СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников.»

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями   Розанова Елена Викторовна  учитель-логопед  МБДОУ «Тарасковский детский сад»

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями Розанова Елена Викторовна учитель-логопед МБДОУ «Тарасковский детский сад»

Направления работы Развитие лексического запаса и формирование грамматического строя речи Включение фразы в связную речь Накопление словаря формирование фразы

Направления работы

Развитие лексического запаса и формирование грамматического строя речи

Включение фразы в связную речь

Накопление словаря

формирование фразы

Работа над словарем Количественное обогащение словаря усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла активизация словаря усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла активизация словаря Качественное обогащение словаря Работа  с синонимами Работа  над антонимами Работа над  многозначностью р азных частей речи Ознакомление с разными способами  словообразования.   Работа  с синонимами Работа  над антонимами Работа над  многозначностью р азных частей речи Ознакомление с разными способами  словообразования.  

Работа над словарем

Количественное обогащение словаря

  • усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла активизация словаря
  • усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря
  • понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла
  • активизация словаря

Качественное обогащение словаря

  • Работа  с синонимами Работа  над антонимами Работа над  многозначностью р азных частей речи Ознакомление с разными способами  словообразования.  
  • Работа  с синонимами
  • Работа  над антонимами
  • Работа над  многозначностью р азных частей речи
  • Ознакомление с разными способами  словообразования.  
Домашние животные

Домашние животные

Усвоение новых слов Лошадь – конь – жеребенок Кошка – кот – котенок Корова – бык – теленок Свинья – боров – поросенок Коза – козел – козленок Собака – пёс – щенок Овца – баран – ягненок

Усвоение новых слов

  • Лошадь – конь – жеребенок
  • Кошка – кот – котенок
  • Корова – бык – теленок
  • Свинья – боров – поросенок
  • Коза – козел – козленок
  • Собака – пёс – щенок
  • Овца – баран – ягненок
Понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла   Верный, как собака Ласковый, как котенок Измазался, как свинья Собака – сторож Кошка – мышеловка

Понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла

  • Верный, как собака
  • Ласковый, как котенок
  • Измазался, как свинья
  • Собака – сторож
  • Кошка – мышеловка
Активизация словаря Дидактические игры: «Назови семью животных» - дети перечисляют все семейство. «Назови детеныша» - увидев изображение взрослого животного, дети должны назвать детеныша. «Детеныш заблудился» – дети должны переложить изображение детеныша животного от «чужих» родителей к своей семье, объяснив свои действия.

Активизация словаря

Дидактические игры:

«Назови семью животных» - дети перечисляют все семейство.

«Назови детеныша» - увидев изображение взрослого животного, дети должны назвать детеныша.

«Детеныш заблудился» – дети должны переложить изображение детеныша животного от «чужих» родителей к своей семье, объяснив свои действия.

Работа над синонимами Пушистый – мохнатый Злой – сердитый Ласковый – добрый Маленький – крошечный Большой – огромный

Работа над синонимами

  • Пушистый – мохнатый
  • Злой – сердитый
  • Ласковый – добрый
  • Маленький – крошечный
  • Большой – огромный
Работа над антонимами Большой – маленький Гладкошерстный – пушистый Высокий – низкий Длинный – короткий Мягкий – твердый Смелый – трусливый

Работа над антонимами

  • Большой – маленький
  • Гладкошерстный – пушистый
  • Высокий – низкий
  • Длинный – короткий
  • Мягкий – твердый
  • Смелый – трусливый
Словообразование Бежал – прибежал – убежал Ел – поел – съел Пришел – прибежал – принёс Лакает, мурлычет, потягивается – кот Охраняет, ворчит, лает – собака Кто мычит? Кто роет? Кот – котик – котище Хвост – хвостик – хвостище Лапа – лапка – лапища С длинным хвостом – длиннохвостый С острыми рогами – остророгая

Словообразование

  • Бежал – прибежал – убежал
  • Ел – поел – съел
  • Пришел – прибежал – принёс
  • Лакает, мурлычет, потягивается – кот
  • Охраняет, ворчит, лает – собака
  • Кто мычит?
  • Кто роет?
  • Кот – котик – котище
  • Хвост – хвостик – хвостище
  • Лапа – лапка – лапища
  • С длинным хвостом – длиннохвостый
  • С острыми рогами – остророгая

Многозначность слов Кисточка на хвосте – кисточка от красок Ручка дверная – ручка у ребенка Коса из волос – коса, которой косят Ключ от замка – ключ – родник

Многозначность слов

  • Кисточка на хвосте – кисточка от красок
  • Ручка дверная – ручка у ребенка
  • Коса из волос – коса, которой косят
  • Ключ от замка – ключ – родник
Формирование грамматического строя речи Собака лает. Собака лаяла – собака залаяла – собака залает Большая собака залает. – Большая рыжая собака залает. – Большая лохматая рыжая собака залает. Собака спит, ест, лает, охраняет дом.

Формирование грамматического строя речи

  • Собака лает.
  • Собака лаяла – собака залаяла – собака залает
  • Большая собака залает. – Большая рыжая собака залает. – Большая лохматая рыжая собака залает.
  • Собака спит, ест, лает, охраняет дом.
Я видел корову, барана, козу, ягненка, кошку.  Я дал еду корове, быку, свинье, собаке.  У меня нет собаки, коровы, козы, лошади, кошки.  Я гулял с собакой, козой, коровой, кошкой.   Я видел рогатую корову, белого барана, серую козу, маленького ягненка, рыжую кошку.  Я дал еду пёстрой корове, большому быку, розовой свинье, доброй собаке.  У меня нет злой собаки, светлой коровы, рогатой козы, выносливой лошади, пушистой кошки.  Я гулял с пёстрой собакой, лохматой козой, бурой коровой, игривой кошкой.

Я видел корову, барана, козу, ягненка, кошку. Я дал еду корове, быку, свинье, собаке. У меня нет собаки, коровы, козы, лошади, кошки. Я гулял с собакой, козой, коровой, кошкой. Я видел рогатую корову, белого барана, серую козу, маленького ягненка, рыжую кошку. Я дал еду пёстрой корове, большому быку, розовой свинье, доброй собаке. У меня нет злой собаки, светлой коровы, рогатой козы, выносливой лошади, пушистой кошки. Я гулял с пёстрой собакой, лохматой козой, бурой коровой, игривой кошкой.

Обучение правильному употреблению предлогов

Обучение правильному употреблению предлогов

Работа над предложением Постоянно предлагайте детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по опорным словам, по картинке, по заданной теме, соединяя два-три предложения в одно, разделяя сложное на два простых.

Работа над предложением

Постоянно предлагайте детям составлять предложения самыми разными способами:

  • по вопросам,
  • по образцу,
  • по схеме из разрозненных слов,
  • по опорным словам,
  • по картинке,
  • по заданной теме,
  • соединяя два-три предложения в одно,
  • разделяя сложное на два простых.
Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то здесь можно добиться значительных результатов.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то здесь можно добиться значительных результатов.