Тема урока: Логарифмы в заданиях ЕГЭ.
![]()
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, -
что, следуя этому методу, мы достигнем цели.
Г.Лейбниц
ТИП УРОКА: Закрепление и совершенствование знаний.
ЦЕЛИ:
Дидактическая - Повторить и закрепить свойства логарифмов; логарифмические уравнения; закрепить методы решения наибольшего и наименьшего значения функции; совершенствовать применение полученных знаний при решении задач ЕГЭ С1 и С3;
Развивающая - Развитие логического мышления, памяти, познавательного интереса, продолжить формирование математической речи и графической культуры, вырабатывать умение анализировать;
Воспитательная - Формировать навыки общения, умения работать в коллективе.
Способствовать воспитанию познавательного интереса к математике
Оборудование:
Персональный компьютер у учителя.
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация к уроку.
Ноутбуки для учащихся с тестами самоконтроля.
Раздаточный материал: сопроводительный лист с заданиями и оценочной таблицей, справочный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Основные этапы урока:
Организационный момент.
Актуализация.
Формулирование темы урока, постановка целей и задач урока.
Закрепление знаний.
Физкультминутка.
Усвоение знаний.
Подведение итогов урока.
Инструктаж по домашнему заданию.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Наш урок я хочу начать со слов американского математика Айвена Нивена:
“Нельзя изучать математику, наблюдая за тем, как это делаем сосед…” (слайд 1)
Чтобы оценить свою работу на уроке у вас на сопроводительных листах есть оценочная таблица (слайд 2). Отмечайте, количество баллов, которое вы себе поставите после каждого этапа урока.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Какова тема урока?
(Ответ: Свойства логарифмов. Подготовка в ЕГЭ)
Какова цель урока?
(Ответ: Подготовиться к ЕГЭ)
Какие задачи для этого нам нужно выполнить?
(Ответ: 1. Вспомнить свойства логарифмов, свойства степеней, решение простейших логарифмических уравнений
2. Научиться решать лог. уравнения повышенной сложности)
3. Развитие внимания, мышления, памяти.
4. Воспитание познавательного интереса к математике.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Проанализировать: в каких заданиях ЕГЭ встречаются логарифмы.
Базовый-5,7-преобразования лог.выражений, простейшие логарифмические уравнения
Профильный 3,5,10,12-преобразование логарифмических выражений, уравнения, задачи физического содержания, связанные с логарифмами, нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.
С-1- тригонометрические уравнения, содержащие логарифм
С-3 – система неравенств, содержащая логарифмическое неравенство)
На данном этапе проводится устная работа, в ходе которой учащиеся не только вспоминают свойства логарифмов, но и выполняют простейшие задания ЕГЭ.
Начнем с того что дадим определение логарифма.
Какие вы знаете свойства логарифма? (и условия ?)
1. logb b = 1
2. logb 1 = 0, 3. logc (ab) = logc a + logc b.
4. logc (a:b) = logc a – logc b.
5. logc (b k ) = k * logc
6
=

7.

3) Что такое десятичный логарифм? (
)
4) Что такое натуральный логарифм? (
)
5) Что такое число е?
6) Чему равна производная от
? (
)
7) чему равна производная ln x ?
5. УСТНАЯ РАБОТА для всех обучающихся
Вычислить устно: (задания В-11)
6. Самостоятельная деятельность учащихся по решению заданий
Решение уравнений с последующей проверкой
Решите уравнения (первые два уравнения проговаривают устно, а остальные решает самостоятельно весь класс и записывает решение в тетрадь):





(Пока ученики работают на месте самостоятельно, к доске выходят 3 ученика и работают по индивидуальным карточкам)



После проверки с места 3-5 уравнений, ребятам предлагается доказать, что уравнение
не имеет решения (устно)
7. Решение В-10 - (задачи физического содержания, связанные с логарифмами)
Весь класс решает задачу (у доски 2 человека: 1-й решает вместе с классом, 2-й решает аналогичную задачу самостоятельно)
Находящийся в воде водолазный колокол, содержащий
моля воздуха при давлении
атмосферы, медленно опускают на дно водоeма. При этом происходит изотермическое сжатие воздуха. Работа, совершаемая водой при сжатии воздуха, определяется выражением
(Дж), где
– постоянная,
– температура воздуха,
(атм) – начальное давление, а
(атм) – конечное давление воздуха в колоколе. До какого наибольшего давления
можно сжать воздух в колоколе, если при сжатии воздуха совершается работа не более чем 6900 Дж? Ответ приведите в атмосферах.(6)
8. УСТНАЯ РАБОТА (вопросы)
Вспомнить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке и на промежутке.
Работа на доске и в тетради.
(прототип В15 - ЕГЭ)

9 Блиц-опрос.
И напоследок проверим себя, насколько каждый владеет определением и свойствами логарифмов (слайд 16). В сопроводительных листах необходимо ответить только «да» или «нет».
Подлогарифмическое выражение всегда должно быть больше нуля. | да |
Основание логарифма всегда строго больше нуля. | нет |
Логарифм частного равен разности логарифмов. | да |
Логарифм произведения равен произведению логарифмов. | нет |
Если подлогарифмическое выражение записано в виде степени, то показатель можно вынести вперед и умножить на логарифм основания. | да |
10.Мини-тест с самоконтролем на ноутбуках
Тест
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1. | |  |
2. |  |  |
3. |  |  |
4. |  |  |
5. |  |  |
6. | Найдите наибольшее значение функции | Найдите наименьшее значение функции |
Ключи к тесту
| №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Вариант №1 | 250 | 49 | 4 | -8 | 3 | 8 |
Вариант №2 | 63 | 144 | 13 | -22 | 7 | 3 |
Ребята меняются друг с другом работами и выступают в роли экспертов.
10. Решение заданий С1
Учащиеся выполняют задание, 1 человек работает у доски.
а) Решите уравнение 
б) найдите корни уравнения, принадлежащие промежутку (
;3
)
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель поясняет домашнее задание, обращая внимание на то, что аналогичные задания были рассмотрены на уроке. Учащиеся внимательно прослушав пояснения учителя, записывают домашнее задание.
ФИПИ (открытый банк заданий: раздел геометрия, 6-я страница)
uztest.ru (преобразование логарифмов)
С3 – задание второй части ЕГЭ
13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня на уроке мы повторили свойства логарифмов; логарифмические уравнения; закрепили методы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции; рассмотрели задачи физического содержания, связанные с логарифмами; решали задачи С1 и С3, которые предлагаются на ЕГЭ по математике в прототипах В7, В11, В12, В15, С1 и С3.
Выставление оценок.