2.Постановка цели 3 минуты
| Выставляются 3 картинки: кружки, кружки и ученик. -Под ними надпись. «Ученик берёт кружки». -Прочитайте предложение. -Скажите, к какой картинке его можно отнести. - Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке. -Какое по счёту слово в предложении изменило своё значение? (Кружки). - Скажите, с чем связано изменение значения слова «кружки». Правильно, это связано с перемещением ударения в слове. Произнесём оба слова с ударением. - Как звучит ударный гласный звук в слове? ( громко и длительно) -Посмотрите на эти 2 картинки и подпись к ним « Я плачу». - Скажите, к какой из картинок её можно отнести? -Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке. -Возьмите карточки под №1 и сделайте к картинкам подписи, поставив правильно ударение. - Прочитайте предложения. -Ребята, так о чём мы с вами будем сегодня говорить? Сообщение темы и цели урока: -Сегодня мы будем учиться правильно ставить ударение в словах. -Что же такое ударение? -Ударение похоже на биение сердца, мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму. -Работаем с вами по такому плану: Вывешивается план занятия. | Дети читают вслух предложения, в котором слово кружки произносится то как кружки, то как кружки. Отвечают на вопросы. Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударный.
Проверка задания. | Активизация внимания. Восприятие и осмысление целей урока. Создание готовности к активной умственной деятельности. |
3.Актуализация знаний 10 минут
Работа по плану
| -Ребята, вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл, если прочитаете слова через букву: ВНОДЛПШТЕФБСНИЯК УБДСАГРВЕАНМИШЕ (волшебник ударение) -Принес задания (синий конверт) -Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения. 1.Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» -Исчезло «Чудно», родилось «Чудно». - Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами ) 2. Косит косец, а зайчишка Косит, Трусит трусишка, а ослик Трусит. - Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами ) -Что значит трусит? Бежит. 3.От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок. - Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами ) - Кто такой кок? (повар на корабле) 4.Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни! - Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами ) 5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель. - Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами ) - Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором) - Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный) Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают. - Как мы определяем ударный гласный звук в слове? ( мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове.) -Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один) - Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными) - А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог. -Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге: -Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром.. Эй, невидимка молоток, отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит. 2. Предлагает нам выполнить следующие задания. (зелёный конверт) Карточка №2. Разноуровневые задания. Инструкция: Посмотрите на ваши листы. Там 2 задания. Каждый из вас может выбрать одно задание или сделать все. 1. Кто чувствует, что освоил материал прочно, хорошо, тот выбирает 1 задание. 2. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы, выбирает 2 задание. 1. Найдите и подчеркните в предложениях слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и поставьте над ними ударение. Лена мела пол. Вера принесла кусочек мела. 2. Поставьте ударение в словах белки – белки так, чтобы слова имели разное значение, составьте и запишите предложения с этими словами. - Кто выбрал 1 задание прочитайте правильно слова, которые вы подчеркнули. - Кто выбрал 2 задание прочитайте предложения, которые вы составили с указанными словами. - Молодцы. Я вижу, что вы справились с заданиями и волшебник Ударение доволен вашей работой. Смотрим на следующий пункт нашего плана. | Дети слушают учителя читают слова, называют гостя.
Называют слова-омографы, отвечают на вопросы.
Слушают инструкцию, делают выбор задания. Выполняют задания.
Проверка выполнения задания. | Актуализация знаний, на которые будем опираться в процессе урока. Формирование самостоятельности мышления, развития произвольного внимания.
Подготовка учащихся к усвоению новой темы, актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательной мотивации,активизация памяти, мышления (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения), речи. Организация деятельности учащихся по принятию цели. Формирование мыслительных операций обобщения. |
4. Разъяснение нового материала 5 минут
| -Откройте тетради. Запишите число. - Ребята, как вы думаете, где живёт волшебник Ударение? В замке. -Запишите слово замок и поставьте в нём ударение (выставляется картинка) - Что висит на двери замка волшебника Ударение? Замок (выставляется картинка) -Запишите слово замок и поставьте в нём ударение. Прочитаем оба слова с ударением. - Как пишутся эти слова? (одинаково) - Куда падает ударение в слове Замок? (на 1 слог, гласную А) - Куда падает ударение в слове Замок? (на 2 слог, гласную О) -Составьте устно предложения с этими словами. - Ребята, скажите что использовал волшебник Ударение, когда строил свои замок, иначе он бы рассыпался? ( гвоздики) выставляется картинка. - Запишите это слово и поставьте в нём ударение. - А какие цветы он посадил около своего замка? (гвоздики) выставляется картинка. -Запишите слово гвоздики и поставьте в нём ударение -Куда падает ударение в слове гвоздики? На 1 слог, гласный звук О. - Куда падает ударение в слове гвоздики? На 2 слог, на гласный звук И. -Составьте устно предложения с этими слова. - Какой вывод мы можем сделать о роли ударения в слове? Вывод – ударение меняет смысл слова. -Волшебник Ударение принёс нам красивые таблицы и просит нас прочитать их, чтобы мы о нем что-то ещё узнали и поняли -Прочитаем хором слова и предложения на таблицах - Что ещё можно сказать об ударении? -Оно подвижное, не прикреплено к какому-то одному слогу в слове. Меняет своё место в зависимости от формы слова. Физкультминутка. Нашу школьную зарядку будем делать по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь, Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Вправо влево повернулись, рук коленями коснулись. Сели-встали, сели-встали, Вы надеюсь не устали? Чтобы нам свободней стать, надо тихо подышать. | Слушают учителя. Записывают слова в тетради, формулируют ответы, дополняют ответы, делают выводы. | Постановка учебной проблемы, активизация познавательной деятельности, развитие восприятия мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения. Активизация речи, развитие грамматичес- ки правильной речи. Развитие умения правильно отвечать на вопросы учителя, умение выслушивать ответ товарища. Развитие монологической речи.
Снятие физического напряжения. Преодо- ление снижения рече- вой активности. |
5. Усвоение нового материала 10 минут
Работа по плану | (жёлтый конверт) -Волшебник Ударение принес нам загадки, попробуем их разгадать и к разгадкам подобрать картинки. 1. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету. (ИРИС – ИРИС) 2. Я сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Хочу- преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас) -Из какой ткани одежда волшебника Ударения? -Запишем слова-отгадки и поставим в них ударение. -Запишите слова в столбик. -Рожки, скачки, полки. Поставьте в них ударение. -Перенесите ударение на другие гласные звуки в этих словах и запишите какие слова получились. - Молодцы. Вы правильно выполнили задания и волшебник -Ударение дарит вам по волшебному карандашу, чтобы вы всегда правильно ставили им ударение в словах | Дети отгадывают загадки, подбирают картинки к отгадкам.
Записывают слова, выполняют задания. | Развитие фонематического слуха. Организация внимания, памяти, мышления. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, осмысление места постановки ударения. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, коррекция знаний учащихся, пошаговый контроль.
|
6. Выработка умений, навыков 10 минут
Смотрим на план | ( красный конверт) -Волшебник Ударение принес вам наборы гласных букв и хочет проверить, как вы умеете определять ударный гласный звук в слове. -Я буду произносить слово с ударением, а вы поднимаете карточку с гласной буквой. Слова: малина, виноград, вишня, смородина, слива, абрикос, клюква, клубника, черешня, алыча. - Каким общим словом можно назвать эти слова? (Ягоды) -Теперь я произношу слова без ударения. Вы сами определите ударный гласный звук и поднимите карточку с буквой. -Огурец, помидор, морковь, свёкла, картошка, капуста, баклажан, перец, кабачки, чеснок. - Каким общим словом можно назвать эти слова? (Овощи). Я произношу слова, а вы запишите только ударный слог, т.е. слог в котором есть ударный гласный звук. Берёза, осина, тополь, верба, ива, сосны, ёлка, рябина, липа, ясень. - Каким общим словом можно назвать эти слова? (Деревья) - Прочитайте слоги, которые вы записали. -Молодцы. |
Дети слушают задание.
Поднимают соответствующие карточки, выделяют и записывают слоги.
Формулируют свои ответы, исправляют и дополняют ответы товарищей.
Проверяют задание. | Развитие мыслительных операций слогового анализа и синтеза, умение определять ударный слог по длительности звучания, развивать слуховое внимание, обобщение. |
7.Закрепление усвоенного 5 минут
8. Подведение итогов 3 минуты | ( оранжевый конверт) -Волшебник- ударение предлагает посоревноваться. Дети разбиваются на 2 команды. -На тему «Школа» каждой команде надо записать в таблицу разные слова: С ударением на 1 слоге, С ударением на 2 слоге С ударением на 3 слоге. -Кто больше записал слов и поставил правильно ударение, тот и победил. -Прочитайте слова с ударение на 1слоге. - с ударением на 2 слоге. - с ударением на 3 слоге. Молодцы. Разноуровневые задания Инструкция: -Посмотрите на ваши листы. Там три задания. Каждый из вас может выбрать одно задание или сделать все. 1 . Кто хочет закрепить свои знания, твёрже усвоить материал, тот выбирает 1 задание. 2. Кто чувствует, что освоил материал прочно, хорошо, тот выбирает 2 задание. 3. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы, выбирает 3 задание. 1. Исправьте ошибки в словах. Надо поставить правильно ударение. Ласточка, воробей, сорока, грачи, синица, дятел кукушка, аист, цапля, журавль.
2. Задание. Называется «Телеграфисты». Вы шифруете слова: ударный слог в слове, обозначаете черточкой, а безударный слог - точкой, например: пирог ._ Ландыш, маки, розы, ромашка, василёк, гвоздики, ирис, тюльпаны, фиалка, лилия.
Вставь в предложение нужное слово. В мешок была насыпана………(мука – мука). Солнце ……. за ……….(село – село). Я …….тяжёлую …….(ношу – ношу). Проверка выполнения задания. - Кто выбрал 1 задание прочитайте все слова правильно. - Скажите, каким общим словом мы можем назвать эти слова? Птицы. - Какие из этих птиц перелетные, какие зимующие? ( перелетные: ласточка, грачи, журавли, аист, цапля) (зимующие: воробей, сорока, синица, дятел, кукушка - Кто выбрал 2 задание прочитайте, как вы их зашифровали. - Кто выбрал 3 задание, прочитайте правильно предложения. - Молодцы.
( фиолетовый конверт) Детям раздаются карточки №4 с тестами. -Чему мы сегодня учились на уроке? ставить ударение -Волшебник Ударение хочет проверить, как вы усвоили материал урока и предлагает нам ответить на вопросы. Я читаю вопросы, а вы на карточке подчёркиваете слова «Да» или «Нет». Тест: Перестановка ударения меняет смысл слова? Ударение может падать на согласный звук? В слове всегда один ударный слог? В слове может быть несколько ударных слогов? Ударение всегда падает на гласный звук? -Вместе с волшебником Ударение проверим как вы ответили на вопросы (показываю правильные ответы) Оценка работы учеников. -Молодцы. Волшебник Ударение доволен вашей работой на занятии и дарит вам волшебные блокноты -Прощаемся с волшебником Ударение.
| Слушают, запоминают инструкцию.
Записывают слова, ставят ударение.
Исправляют ошибки в словах, читают слова, отвечают на вопросы, исправляют и дополняют ответы товарищей.
Слушают учителя, отвечают на вопросы теста. Проверка ответов теста. | Формирование умения работать в малых группах. Углублённое, осмысление учебного материала, выработка умений и навыков, закрепление полученных знаний и умений. Организация деятельности по включению новых знаний в систему ранее изученного. Выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях. Развитие мыслительных операций, обобщение и систематизация. Развитие контроля и самоконтроля. Воспитание дисциплинированности, уверенности в себе, аккуратности. Систематизация изученного на уроке. Развитие навыков самооценки, создание мотивации достижения успехов. Воспитание доброжелательности, взаимодействия. |