Шебанова Лидия Николаевна,
Урок литературы в 8 классе
Тема урока. »Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне».
А. И. Куприн « Куст сирени». Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье
Цели урока. Познакомить учащихся с известным русским писателем,
раскрыть идейно – тематическую направленность рассказа, обосновать смысл названия, точно и логично выражать свои мысли; формировать проблему, строить цепь рассуждений, аргументировать, делать выводы, планировать последовательность действий в процессе работы; развивать навыки продуктивного взаимодействия между учащимися, навыки моделировать устные высказывания; воспитывать уважение, любовь к родным, близким людям.
Ожидаемые результаты:
Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, аргументировать авторскую позицию.
Личностные: аналитическая работа с текстом определит, что обучающиеся знают оценку таким моральным качествам, как взаимопонимание, доверие, искренность, любовь.
Метапредметные: работа в группах определит способность учащихся сравнивать, участвовать в речевом общении, обсуждении.
Оборудование урока. Презентация к уроку, портрет А.И Куприна, рассказ
«Куст сирени», листы белой бумаги, маркеры, И Рахманимов
Тип урока. Урок - исследование
Методы,приемы:наглядный,словесный,репродуктивный,исследовательский, эвристический, метод выразительного чтения, «Микрофон», «Обмен улыбками», «Формула урока», «Пресс», «Мозговая атака», «Знаю», ассоциации, ключевые слова, кластер, романс С. Рахманинова «Сирень», картины П. П. Кончаловского «Сирень».
Межпредметные связи: Музыка, живопись.
Ход урока
Организация класса.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Определение эмоциональной готовности к уроку.
Если ты ее подаришь,
То счастливей капли станешь.
Она мигом обернется,
И к тебе скорей вернется.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На нее ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она большой
Хоть конфетки, хоть открытки
Поговорим мы об (улыбке)….
Прием «Обмен улыбками». (Слайд № 4)
Подарите улыбку друг другу: (Слайд № 5).
Подарю тебе улыбку
И день покажется светлей!
Проснувшись утром, не ленись,
Себе лукаво улыбнись!
Скажи красивый комплимент,
И расцветешь в один момент!
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
А сейчас мы с вами поговорим. Поговорим? ( Слайд № 6).
Поговорим?
Поговорим.
О чем?
О разном.
И о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
О чем – то знаешь ты.
А что – то неизвестно.
Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Выразительное чтение стихотворения «Что это?» Игоря Северянина
(Слайд № 7).
Далеко, далеко, далеко
Есть сиреневое озерко
Где на суше и даже в воде -
Ах везде! Ах, везде! Ах везде! -
Льют цветы благодатную лень,
И названье цветам тем – сирень.
Подбираем ассоциации к слову сирень: ( Слайд № 8, 9).
Сирень – существительные 1 группа )
Весна, солнце, тепло, радость
Сирень – прилагательные (2 группа )
Пахучая, душистая, ароматная
Сирень – глаголы (3 группа )
Распуститься, пахнуть, цвести
Работа с ,, Толковым словарем ” Ожегова ( 1 группа ).
Сирень - крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями.
Что вы знаете о сирени? (2 группа).
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.
IY. Целеполагание и планирование работы.
Определение темы и задач урока. ( Слайд № 10).
Прием «Пресс». Учащиеся определяют автора, название рассказа, героев произведения.
Я думаю, что …
Потому что …
Например, …
Действительно, …
Прием «Формула урока».
( О + В) + ( О+Р )= З
(Организованность +Внимание) + (Общение + Работа)=Знания
Согласование плана работы на уроке.
Y. Изучение нового материала.
Эпиграф урока.
Я люблю тебя.
Это значит – я желаю тебе добра.
Вероника Тушнова
Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? Как слова эпиграфа связаны с рассказом А. И. Куприна »Куст сирени» ? (Слайд № 11, 12).
Любить – значит желать добра? Что это значит? Отправляемся в
путешествие - знакомство с героями рассказа «Куст сирени» А. И. Куприна.
Прием «Знаю – не знаю». Ответы на вопросы:
А) В каком городе родился Куприн?
Б) Где прошли детские годы будущего писателя?
В) Армейская служба Куприна продолжалась долго?
Г) Какие произведения воссоздают картину состояния русской
армии?
Д) Какую тему затрагивает писатель в рассказе «Куст сирени»?
Так что же такое любовь? (Слайд № 13).
1 группа подбирает синонимы к слову «любовь», оформляет в форме кластера:
Любовь – привязанность, преданность, увлечение, симпатия,
влюбленность.
2 группа подбирает антонимы к слову «любовь», оформляет в форме кластера:
Любовь – ненависть, презрение.
Вопросы на читательское восприятие текста рассказа.
Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви« А. Чехова, «Кавказ» И. Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени»А. Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему? Объясните.
Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым, способность жертвовать во имя любви).
«Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне». Как вы думаете, тема или идея заключена в формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь и взаимопонимание).
Словарная работа.
Когда вы читали рассказ, все ли слова вам были понятны?
( Слайд № 14).
1группа:
Педант – (франц. pedant - от итал. pedante, первоначально - учитель, педагог), человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, точностью, формализмом.
2 группа :
Ридикюль – ручная женская сумочка.
3 группа:
Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог движимого имущества.
4 группа:
Солитер - крупный брильянт ; ленточный червь, паразитирующий в теле человека и животных .
Прослушивание видеозаписи первой части рассказа А.И. Куприна
«Куст сирен». Прием «Мозговая атака».
Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.
1. Горе. Алмазов приходит домой.
Выразительное чтение второй части рассказа А. И. Куприна
«Куст сирени» учащимися.
2. Надежда. Молодые супруги посещают оценщика и садовника.
Выразительное чтение третьей части произведения учителем.
3. Счастье. Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
Ответы на вопросы, используя текст:
Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках.
Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье).
Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены. Какой же выход находит Вера?(Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.
Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
Чем же заканчивается эта история? (Слайд № 15).
Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
YI. Совершенствование знаний обучающихся.
1.Ответы на вопросы в форме мини – дискуссии.
Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? (Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, пожертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людей счастливыми).
Смысл заглавия.
Для героев рассказа сирень стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».
( Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви). Так что же значит – любить? Это желать добра.
Составление кластера к слову «счастье»:
Счастье – любовь, улыбка, жизнь, здоровье, ребенок, мир, покой, родители, тепло, …
Синквейн к словам «сирень», «семья», «любовь».
Сирень Семья
Цветущая, душистая Родная, прочная, верная
Цветёт, благоухает, радует. Радует, поддерживает, любит.
Дарит веру, надежду, любовь. Всегда надежная.
Счастье. Счастье.
Любовь
Светлая, теплая
Пришла, захватила, очаровала.
Дарит людям счастье.
Счастье.
Посмотрите на картины П. П. Кончаловского «Сирень». Ваши
чувства, эмоции. Подберите музыкальный фон к этим чудесным
шедеврам живописи. ( С. Рахманинов «Сирень»). (Слайд № 15,
16,17).
Слайд № 18.
Счастье – это судьба человека, которого оберегает Бог. Имя Николай в переводе с греческого означает «победитель народов». Имя Вера означает: вера, верование, истина. А фамилия у них – Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Герои умеют сообща преодолевать житейские трудности, поэтому их семейные отношения шлифуются до бриллиантового блеска. Алмаз – хранитель вечной чистоты, порядочности, любви.
YII. Рефлексия.
Чем для вас интересен был урок?
Что больше всего понравилось?
О чём ещё хотелось бы поговорить?
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Почему
А.И. Куприн ни разу не произнес слово «любовь», а весь рассказ
посвящен настоящей любви?