СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие на тему: "Ударение в словах"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове. Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему: "Ударение в словах"»

Логопедическое занятие в 3 классе

Тема: «Ударение в словах».

Цель: учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове

Задачи:

Образовательные:

- показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения;

- формировать навыки правильной постановки ударения.

Коррекционно-развивающие:

-Формирование познавательного интереса к родному языку через использование разноуровневых заданий, создании ситуации выбора.

-Формирование умственных учебных действий через анализ и синтез, постановку и определение места ударения в словах различной слоговой структуры, развитие фонематического восприятия;

-Сравнивать и обобщать через сравнение слов – омографов; нахождение обобщающих понятий (назови общее слово)

- Закреплять знания по новому материалу (определение места ударения в словах);

-Формирование действий самоанализа и самоконтроля:

а) пошаговый:

- при развитии фонематического слуха (при выполнении игровых приемов);

- при организации взаимоконтроля, правильности подбора слов с ударением в разных позициях (работа в парах);

- при выполнении разноуровневых заданий.

б) итоговый:

- при проведении игры-соревнования;

- при выполнении самостоятельной работы;

- при закреплении изученных способов постановки ударения в словах;

- при выполнении тестового задания.

-Развитие речи:

- обогащение словарного запаса;

- формирование лексико-грамматического строя речи;

- коммуникативных навыков речи;

- овладение выразительными средствами языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, уверенность в себе.

2. Воспитывать чувство доброты, товарищества, скромность, ответственность.

3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к имуществу школы, пособиям, раздаточному материалу, подготовка своего рабочего места, собранность, усердие, максимальную работоспособность на уроке.

Оборудование:

1. предметные картинки, демонстрационный материал (таблицы);

2. наборы карточек с гласными буквами;

3. дидактический материал (индив. карточки, слова и предложения на отдельных листах);

4. волшебник Ударение, магниты;

5. карточки с тестами;

6. конверты с заданиями.

ХОД


Логопед

Ученики

Обоснование

1.Орг. момент

2 минуты

- Здравствуйте ребята.

-Сегодня на уроке мы продолжаем работать над «Ударением» и вспомним все то, чему учились на прошлом занятии. А помогут нам в этом ваши знания.


(стоят) Отвечают на приветствие.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Обеспечение нормальной внешней обстановки, психологической подготовки к общению. Создание положительного эмоционального фона.

2.Постановка цели 3 минуты
















































Выставляются 3 картинки: кружки, кружки и ученик.

-Под ними надпись. «Ученик берёт кружки».

-Прочитайте предложение. -Скажите, к какой картинке его можно отнести.

- Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке. -Какое по счёту слово в предложении изменило своё значение? (Кружки).

- Скажите, с чем связано изменение значения слова «кружки». Правильно, это связано с перемещением ударения в слове. Произнесём оба слова с ударением.

- Как звучит ударный гласный звук в слове?

( громко и длительно)

-Посмотрите на эти 2 картинки и подпись к ним « Я плачу».

- Скажите, к какой из картинок её можно отнести?

-Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке.

-Возьмите карточки под №1 и сделайте к картинкам подписи, поставив правильно ударение.

- Прочитайте предложения.

-Ребята, так о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Сообщение темы и цели урока: -Сегодня мы будем учиться правильно ставить ударение в словах.

-Что же такое ударение?

-Ударение похоже на биение сердца, мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму.

-Работаем с вами по такому плану:

Вывешивается план занятия.


Дети читают вслух предложения, в котором слово кружки произносится то как кружки, то как кружки. Отвечают на вопросы.

Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударный.







Проверка задания.


Активизация внимания. Восприятие и осмысление целей урока. Создание готовности к активной умственной деятельности.

3.Актуализация знаний

10 минут

























































































































Работа по плану








































-Ребята, вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл, если прочитаете слова через букву:

ВНОДЛПШТЕФБСНИЯК УБДСАГРВЕАНМИШЕ

(волшебник ударение)

-Принес задания (синий конверт)

-Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения.

1.Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» -Исчезло «Чудно», родилось «Чудно».

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

2. Косит косец, а зайчишка КоситТрусит  трусишка, а ослик Трусит.

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

-Что значит трусит? Бежит.

3.От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок.

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

- Кто такой кок? (повар на корабле)

4.Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни!

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель.

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

- Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором)

- Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный)

Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают.

- Как мы определяем ударный гласный звук в слове?

( мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове.)

-Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)

- Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)

- А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог.

-Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге:

-Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром..

Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.

2. Предлагает нам выполнить следующие задания.

(зелёный конверт)

Карточка №2. Разноуровневые задания.

Инструкция:

Посмотрите на ваши листы. Там 2 задания. Каждый из вас может выбрать одно задание или сделать все.

1. Кто чувствует, что освоил материал прочно, хорошо, тот выбирает 1 задание.

2. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы, выбирает 2 задание.

1. Найдите и подчеркните в предложениях слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и поставьте над ними ударение.

Лена мела пол.

Вера принесла кусочек мела.

2. Поставьте ударение в словах белки – белки так, чтобы слова имели разное значение, составьте и запишите предложения с этими словами.

- Кто выбрал 1 задание прочитайте правильно слова, которые вы подчеркнули.

- Кто выбрал 2 задание прочитайте предложения, которые вы составили с указанными словами.

- Молодцы.

Я вижу, что вы справились с заданиями и волшебник Ударение доволен вашей работой.

Смотрим на следующий пункт нашего плана.

Дети слушают учителя читают слова, называют гостя.













Называют слова-омографы, отвечают на вопросы.











































































































Слушают инструкцию, делают выбор задания.

Выполняют задания.



































Проверка выполнения задания.


Актуализация знаний, на которые будем опираться в процессе урока. Формирование самостоятельности мышления, развития произвольного внимания.



Подготовка учащихся к усвоению новой темы, актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательной

мотивации,активизация памяти, мышления (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения), речи.

Организация деятельности учащихся по принятию цели.

Формирование мыслительных операций обобщения.

4. Разъяснение нового материала

5 минут




















































































-Откройте тетради. Запишите число.

- Ребята, как вы думаете, где живёт волшебник Ударение? В замке.

-Запишите слово замок и поставьте в нём ударение (выставляется картинка)

- Что висит на двери замка волшебника Ударение? Замок (выставляется картинка)

-Запишите слово замок и поставьте в нём ударение. Прочитаем оба слова с ударением.

- Как пишутся эти слова? (одинаково)

- Куда падает ударение в слове Замок? (на 1 слог, гласную А)

- Куда падает ударение в слове Замок? (на 2 слог, гласную О)

-Составьте устно предложения с этими словами.

- Ребята, скажите что использовал волшебник Ударение, когда строил свои замок, иначе он бы рассыпался? ( гвоздики) выставляется картинка.

- Запишите это слово и поставьте в нём ударение.

- А какие цветы он посадил около своего замка? (гвоздики) выставляется картинка.

-Запишите слово гвоздики и поставьте в нём ударение

-Куда падает ударение в слове гвоздики? На 1 слог, гласный звук О.

- Куда падает ударение в слове гвоздики? На 2 слог, на гласный звук И.

-Составьте устно предложения с этими слова.

- Какой вывод мы можем сделать о роли ударения в слове?

Вывод – ударение меняет смысл слова.

-Волшебник Ударение принёс нам красивые таблицы и просит нас прочитать их, чтобы мы о нем что-то ещё узнали и поняли

-Прочитаем хором слова и предложения на таблицах

- Что ещё можно сказать об ударении?

-Оно подвижное, не прикреплено к какому-то одному слогу в слове. Меняет своё место в зависимости от формы слова.

Физкультминутка.

Нашу школьную зарядку будем делать по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Вправо влево повернулись, рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали,

Вы надеюсь не устали?

Чтобы нам свободней стать, надо тихо подышать.

Слушают учителя.

Записывают слова в тетради, формулируют ответы, дополняют ответы, делают выводы.

Постановка учебной проблемы, активизация познавательной деятельности, развитие восприятия мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.

Активизация речи, развитие грамматичес-

ки правильной речи.

Развитие умения правильно отвечать на вопросы учителя, умение выслушивать ответ товарища. Развитие монологической речи.



















































Снятие физического напряжения. Преодо-

ление снижения рече-

вой активности.


5. Усвоение нового материала

10 минут



Работа по плану

(жёлтый конверт)

-Волшебник Ударение принес нам загадки, попробуем их разгадать и к разгадкам подобрать картинки.

1. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету. (ИРИС – ИРИС)

2. Я сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Хочу- преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас)

-Из какой ткани одежда волшебника Ударения?

-Запишем слова-отгадки и поставим в них ударение.

-Запишите слова в столбик.

-Рожки, скачки, полки. Поставьте в них ударение.

-Перенесите ударение на другие гласные звуки в этих словах и запишите какие слова получились.

- Молодцы. Вы правильно выполнили задания и волшебник -Ударение дарит вам по волшебному карандашу, чтобы вы всегда правильно ставили им ударение в словах

Дети отгадывают загадки, подбирают картинки к отгадкам.





















Записывают слова, выполняют задания.

Развитие фонематического слуха. Организация внимания, памяти, мышления. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, осмысление места постановки ударения. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, коррекция знаний учащихся, пошаговый контроль.




6. Выработка умений, навыков

10 минут



Смотрим на план

( красный конверт)

-Волшебник Ударение принес вам наборы гласных букв и хочет проверить, как вы умеете определять ударный гласный звук в слове.

-Я буду произносить слово с ударением, а вы поднимаете карточку с гласной буквой.

Слова: малина, виноград, вишня, смородина, слива,

абрикос, клюква, клубника, черешня, алыча.

- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Ягоды)

-Теперь я произношу слова без ударения. Вы сами определите ударный гласный звук и поднимите карточку с буквой.

-Огурец, помидор, морковь, свёкла, картошка, капуста, баклажан, перец, кабачки, чеснок.

- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Овощи).

Я произношу слова, а вы запишите только ударный слог, т.е. слог в котором есть ударный гласный звук.

Берёза, осина, тополь, верба, ива, сосны, ёлка, рябина, липа, ясень.

- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Деревья)

- Прочитайте слоги, которые вы записали.

-Молодцы.



Дети слушают задание.





Поднимают соответствующие карточки, выделяют и записывают слоги.



Формулируют свои ответы, исправляют и дополняют ответы товарищей.



Проверяют задание.

Развитие мыслительных операций слогового анализа и синтеза, умение определять ударный слог по длительности звучания, развивать слуховое внимание, обобщение.

7.Закрепление усвоенного

5 минут



























































































































8. Подведение итогов

3 минуты

( оранжевый конверт)

-Волшебник- ударение предлагает посоревноваться.

Дети разбиваются на 2 команды.

-На тему «Школа» каждой команде надо записать в таблицу разные слова:

  1. С ударением на 1 слоге,

  2. С ударением на 2 слоге

  3. С ударением на 3 слоге.

-Кто больше записал слов и поставил правильно ударение, тот и победил.

-Прочитайте слова с ударение на 1слоге.

- с ударением на 2 слоге.

- с ударением на 3 слоге.

Молодцы.

Разноуровневые задания Инструкция:

-Посмотрите на ваши листы. Там три задания. Каждый из вас может выбрать одно задание или сделать все.

1 . Кто хочет закрепить свои знания, твёрже усвоить материал, тот выбирает 1 задание.

2. Кто чувствует, что освоил материал прочно, хорошо, тот выбирает 2 задание.

3. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы, выбирает 3 задание.

1. Исправьте ошибки в словах. Надо поставить правильно ударение.

Ласточка, воробей, сорока, грачи, синица, дятел

кукушка, аист, цапля, журавль.



2. Задание. Называется «Телеграфисты».

Вы шифруете слова: ударный слог в слове, обозначаете черточкой, а безударный слог - точкой, например: пирог ._

Ландыш, маки, розы, ромашка, василёк, гвоздики, ирис, тюльпаны, фиалка, лилия.



  1. Вставь в предложение нужное слово.

В мешок была насыпана………(мука – мука).

Солнце ……. за ……….(село – село).

Я …….тяжёлую …….(ношу – ношу).

Проверка выполнения задания.

- Кто выбрал 1 задание прочитайте все слова правильно.

- Скажите, каким общим словом мы можем назвать эти слова? Птицы.

- Какие из этих птиц перелетные, какие зимующие?

( перелетные: ласточка, грачи, журавли, аист, цапля)

(зимующие: воробей, сорока, синица, дятел, кукушка

- Кто выбрал 2 задание прочитайте, как вы их зашифровали.

- Кто выбрал 3 задание, прочитайте правильно предложения.

- Молодцы.



( фиолетовый конверт)

Детям раздаются карточки №4 с тестами.

-Чему мы сегодня учились на уроке? ставить ударение

-Волшебник Ударение хочет проверить, как вы усвоили материал урока и предлагает нам ответить на вопросы. Я читаю вопросы, а вы на карточке подчёркиваете слова «Да» или «Нет».

Тест:

  1. Перестановка ударения меняет смысл слова?

  2. Ударение может падать на согласный звук?

  3. В слове всегда один ударный слог?

  4. В слове может быть несколько ударных слогов?

  5. Ударение всегда падает на гласный звук?

-Вместе с волшебником Ударение проверим как вы ответили на вопросы (показываю правильные ответы)

Оценка работы учеников.

-Молодцы. Волшебник Ударение доволен вашей работой на занятии и дарит вам волшебные блокноты

-Прощаемся с волшебником Ударение.




Слушают, запоминают инструкцию.





Записывают слова, ставят ударение.











Исправляют ошибки в словах, читают слова, отвечают на вопросы, исправляют и дополняют ответы товарищей.























Слушают учителя, отвечают на вопросы теста.

Проверка ответов теста.

Формирование умения работать в малых группах.

Углублённое, осмысление учебного материала, выработка умений и навыков, закрепление полученных знаний и умений.

Организация деятельности по включению новых знаний в систему ранее изученного. Выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях. Развитие мыслительных операций, обобщение и систематизация. Развитие контроля и самоконтроля. Воспитание дисциплинированности, уверенности в себе, аккуратности. Систематизация изученного на уроке.

Развитие навыков самооценки, создание мотивации достижения успехов. Воспитание доброжелательности, взаимодействия.








1.Найдите и подчеркните в предложениях слова,

которые пишутся одинаково, но имеют разное значение

и поставьте над ними ударение.



Лена мела пол.



Вера принесла кусочек мела.





2. Поставьте ударение в словах белки – белки так,

чтобы слова имели разное значение, составьте и

запишите предложения с этими словами.







Слова с ударением на 1 слоге


Слова с ударением на 2 слоге

Слова с ударением на 3 слоге























1.Исправьте ошибки в словах, поставьте правильно ударение.



Ласточка, воробей, сорока, грачи, синица, дятел



кукушка, аист, цапля, журавль.



2. Задание. Называется «Телеграфисты».

зашифруйте слова: ударный слог в слове, обозначаете черточкой,

а безударный слог - точкой, например: пирог ._



Ласточка

Воробей

сорока

грачи

синица

дятел

кукушка

аист

цапля

журавль







3.Вставьте в предложение нужное слово.



В мешок была насыпана……… (мука – мука).



Солнце ……. за ……… .(село – село).



Я …… .тяжёлую …… .(ношу – ношу).



ДА


НЕТ




ДА


НЕТ






ДА




НЕТ






ДА




НЕТ






ДА




НЕТ








ДА




НЕТ








ДА



НЕТ






ДА






НЕТ








ДА






НЕТ




ДА






НЕТ