Просмотр содержимого документа
«Логарифмы. Логарифмические функции. 11 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по теме:
“Логарифмы. Логарифмическая функция”
11 класс
Рекунова Наталья Владимировна
учитель математики, первая
квалификационная категория
2015 г.
Урок в 11 классе
“Логарифмы. Логарифмическая функция”
Тип урока | Повторение и закрепление знаний, умений, навыков |
Цели урока
| Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе повторения темы: «Логарифмическая функция. Логарифмы», способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций. |
| Образовательные: Повторить определение логарифма, логарифмической функции, свойств логарифмов; выработать навыки их применения. Развивающие: Развивать логическое мышление, память, исследовательские качества учащихся; развивать рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока. Воспитательные: Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития обучающегося; воспитывать аккуратность, точность; развивать коммуникативные качества; |
Необходимое оборудование и материалы | мультимедиа, раздаточный материал, презентация «Логарифмы. Логарифмическая функция». |
| |
На уроке:
Применение свойств логарифмов. Свойства и график логарифмической функции.
Решение примеров из вариантов единого государственного экзамена. Тест.
Физминутка.
Немного истории. Джон Непер и Логарифмы.
Морской бой.
Подведение итогов урока.
Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание Конфуция
Эпиграф:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий и
путь опыта – это путь самый горький.
Значит, на уроке мы будем размышлять, подражать, т.е. делать по образцу и набираться опыта.
Дайте определение логарифму. Вспомните основное логарифмическое тождество.


















1. ДА. 2. НЕТ
Ответ:2
а)У= LOG2(5 – 3х)
б)У= LOG√5 х
в)У= LOG⅔(5 – 3х)

Самостоятельная работа
1. Вычислите: 1. Вычислите:


2)2 3)3 4)4 1)13 2)2 3)17 4)-169
1)-6 2) 6/49 3) 6 4) а-49 1)-1 2) 9 3) 4 4) 0,8
3. Вычислите: 3.Вычислите:

2)9 3)22 4)5 1)17 2)4 3)14 4)23

4.Найдите область определения функции:








Составьте число из номеров правильных ответов.
Ответы
Вариант 1: 4342
Вариант 2: 2222
5.Решите неравенство:
а)
а)
б)
б) 
Ответы: а) х а) х
; б)
при х
Физминутка.
Немного истории. Джон Непер и Логарифмы
ДЖОН НЕПЕР (1550-1617)
Шотландский математик – изобретатель логарифмов.
В 1590-х годах пришел к идее логарифмических вычислений и составил первые таблицы логарифмов, однако свой знаменитый том “Описание удивительных таблиц логарифмов” опубликовал лишь в 1614 году.
Ему принадлежит определение логарифмов, объяснение их свойств, таблицы логарифмов синусов, косинусов, тангенсов и приложения логарифмов в сферической тригонометрии.
Палочки Непера
Непер предложил в 1617 году другой (не логарифмический) способ перемножения чисел. Инструмент, получивший название палочки (костяшки) Непера, состоял из тонких пластин, или блоков, каждая сторона которого несет числа, образующие математическую прогрессию. Манипуляции с блоками позволяют извлекать квадратные и кубические корни, а также умножать и делить большие числа.
Логарифмическая линейка
В 1614 году шотландский математик Джон Непер изобрел таблицы логарифмов. Принцип их заключался в том, что каждому числу соответствует свое специальное число - логарифм. Логарифмы очень упрощают деление и умножение. Например, для умножения двух чисел складывают их логарифмы, результат находят в таблице логарифмов. В дальнейшем им была изобретена логарифмическая линейка, которой пользовались до 70-х годов нашего века.
Морской бой.
Поднимите руку те, кто хотя бы раз играл в «Морской бой»? Ну, тогда вы легко справитесь со следующим заданием. На слайде вы видите таблицу. Учащиеся называют по горизонтали число, а по вертикали букву (например, 2А). Тот, кто первым даст правильный ответ получает – 1 балл и продолжает игру. Тот, кто набирает большее количество очков, получает приз.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
A | log416 | log327 | log5125 | log232 | log39 | log28 | log381 | log216 | log11121 |
B | log25125 | log4 8 | log279 | log816 | log8127 | log324 | log168 | lg100 | log255 |
C | log82 | log49 7 | log162 | log273 | log1255 | log644 | log322 | log813 | log10010 |
D | log66 | log55 | lg10 | log77 | log99 | log42 | log24 | log½ | 43log42 |
E | lg0,01 | lg0,1 | lg0,001 | lg1000 | lg | 7log73 | 2log25 | 4log48 | 52log53 |
F | log5 | log3 | log2 | log4 | log2 | log3 | lg20 + lg5 | lg13 –l g130 | 5–2lоg53 |
G | log  | log61 | log251 |  | 7log72 + 7 | 23log25 | lg8 + lg125 |  | 2–2lоg25 |
Ответ:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
A | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
B | 1,5 | 1,5 | 2/3 | 4/3 | 3/4 | 2/5 | 3/4 | 2 | 1/2 |
C | 1/3 | 1/2 | 1/4 | 1/3 | 1/3 | 1/3 | 1/5 | 1/4 | 1/2 |
D | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1/2 | 2 | 5 | 8 |
E | –2 | –1 | –3 | 3 | –3 | 3 | 5 | 8 | 9 |
F | –2 | –4 | –4 | –2 | –3 | –5 | 2 | –1 | 1/9 |
G | 2 | 0 | 0 | 0 | 9 | 125 | 3 | 1/2 | 1/25 |
Подведение итогов урока.
Спасибо за урок!
Использованная литература:
А.Г. Мордкович. Алгебра и начала математического анализа, 10-11; методическое пособие для учителя. 2011 г.;
Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. Г.И. Ковалёва, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка – Волгоград: Учитель;
В.М. Шамшин. Тематические тесты по подготовке к ЕГЭ по математике, 2010г.;
Н.А. Ким. Технология подготовки учащихся к ЕГЭ, 2012г.;