МБОУ «Школа № 190» г. Нижний Новгород
Тема занятия | Устное сочинение на тему «День рождение» |
Тип занятия | «Открытие нового знания» |
Используемые технологии | Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии Технология поэтапного формирования умственных действий |
Цель занятия | Формирование у младших школьников умений необходимых для составления рассказа. |
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут: - дифференцировать понятия «слово», «словосочетание» «предложение», «текст»; «тема текста», «части текста»; - составлять план рассказа; - сочинять рассказ в соответствии с планом; | Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи между частями текста. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков в составлении рассказов, выделять главное, характерное; - для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли. | Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: |
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. | - развивать умение высказывать свое предположение, мнение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. | - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре и группе; - учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | - развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из предложенных заданий и собственного опыта; - на основе анализа объектов делать выводы, - находить ответы на вопросы, используя материал занятия |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель. Презентации «Дыхательная гимнастика»» ,«Физминутка» |
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
I Этап Мотивации | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
2 минуты | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | Фронтально | «Учимся и оздоравливаемся». В режиме эмуляции | Выполняют дыхательную гимнастику |
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания о тексте. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 мин | Практические | Фронтальная | Сядет тот, кто придумает предложения о погоде со словами, которые я назову: - ветер; - солнце; - небо; - облака; - снег | Составление предложений с заданными словами (Дует слабый ветер и т.п.) |
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
5 мин | Практические: письменные, аналитико-синтетические | Фронтальная | Сегодня нам нужны слова, которые надо собрать из букв. Кто быстрее? | Запись букв, составление из них слов. Т,Р,ОТ- торт П,Д,Р,А,К,О,И,О – подарок О,С,И,Г,Т – гости С,Е,Ч,В,И - свечи |
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания) 1. Построение проекта выхода из затруднения 2. Реализация построенного проекта | 1. цели УД и способ их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения(какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий); -определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи) 2. Построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение; - обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
5 мин | Практические: устные, письменные | Фронтальная, парная | Используя эти слова, что мы можем составить? Кто догадался, что объединяет эти слова? Как вы думаете , что у нас может получиться, если мы составим предложения по этой теме ? Вспомните , что нужно сделать, чтобы получился рассказ. Назовите и запишите тему нашего рассказа. Хотите узнать имя именинника? Тогда выделите буквы в словах: Свечи -2 буква Гости-5 буква Подарки- 6 и 4 буквы Какое имя у вас получилось? Из записанных слов составьте 2 словосочетания Прочитайте словосочетания. | Можем составить предложения. Все слова на тему : «День рождение» У нас получится рассказ. Все предложения в рассказе должны быть связаны между собой по смыслу. Запись темы рассказа в тетрадях. Вика. 7.Работа в парах. ( торт со свечами, гости с подарками) 8. Чтение и корректировка составленных словосочетаний. |
V. Этап Физминутка | - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 мин | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | групповая | Выполняет физминутку вместе с обучающимися | Координация слов с движениями |
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
8 мин | - Практические: выбор правильных формулировок, рисование ,игра - Наглядные цветные «шарики», картинки с изображением лиц детей. | групповая | Составим план нашего рассказа. С чего вы бы начали рассказ? Как кратко записать 1-ую часть рассказа? Выберите шарик любого цвета, которым вы бы хотели украсить комнату. О чём будет говориться во 2-ой части нашего рассказа? Нарисуйте подарки Вике. Подумайте ,чем Вика будет угощать и как развлекать своих гостей. Как кратко записать 3 часть рассказа? Как бы вы закончили рассказ? Какое настроение царит на празднике? Выберите «лицо» гостей. | Составление плана рассказа. 1.Развёрнутые ответы на вопросы. Запись первого пункта рассказа. (Подготовка к празднику). Выбор шариков. 2.Обсуждение предложенных вариантов. Запись второго пункта плана. (Поздравление гостей) Рисование. 3.Варианты ответов, игра с фантами. Запись третьего пункта плана (Угощение и развлечение) 4.Высказывания детей, выбор «лиц» гостей. Запись четвёртого пункта плана. (Настроение) |
VII. Этап Самостоятельная работа, редактирование | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
| 12 минут | Практические устные | Индивидуальная,фронтальная | Кто хочет попробовать самостоятельно составить рассказ? Чей рассказ понравился больше? Почему? Что бы вы исправили в рассказе? | Самостоятельные рассказы детей. Анализ рассказов. Редактирование. |
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
2 мин | аналитико- синтетические | фронтальная | Оцените свои умения составлять рассказ по лестнице «достижений» | Оценивают свои умения. |