СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Логопедия. Дифференциация з-с"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедия. Дифференциация з-с для начальной школы

Просмотр содержимого документа
«"Логопедия. Дифференциация з-с"»


Дифференциация з — с

1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка.

2. Из ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: с, к, з, у. Назовите сходства и различие звуков з, с. Дайте характеристику этих звуков.(ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ-И ДОБИВАЙСЯ ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ, ЧТОБЫ ОН САМ ОБЪЯСНЯЛ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ЗВУКАМИ!!)

3. Соотнесите звуки с, з с буквами.

4. Назовите начальные звуки в словах сани, зайка, Соня, Зоя, сыр, зубы,зонт, стол.

(Логопед называет звуки, дети поднимают буквы; логопед называет звуки, дети пишут буквы.)

5. Назовите начальные звуки в названиях картинок. (Логопед только предъявляет картинки)

Приблизительный перечень картинок:

а) зубы, сук, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, забор,самовар;

б) стакан, звонок, стул, знамя, змея;

в) зебра, сетка, зеркало, семечко, сено, сирень, сеялка.

6. Назовите звуки з, с, если услышите в словах. Запишите соответствующие буквы.

Методические указания: а) логопед называет слово, учащиеся называют звук з или с, затем записывают букву с или з;

б) логопед показывает картинки, не произнося слова, учащиеся называют звуки, затем записывают буквы.

Приблизительный перечень слов: роса, гусак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воздух, резиновый, полезно, веселый.

Приблизительный перечень картинок: коса, ро¬за, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, куст, свинья.

Дифференциация з — с в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте их. ( Юля, нарисуй сама: 1 картинка - от буквы З черточки направо с буквами –а,о,у,ы. 2кар. -то же но с буквой С. 3 картинка- от буквы З- я,ё,ю,и. 4 –то же с буквой С. Смысл: чтение слогов сначала с твердым произнесением, затем с мягким. Эти задания такие же для всех дифференциаций - будешь их делать сама по аналогии)

2. Образуйте слоги. Прочитайте их.

А в этом задании рисуются ромбики, их четыре: сверху и снизу всегда З или С(те дифференциации которые нужны тебе на данном этапе в дальнейшем) Первый ромб-буквы О, А-справа и слева. Второй ромб- тоже но с буквами О,У. Третий—буквы О,Е. Четвертый-Е,Ы.

3. Прочитайте слоги парами (столбиками).

за — са са —за зя— ся ся—зя се — зе

зо— со со—зо зё— сё сё — зё зе — се

зы — сы сы —зы зи— си си — зи сю— зю

зу — су су —зу зе— се се — зе зю— сю

Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

4.Прослушайте: а) слоги, запишите начальные звуки каждого слога:

за, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, ело, слы, злы, зли, ели, еле, слё, зле, ска, зля;

б) звукосочетания, запишите только согласные:

аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.

5.Прослушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти.

за — са —за зи —си —зи су— зу—су сю—зю—сю

са — за — са си —зи— си зу— су—зу зю—сю—зю

ся — зя — ся зо —со —зо зы— сы— зы зё—сё— зё

зя— ся —зя со —зо —со сы— зы— сы сё—зё—сё

са — за — са — за

за — са — за — са

зы — сы — сы — зы

сы — зы — зы — сы

6. Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Дается время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закрывается и т. д.)

са — за — за за — са — са са — за — са — за зу — су — зу — су

ся — зя — зя зя — ся — ся си — зи — си — зи зю — сю — зю — сю

7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой з, во вторую — с буквой с.

за, зу, са, зо, сы, зы, си, зи, зе, се, сю, зю, зо, со, аса, аза, узу, усы, узи, узе, усе, осо, озо, ызы, езу

Дифференциация з — с в словах

1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя

2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук с или з.

сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек

3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях картинок. (Слова произносятся логопедом, картинки он только показывает.)

Приблизительный перечень слов: выставка, красота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.

Приблизительный перечень картинок: слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конечный слог.

а)сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны

б)коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы,неси, вези

5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вторую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыдущих заданий.)

6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

...такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а...лонка, ...драв...твуй, ...па...ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а

7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.

та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...

Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картинки: тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.

8. Закончите и запишите слово, добавив слоги:

а) за или са:

ли... ...пог ...бота пи..тель

Ли... ...мок ...гадка вя...ли

ко... .. хар ...поги пи...ла

мимо... ..жег ...веса ли..ла

б) зы или сы:

но... воло... зано... на...вать

ва... моро... занаве... на...пать

ро... стреко... капри... по...пать

9. К данным словам присоедините приставку за, назовите и запишите получившиеся слова.

Образец: нести — занести.

вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить

10. Составьте схемы слов, звуки з, с запишите над соответствующим слогом.

Образец: забор (РИСУЕТСЯ ЧЕРТА-ЭТО СЛОВО, ОНА ДЕЛИТСЯ ВЕРТИК.ЧЕРТОЙ НА 2 ЧАСТИ-ПОЛУЧАЕТСЯ КОЛ-ВО СЛОГОВ ДВА, НАД ЧЕРТОЧКОЙ В ПЕРВОМ СЛОГЕ ПИШЕТСЯ БУКВА З и так далее др. слова)

сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть

11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы з, с. Запишите слова, разделите на слоги.

Приблизительный перечень картинок: занавеска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо.

12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, подчеркните и назовите последний слог.

Образец: вяз — вязы, лес — леса.

глаз — ... пояс — ... насос — ... автобус —

нос — ... арбуз — ... совхоз — ... занос — ..

мороз — .. груз — ... водолаз — ... трус — ...

овес — ... компас — ... вкус — ... шлюз — ..

грязь —.... заказ — ... обоз — ... воз — ...

Слова для объяснения: шлюз, обоз.

13. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появилась гласная. Под-черкните эту гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.

Образец: низко — низок, коляска — колясочка.

низко—... сказка — ... замазка — ... стамеска — ...

узкий — ... березка—... повязка — ... просьба — ...

близко — ... коляска—... краска — ... дерзкий — ...

скользко — ... указка — ... маска — ... редиска — ...

14. Вставьте пропущенную букву з или с. В скобках напишите проверочное

слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.

Образец: у...кий (узенький), кра...ка (красочка).

кра...ка, совхо..., тру..., зака..., дер...кий, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку..., водола..., автобу..., троллейбу..., сколь...кий, ни...ко, повя...ка, свя...ка

15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам

раз, ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.

Ни разу!

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.)

16. Запишите слова в три колонки: с буквой з — в первую, с буквой с — во

вторую, с буквами з, с — в третью. Подчеркните букву з зеленым карандашом,

букву с — синим. К звонким согласным подберите проверочное слово. Выделенные

слова пишите по слогам.

санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада

17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

Методические указания:

а) логопед произносит слово, учащиеся дают графическое изображение этого

слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.

резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень

б) логопед показывает картинку, не называя ее. Затем учащиеся выполняют

задание, как в пункте а.

заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы

Приблизительный перечень картинок: глаза, волосы, санки, сосна, костер, земляника, капуста, корзина.

18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите

выделенные слова по слогам.

Методическое указание. Логопед выписывает загадку на доску или индивидуальные карточки. Учащиеся читают загадку и выполняют данное задание. Правильность выполненного задания проверяется по ходу работы.

Летом серый, зимой белый. Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива,

Серебристые подвескиСтрекотунья белобока.

След январского мороза — А зовут ее ... .

Надевает в перелеске

Белоствольная... . Слова для объяснения: подвески, перелески, суетлива.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал — Там и пропал.

Объяснить выражение: «в чести у всех».

Золотое решето Дом открыт со всех сторон,

Черных домиков полно. В доме — тысячи колонн.

Сколько черненьких домков, Над колоннами шатры,

Столько беленьких жильцов. Под колоннами — ковры.

Тут живут и на коврах,

И в колоннах, И в шатрах.

Слово для объяснения: шатер.

Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

Снег на полях, Лёд на реках. Иней сверкает, Когда это бывает?

Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, зимой, весной.

Дифференциация з — с в предложениях

1. Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

зуб — суп, коза — коса, зыбь — сыпь ,солить—залить ,сев — зев, злить — слить

У Зои разболелся коренной .... Бабушка сварила вкусный ... . У Зины красивая, пышная .... В огород забрела .... У больного высыпала красная .... На болоте страшная .... Огурцы надо ... рассолом. Надо ... на зиму огурцы. У больного красный ... . Начался весенний .... Не надо ... собаку. Остатки воды можно ....(Вообще-то это должно быть вертикально расположено: слева пара слов-справа два подходящих предложения)

2. Закончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

Образец: Вязать носок.

Нести .... Занести .... Везти .... Завезти …Вязать .. . Завязать ....

Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

а)морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая, Кремлевские, высокий, знойная, зыбкая

б)сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина

4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие

по смыслу из второй. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

а) самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея

б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застрекотал, зазвенел

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.

Спелый арбуз. Загорелая спина. Злая собака.

Сильный мороз. Здоровые зубы. Заботливая сестра.

Зимняя спячка. Старый зонтик. Смелый поступок.

Интересная сказка. Морозный воздух. Звездное небо.

Звонкий голос. Спелый колос. Звонкий звонок.

6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым

карандашом, букву с — синим.

Ждите нас.

Улыбнись, луна, засмейся. Так взлетим, что только звезды

Мягкий свет, вокруг разлейся. Пронесутся мимо!

Два луча пусть перед нами Вы не бойтесь — мы вернемся

Лягут словно рельсы. Живы, невредимы.

Оторвемся от земли мы.

Зарядка.

По порядку На солнце

Стройся в ряд! Загорелыми.

На зарядку Ноги наши

Все подряд! Быстрые.

Мы растем смелыми, Метки наши выстрелы.

Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.

Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на колхозный рынок. Колхозники вовремя скосили спелый овес.

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.

Какие интересные цветы, одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину.)

7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Зазвенел ... , и ученики вошли в ... . Пошел дождь, люди раскрыли .... Самолет набрал ... и ... . После ... наступает весна. На елку к детям пришел Дед .... Солнце ... мало. Вот пришли ... и зима ....

8. Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. Оборвалась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла. Звонко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. На, засверкала, кустах, роса.

9. Составьте предложения по сюжетным картинкам.

Приблизительный перечень сюжетных картинок: у Сони заболели зубы, коза ест капусту, пастух пасет стадо коз.

10. Составьте предложения по предметным картинкам.

Приблизительный перечень картинок: розы и ваза, стрекоза и кузнечик, таз и кастрюля, слон и зебра, змея и мангуста.

Дифференциация з — с в связных текстах

1. Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На...тупила ...има. Были ...ильные моро...ы. ...ина в...яла ...анки и пошла на горку. Она катала...ь на ...анках с горки. За ней бегала ...обака Тре...ор. Не боит...я ...ина моро...а.

Березка.

В ...аду бере...ка. Бере...ка была ...ухая. На бере...ке гне...до ...яблика. ...яблик та...кал в гне...до ли...тики.

Гвоздика.

Погляди-ка, погляди-ка, Все бере...ы -...еркала

Что за кра...ный огонек? Из ...еленого …текла.

Это дикая гво...дика Белка пе...енки поет

Новый празднует денек. Да орешки в...е гры...ет,

...имним утром от моро...а , А орешки не про...тые

На ...аре ...венят бере...ы. В...е ...корлупки ...олотые.

2. Спишите текст, заменяя картинку словом (картинки подбирает логопед).

Зоя гуляла в (сад). В (сад) (березы). На (березы) были (осы). Зоя села у (береза). (Оса) укусила Зою. (Девочка) заплакала. Мама увела (девочка) из (сад).

Запасы белки.

В (лес) росла (сосна). В дупле (сосна) было (гнездо) белки. Белка запасла еду на зиму. Всю зиму белка была сыта.

Земляника.

У Зины красивая (корзина). Зина пошла в (лес) за (земляника). Под (куст) она нашла спелую (земляника). (Девочка) набрала полную (корзинка) (земляника).

3. Прослушайте рассказы. Письменно ответьте на вопросы. Методическое указание. На доске написаны слова обезьяна, рассказали, гримасничали, которые вызывают у детей затруднения при их написании.

В зоопарке.

Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали. Лиза и Роза рассказали друзьям обо всем, что видели в зоопарке. Вопросы: Где были Роза и Лиза?

Кого они видели в зоопарке?

Что делали зубры?

Что делали обезьяны?

Зимой.

На дворе холодно. Снег покрыл землю. Мороз разрисовал стекла замысловатыми узорами. Воробьи прыгают по заснеженным дорожкам. Голодно им зимой.

(На доске написаны слова: замысловатые, заснеженные.) Вопросы: Как разрисовал стекла мороз? Какие зимой дорожки? По каким дорожкам прыгают воробьи? Когда голодно птицам?

Зима.

Выпал снег. В лесу тихо. Медведи залегли в берлогу и спят. Белки сидят в дупле и грызут орехи. Зайки залезли под кусты. Злые волки бегают по лесу.

Вопрос: Как ведут себя зимой медведи, белки, зайки и злые волки?

4. Письмо по памяти.

Методические указания. Логопед читает текст. Выясняет у учащихся, какие слова для них трудны, разбирает эти слова. Затем текст читает еще раз. Учащиеся пишут, как запомнили.

Зайка.

Папа у Захара охотник. Он принес сыну зайку. Всю зиму зайка был у Захара. Он кормил зайку капустой и морковкой. Весной Захар выпустил зайку на волю.

В зоопарке.

В воскресенье была экскурсия в зоопарк. В зоопарке ребята увидели много разнообразных зверей. Огромный сильный слон хоботом захватывал еду. Полосатые тигры спокойно грелись на солнышке. Забавные обезьяны зацепились за ветки и раскачивались на них. Полосатые зебры жевали сено. Белый медведь ходил на задних лапах.

Ребята долго вспоминали интересную экскурсию в зоопарк.

Забавной обезьяне Разгулялась вьюга,

Забыли дать бананы. Наклонились ели

Забыли дать бананы До земли. С испугу

Забавной обезьяне. Ставни заскрипели.

5. Диктанты.

Зрительные диктанты

Методические указания. Логопед пишет на доске предложения. Дает время на прочтение этих предложений. Затем предложения закрываются. Дети пишут текст по памяти.

Зайка.

Захар и Слава были в лесу. Вот следы зайки. Под кустом сидел зайка. Захар закричал. Зайка испугался и ускакал.

Сазан.

Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Они закинули сети и потянули их вдоль озера. Вытянули сети. А там оказался огромный сазан. Сазана принесли домой. Мама сварила из сазана вкусную уху. Сазан — вкусная рыба.

Слуховой диктант

Заноза.

Соня срезала розу в саду. У розы шипы. У Сони заболела рука. Это была заноза. Мама вытащила занозу и смазала ранку йодом.

Творческие рассказы

1. Составьте рассказы, используя данные словосочетания.

Знойный день. Река Серебрянка. Раскаленный песок. Звонкие голоса. Загорелые спины. Вернулись домой. Заботливая сестра.

Морозный воздух. Озеро замерзло. Заиндевелые деревья и кусты. Звери в лесу. Зимняя спячка.

2. Составьте рассказ по опорным словам.

рассвет, проснулись, засверкала, застрекотали, запели, стрекозы пора спать, сестренка, не засыпает, просит рассказать, Сережа, интересная сказка, слушает, спокойно засыпает

13