Просмотр содержимого документа
«Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников.»
Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями Розанова Елена Викторовна учитель-логопед МБДОУ «Тарасковский детский сад»
Направления работы
Развитие лексического запаса и формирование грамматического строя речи
Включение фразы в связную речь
Накопление словаря
формирование фразы
Работа над словарем
Количественное обогащение словаря
- усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла активизация словаря
- усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря
- понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла
- активизация словаря
Качественное обогащение словаря
- Работа с синонимами Работа над антонимами Работа над многозначностью р азных частей речи Ознакомление с разными способами словообразования.
- Работа с синонимами
- Работа над антонимами
- Работа над многозначностью р азных частей речи
- Ознакомление с разными способами словообразования.
Домашние животные
Усвоение новых слов
- Лошадь – конь – жеребенок
- Кошка – кот – котенок
- Корова – бык – теленок
- Свинья – боров – поросенок
- Коза – козел – козленок
- Собака – пёс – щенок
- Овца – баран – ягненок
Понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла
- Верный, как собака
- Ласковый, как котенок
- Измазался, как свинья
- Собака – сторож
- Кошка – мышеловка
Активизация словаря
Дидактические игры:
«Назови семью животных» - дети перечисляют все семейство.
«Назови детеныша» - увидев изображение взрослого животного, дети должны назвать детеныша.
«Детеныш заблудился» – дети должны переложить изображение детеныша животного от «чужих» родителей к своей семье, объяснив свои действия.
Работа над синонимами
- Пушистый – мохнатый
- Злой – сердитый
- Ласковый – добрый
- Маленький – крошечный
- Большой – огромный
Работа над антонимами
- Большой – маленький
- Гладкошерстный – пушистый
- Высокий – низкий
- Длинный – короткий
- Мягкий – твердый
- Смелый – трусливый
Словообразование
- Бежал – прибежал – убежал
- Ел – поел – съел
- Пришел – прибежал – принёс
- Лакает, мурлычет, потягивается – кот
- Охраняет, ворчит, лает – собака
- Кто мычит?
- Кто роет?
- Кот – котик – котище
- Хвост – хвостик – хвостище
- Лапа – лапка – лапища
- С длинным хвостом – длиннохвостый
- С острыми рогами – остророгая
Многозначность слов
- Кисточка на хвосте – кисточка от красок
- Ручка дверная – ручка у ребенка
- Коса из волос – коса, которой косят
- Ключ от замка – ключ – родник
Формирование грамматического строя речи
- Собака лает.
- Собака лаяла – собака залаяла – собака залает
- Большая собака залает. – Большая рыжая собака залает. – Большая лохматая рыжая собака залает.
- Собака спит, ест, лает, охраняет дом.
Я видел корову, барана, козу, ягненка, кошку. Я дал еду корове, быку, свинье, собаке. У меня нет собаки, коровы, козы, лошади, кошки. Я гулял с собакой, козой, коровой, кошкой. Я видел рогатую корову, белого барана, серую козу, маленького ягненка, рыжую кошку. Я дал еду пёстрой корове, большому быку, розовой свинье, доброй собаке. У меня нет злой собаки, светлой коровы, рогатой козы, выносливой лошади, пушистой кошки. Я гулял с пёстрой собакой, лохматой козой, бурой коровой, игривой кошкой.
Обучение правильному употреблению предлогов
Работа над предложением
Постоянно предлагайте детям составлять предложения самыми разными способами:
- по вопросам,
- по образцу,
- по схеме из разрозненных слов,
- по опорным словам,
- по картинке,
- по заданной теме,
- соединяя два-три предложения в одно,
- разделяя сложное на два простых.
Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то здесь можно добиться значительных результатов.