Актуализация знаний | Самостоятельная работа на 2 варианта с последующей взаимопроверкой. У доски 2 человека на закрытых досках | Вычислить: В 1 В 2 1) 1) 2) 2) 3) 3) 4) 4) 5) 5) 6) 6) 7) 7) 8) 8) 9) 9) 10) 10) | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-07 | Студенты проверяют работы своих товарищей и ставят оценку по предложенному критерию оценки. Выяснить, кто из студентов не справился с работой. | |
| Представить числа в виде степени числа 2: 1, 2, 4, 8, , , 5 Добиться формулировки задачи: Найти показатель степени, в который нужно возвести число 2, чтобы получить данное число. Формулируется проблема: Не удается найти показатель степени числа 2, чтобы получить 5. Итог актуализации знаний: В процессе решения некоторых задач возникает необходимость найти показатель степени и устно это сделать не всегда удается. Необходимо изучить новый аппарат для решения этой задачи. | Работают студенты, которые не справились с работой Студенты должны понимать, что такой показатель существует | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05 | Устная работа | |
Мотивация учебной деятельности | В течении XVII века резко возрос объем работы, связанной с произведением вычислений. Развитие мореплавания требовало знаний по астрономии, в частности решение задач на определение положения судов по звездам и солнцу. Наибольшие проблемы возникали, как нетрудно понять, при выполнении операций умножения и деления. Ведь приходилось оперировать огромными числами. Поэтому открытие логарифмов облегчило задачу вычислителей многих поколений. Ведь с помощью логарифмов умножение и деление можно заменить сложением и вычитанием. Изобретателем логарифмов стал английский математик Непер Джон (1550 – 1617гг). Он также составил первую таблицу логарифмов. Это открытие оказало большое влияние на развитие приложений математики. Сейчас логарифмы прочно вошли в практику и применяются не только в математике, но и в общетехнических и специальных дисциплинах. | | | | |
Изучение нового материала | 2х=8 Какие значения должен принимать х, чтобы равенство было верным? Х=3, т.к. 23=8. (1) 2 – основание степени, 8 – значение степени 3 – показатель степени Решая эту задачу, мы искали показатель, что по-другому называется логарифм. Иначе, это записывается так: (2) И читается, логарифм числа 8 по основанию 2 равен 3. Где, 2 – основание логарифма, 8 – выражение, стоящее под логарифмом, 3 – значение логарифма. Записи (1) и (2) обозначают одно и то же. Т.е., чтобы вычислить логарифм 8 по основанию 2, мы должны найти такой показатель степени, в которую нужно возвести 2, чтобы получить 8! Это число – 3 Попробуйте вычислить: Т.е., чтобы вычислить логарифм 25 по основанию 5, мы должны найти такой показатель степени, в которую нужно возвести 5, чтобы получить 25! Это число – 2. Значит и значение данного логарифма равно – 2. А теперь рассмотрим в общем виде: | | ОК-01, ОК-02, ОК-03 | | |
| Опр: Логарифмом числа в по основанию а называется показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число в. (а0, а1) ; если Подставим вместо х во второе равенство его значение, получим: Это равенство называется основным логарифмическим тождеством | | | | |
| Вставить вместо точек число: , т.к. 2…=16 , т.к. 2…= , т.к. 2…=1 , т.к. , т.к. 4…=4 | Разбор примеров устно, проговаривая запись. | | | |
| Представить выражение в виде степени: Записать в виде логарифма: Вычислить: | Выходят по очереди к доске, записывают и учатся правильно читать. | | | |
| Логарифм по основанию 10, называется десятичным логарифмом и обозначается lgx Логарифм по основанию e, называется натуральным логарифмом и обозначается lnx. e – иррациональное число, е2,718281828459045 lg10=1, т.к. 101=10 lg1=0, т.к. 100=1 lne=1, т.к.e1=e lne5=5, т.к.e5=e5 | | | | |
| Вычислить: | Чтобы вычислить логарифм, нужно правильно задать себе вопрос: В какую степень надо возвести…, чтобы получить…? Задания выполняют по уровням. Кто хорошо понял - №7-12 Остальные – №1-6 (у доски 2 человека) | ОК-01, ОК-02, ОК-03 | | |
| Сопровождать пояснением. Свойства логарифмов Формулы логарифмирования: Формулы потенцирования: Формула перехода от одного основания к другому: , | Доказать формулу №10 (сильный студент) | ОК-01, ОК-02, ОК-03; ОК-04, ОК-05 | | |
| Найдите х: Преобразуем правую часть равенства, используя свойства логарифмов (формулы потенцирования): Так как в левой и правой части равные выражения, стоящие под логарифмом по одинаковому основаниюможно отбросить логарифмы. Такая операция называется потенцированием. | Найдите х: | | | |
| Прологарифмировать выражение: Подпишем в левой и правой части логарифм по одинаковому основанию. Основание может быть любым. Для упрощения записи возьмем десятичный логарифм: Для преобразования правой части использовались свойства логарифмов (формулы логарифмирования). | Прологарифмировать выражение: | ОК-04, ОК-05 | | |