Абакан для составления задачи.

IV этап. Процесс составления задачи.

V этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.

VI этап. Проверка и оценка авторских задач.

VII этап. Создание диска “Любимый поселок в задачах” из презентаций учащихся.

Применяемые умения:

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

Формы продуктов деятельности: сборник задач



























Примеры задач

История появления нашего поселка

  1. История Усть-Абакана начинается с  1909 года. Первые названия: улус Подкунье и улус Аскировский.

    1. В каком году п.Усть-Абакан исполнится 115 лет? 120 лет? 150 лет? 200 лет?

    2. Через 21 год после основания поселка в Усть-Абакане была построена фабрика по переработке древесины Лесозавод. В каком году это произошло?

  2. Весной 1932 года по постановлению ВЦИК населенный пункт Усть-Абакан получил статус поселка. Расположи дроби в порядке возрастания и у вас получится статус поселка.







  1. Согласно архивным документам Бобровицкий сахарный завод Черниговской области эвакуируется на станцию Абакан Красноярской железной дороги. Осенью 1941 г. в Хакасию прибыли первые вагоны с оборудованием для сахарного завода. Одновременно приехали и инженерно – технические работники. Для строительства Хакасского сахарного завода в 1942 г. была использована строительная площадка на окраине п.Усть-Абакан в районе Подкуни (об этом говорится в докладной записке из архивного военного отдела). Стройка велась темпами военного времени, сооружение завода велось силами заключенных. Сахарный завод частично был запущен в эксплуатацию уже осенью 1942 года, строительство же его продолжалось до 1 апреля 1943 года. В 1943 г. завод дал стране и фронту свою первую продукцию: коричневого цвета сахар и сахарную потоку. В конце войны, оборудование и инженерно–технические работники сахарного завода вернулись на западные территории страны, к себе на родину. В бараках, построенных для заключенных–строителей, позже расположилась АВК (абаканская воспитательная колония). Сколько лет северную часть Усть–Абакана жители называют Сахарным, в память о том, что в Усть-Абакане производили сахар и сахарную патоку?

  2. В годы Великой Отечественной войны в Усть-Абакане располагался госпиталь. На лесозаводе изготавливались ящики для снарядов.

Решив ребус вы узнаете в каком здании он находился.

Решите цепочку примеров и узнаете номер здания.



  1. К онец 40-х и начало 50-х годов было началом восстановления народного хозяйства, разрушенного в период Великой Отечественной войны. Для развития химической, медицинской, оборонной промышленности стране нужен был спирт. Учитывая оптимальные географические условия расположения посёлка Усть-Абакан (ровный рельеф площадки, вблизи полноводная река, железная дорога), наличие мощной деревообрабатывающей промышленности в области и районе Министерством вкусовой промышленности СССР в 1946 году было принято постановление о проектировании и строительстве гидролизного завода в посёлке Усть-Абакан по производству этилового спирта из отходов древесины. В посёлке Усть-Абакан в 1949 году началось строительство гидролизного завода, через 6 лет он был пущен в эксплуатацию. В каком году начал работать завод?

  2. 2 8 апреля 1961 года в поселке Усть-Абакан состоялось открытие Дома культуры, который был назван в честь первого советского космонавта, полетевшего в космос 2 апреля 1961 года. Имя закреплено документом от 31 июля 1961 года. Сколько лет исполняется ДК им. Гагарина в 2021 году?

  3. Согласно данных в таблице, численность населения в 1939г составляла 5476 человек. Спустя 81 год она увеличилась в 2,767 раз. Определите численность населения в 2020 г?

1939г

1959г

1970г

1979г

1989г

2002г

2009г

2010г

5476

13475

13557

14576

15831

14913

15656

14578

2012г

2013г

2014г

2016г

2017г

2018г

2020г


14897

15210

15401

15553

15452

15396

?



  1. Для учащихся школы из корпуса 2 было выделено 30 билетов в ДК Гагарина на концерт, а учащихся школы из корпуса 3 в два раза меньше. Сколько детей будет на концерте из этих школ?

  2. В 1930 году в посёлке Усть-Абакан был построен ЛПК по переработке древесины. Сколько лет ему бы исполнилось в 2021 году?

  3. Усть-Абакан основан в 1909 г., а назван рабочим поселком с 1932 года. На сколько лет Усть-Абакан больше в статусе рабочего поселка, чем поселка в 2021 году.

  4. Во время Великой Отечественной войны в цехах лесозавода выпускали ящики для снарядов. В центре поселка был установлен мемориальный памятник «Вечная слава» в честь победы над фашистскими з ахватчиками. Решив цепочку примеров, вы узнаете в каком году был установлен мемориальный комплекс.






Национальный состав поселка Усть-Абакан

  1. Численность населения составляет 15 656 (на 01.01.2010 г.) тыс. чел. Население в трудоспособном возрасте — 6 844 тыс. чел. Уровень занятости 58,3 % от численности населения в трудоспособном возрасте. Определите количество трудоспособного населения п. Усть-Абакан.

  2. Численность населения поселка Усть-Абакан 15 656 человек по данным Всероссийской переписи 2010 года. Ниже приводятся данные о национальном составе поселка. Перечислены национальности, имеющие более 1 % населения:

Сколько человек населения составляет национальности: русские, хакасы и чуваши? Сколько это будет в процентном соотношении от общего числа населения? (смотри диаграмму выше)

  1. Численность населения в посёлке Усть-Абакан в 1939 году была 5476 человек. В 2009 увеличилась на 10 180 человек, а в 2020 году стала меньше на 503 человека, чем в 2009. Найдите численность населения в 2020 году.

Памятники нашего поселка


  1. 9 мая 1975 года по инициативе райкома партии и комсомола Усть–Абаканского района на месте поселкового парка был открыт мемориальный комплекс «Вечная слава», аналогов которому нет ни в Хакасии, ни в Красноярском крае. По воспоминаниям очевидцев, в его строительстве принимали участие все жители района, от школьников до пенсионеров. Сколько лет мемориал является гордостью усть-абаканцев?

  2. Через 38 лет после открытия мемориала Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве России наградил мемориал-музей «Вечная слава» почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». В каком году это произошло? (смотри данные задачи 15)

  3. Площадь участка, занимаемого мемориалом 1,166 га, из них площадь озеленения 0,859 га, площадь мощения 0,270 га, площадь застройки 368,9 м.кв. Найдите площадь каждого участка в км2.

  4. Одним из постаментов мемориала является танк Т-34. Он расположен в конце боковой аллеи по ходу движения от стелы «Сибирская атака», в восточной части территории мемориала. Танк является смысловым продолжением барельефа «Сибирская атака», является символом несокрушимой мощи Советской Армии. Этот танк участвовал в Великой Отечественной войне, принимал участие в боях под Сталинградом, на Курской дуге, в освобождении Украины, а в апреле 1945 года в Берлинской операции. Установлен на постаменте из двух бетонных плит-сходов. Габариты основания постамента 550 х 400 см. Найдите площадь основания, на котором стоит танк.

  5. С корость танка Т-34 была на 18 км/ч больше скорости тяжелого танка ИС-2. Известно, что за 2 часа танк Т-34 проходил такое же расстояние, что танк ИС-2 за 3 часа. С какой скоростью двигались танки?

  6. В северо-восточной части территории мемориала. Расположен Блиндаж, который является основанием металлической конструкции самолета МИГ-17 - они установлены на перекрытие блиндажа, расположенного под самолетом в крутом берегу протоки Енисея. Габариты 5,10 х 5,75 м, высота 2,6 м. Найдите объем и площадь блиндажа.

  7.  Фигура Родины-Матери является смысловым центром всего комплекса мемориала, композиционно держит пространство площади, по периметру которой расположены стела «Братские могилы», две стелы с именами 1056 погибших. Объемная трехмерная скульптура выполнена из монолитного железобетона на монолитном железобетонном основании. Фундамент основания скульптуры 125×170 см, высота фундамента 0,3 м. Высота скульптуры 5 метров. Найдите объем и площадь фундамента основания. Найдите высоту фигуры Родины-Матери вместе с основанием.

  8. Подсчитайте, сколько дней длилась Великая Отечественная война 1941-1945 г.? (Война началась 21.06.1941 г. и закончилась 09.05.1945 г.).

  9. Самолет МИГ-17. Этот памятник посвящен всем летчикам и техникам, которые защищали небо в годы Великой Отечественной войны. На высоком постаменте замер, раскинув крылья, истребитель с алыми звездами на фюзеляже. Устремленный вверх, он напоминает всем, что память наша безгранична. Самолет МИГ-17 – самолет, подбитый (как и люди) на фронте, был доставлен с мест боев как учебный экспонат в п.Усть-Абакан в школу по переподготовке младших авиаспециалистов (АШМАС).

Максимальная скорость самолета МИГ-17 у земли составляет 1060 км/ч, а на высоте 3000 м - 1114 км/ч. На сколько км/ч скорость на высоте больше, чем скорость у земли? Во сколько раз скорость на высоте больше, чем скорость у земли. Ответ округлите до десятых долей.


Усть-Абакан в цифрах и датах


  1. Вдоль побережья Красноярского водохранилища Енисея простирается территория посёлка Усть-Абакан - экономического и административного центра одноимённого района.

Решив примеры узнайте как ранее назывался Усть-Абакан?


  1. Площадь Усть-Абакана 40 км2 составляет площади Минусинска. Найдите площадь Минусинска.

  2. В 2010 году в п. Усть-Абакан открылся новый детский сад «Радуга». Стоимость объекта – 138,6 млн рублей, при этом 124,9 млн рублей получено из федерального бюджета. Определите сумму, которую затратил республиканский и муниципальный бюджет на строительство детского сада в Усть-Абакане?

  3. Объемы финансирования образовательной деятельности МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка» в 2019 году составил 18 691 761 рубль, а в 2020 году на 1 814 378, 62 рубля больше. Определите объем финансирования детского сада в 2020 году.

  4. Объемы финансирования образовательной деятельности МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка» в 2019 г. Составьте задачу по данной таблице.

Источник финансирования 

Объем финансирования 

Республиканский бюджет 

11 371 415,00 

Местный бюджет 

4 496 245,00 

Внебюджет  

2 824 101,00 

Всего 

18 691 761,00 


  1. Территория поселка Усть-Абакан - 40,3 км2. Перевести это число в м2? А сколько эта площадь составляет в гектарах?

  2. Площадь участка, занимаемого посёлком Усть-Абакан 40 300 000 м2 . Это на 40 288 340 м2 больше, чем площадь, занимаемая мемориалом «Вечная слава». Найдите площадь мемориала в км2.

  3. В Усть-Абакане преобладает резко континентальным климат. Лето теплое и сухое. Средняя температура Июля составляет +23,5 градусов. Зимы морозные и длительные. Средняя температура Января составляет

-14,3 градусов. Ветра преобладают юго-западные.

На диаграмме представлена средняя температура в поселке по месяцам:

Определите среднегодовую температуру воздуха в Усть-Абакане.

  1. Туристы решили подняться на вершину горы Куня, которая находится к северу от поселка. Несколько тысяч лет назад эта гора служила крепостью у местных тюркских племён — предков современных хакасов. С неё открывается очень живописный вид на Енисей, на посёлок, города Абакан и Черногорск, и, конечно, на бескрайнюю степь. Высота этой горы над уровнем моря — 569 метров, тогда как высота посёлка у берега Енисея — 250 метров. Определите абсолютную высоту над уровнем моря, на которую поднимутся туристы?

  2. Площадь поселка составляет 4030 га из них: реки – Тарханиха 7,5 кв. км, искусственный водный объект – Красноярское водохранилище р. Енисей 15 кв. км.. Определите, сколько процентов от площади п. Усть-Абакан занимают водоемы?

  3. В первенстве Сибирского федерального округа по боксу среди женщин, девушек и девочек, которое проходимо в январе 2021 г. В Иркутске, участвовали две спортсменки Усть-Абаканской спортивной школы, что составляет всех участников соревнований. Сколько всего спортсменок участвовали в соревнованиях?


Задачи о природе Усть-Абакана.

  1. Каждые 2 года сосна меняет свои иголки, а иголки ели живут на 5-8 лет дольше. Сколько лет живут иголки ели?

  2. Заяц-русак развивает скорость 80 км/час. Какое расстояние пробежит за 3 часа?

  3. Рассмотри таблицу наибольшей высоты деревьев.

Названия деревьев

Высота

Дуб, сосна

40 м

Кедр, лиственница, пихта

50 м

Тополь

60 м

Клён

32 м

Осина

25 м

Берёза, ель

35 м

Назови деревья в порядке уменьшения их высоты.

Отметь три самых высоких дерева, которые растут в нашем поселке

Составь о них задачи, дай решить их своим друзьям.



Задачи о нашей школе


  1. В новом районе поселка Усть-Абакан, где было много детей школьного возраста, строители в 1965 году завершали строительство новой школы. Поселок рос, строились дома для работников лесокомбината, гидролизного завода, для врачей и учителей. Школу ждали. И вот, 15 сентября 1965 года широко распахнула свои двери Усть-Абаканская школа №2, приняв под свои своды 560 мальчишек и девчонок. В 2013 г. в результате слияния трех школ поселка Усть-Абакан была, школа № 2 стала вторым корпусом МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» Сколько лет просуществовала Усть-Абаканская средняя школа № 2?

  2. В 2020-2021 учебном году в школе обучается 702 ученика. В 1-4 (младших) классах на 334 ученика меньше, чем в среднем звене (5-9 классы). Сколько учеников обучается в начальной школе и в среднем звене?

  3. В 2010 году школе исполнилось 45 лет. В каком году начала работать школа?

  4. Решите примеры и узнайте дату основания Усть-Абаканской школы № 2.

День: (281-136):5*3+(22-9) -(25*3)-10=

Месяц: (98:14*6+48):10 =

Год: 50*(9+42)-585=

  1. В семидесятые годы в школе работало 40 педагогов, 16 из них это педагоги-мужчины. Какую часть составляли мужчины от общего числа учителей? Выразите в процентах.

  2. В 2010 году по инициативе учеников и педагогов в школе был открыт Музей Усть-Абаканской школы № 2. Сколько лет исполнилось музею в этом году?

  3. В школе в 2003 году работало 40 учителей, 42,5 % из них – это учителя-выпускники нашей школы. Найдите количество выпускников, которые в 2003 году работали в нашей школе учителями.

  4. В 2020-2021 учебном году 5 А классе 22 ученика, 10 из них – это девочки. Сколько процентов учащихся класса составляют мальчики?

  5. В школе очень хорошо была развита спортивная работа. В 1978 году футбольная команда мальчиков «Мечта» стала победителем областных соревнований по футболу. Сколько лет назад это было?

  6. В 1979 году футбольная команда мальчиков «Мечта» участвовала в зоне Сибири на приз клуба «Колосок», где стала победителем, не пропустив ни одного мяча. Ее лучший бомбардир забил часть всех мячей. Сколько голов забили остальные участники команды, если всего за все игры было забито 22 мяча.

  7. В нашей школе два спортзала. Площадь одного из них 55,8 м2, а площадь другого в 2,65 раза больше. Найдите площадь второго спортивного зала школы.

  8. В нашей школе два спортзала. Площадь одного из них 55,8 м2, а площадь другого 147,8 м2. Во сколько раз площадь одного спортзала больше площади другого? Ответ округлите до сотых долей.









Заключение

Задачи с краеведческим содержанием хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение таких задач в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные задачи с краеведческим содержание поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дети, как правило, стремятся решать такие задачи побыстрее, чтобы узнать новое о своем родном крае.

Мы считаем, что использование таких задач на уроках позволяет учащимся овладеть знаниями по математике более непринужденно и легко. Мы также считаем, что необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.






















Литература:

  1. Быкова Р.Я. /Пол века как одно мгновение или история школы глазами ее завуча. – Абакан,ООО «Кооператив «Журналист»,2015 г.- 72 с.

  2. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Усть-Абакан

  3. Сайт администрации поселка Усть-Абакан https://усть-абакан.рф/

  4. Сайт архива погоды https://world-weather.ru/archive/russia/ust_abakan/

  5. Сайт МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» http://school-ua.ust-abakan.org/sved10.html

  6. Сайт МБУ ДО «Усть-Абаканская спортивная школа» http://sportsh-ust-abakan.gbu.su/

  7. Сайт Усть-Абаканской централизованной библиотечной системы http://uacbs.rh.muzkult.ru/






































Приложение 1

Памятка “Как составить задачу на краеведческом материале”.

Памятка.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, “Энциклопедии Забайкалья”, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

– подготовка слайдов (3-х) с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.

Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.

Далее дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями.

Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.

На диске собрано 37 задач о Нефтеюганске Красивые иллюстрации, придуманные и оформленные в едином стиле учениками 5 класса задачи, вызывают неповторимое обаяние столицы. С диском можно работать непосредственно за компьютером или распечатать с него любые задачи. Решения задач дети готовили на отдельных листках и в слайды не включали.



Скачать

© 2024 120 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя