Класс: 10
Тема урока: Логические величины и выражения, программирование ветвлений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.
Развивающая: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.
Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.
Задачи урока:
Обучающие: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящихся алгоритмов, составления блок-схем.
Развивающие: развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.
Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование: компьютеры.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания, повторение темы прошлого урока.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.
- Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:
Даны три стороны треугольника а,b,c.
Найти его площадь S.
- Остальные учащиеся выполняют следующее задание:
На экране слайд с задачей написанной в виде блок – схемы и на языке Паскаль, но в записи допущены ошибки, учащиеся должны найти эти ошибки и исправить.
- Проверка задания на доске, исправление ошибок.
- Дополнительные вопросы:
1. Как записывается заголовок программы на Паскале?
Program (name)
2. Как записывается раздел описания переменных?
Var
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
Целые и вещественные
4. Как записывается оператор присваивания?
:=
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?
Read (readln), write (writeln)
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи оператор ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;
Перед else точка с запятой не ставится!
Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if if
then then
else ;
Логическое выражение:
Простой формой логического выражения является операция отношения:
больше,
= больше или равно,
= равно,
не равно.
Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
not логическое отрицание (НЕ),
and логическое умножение (И),
or логическое сложение (ИЛИ),
xor исключающее ИЛИ
Порядок действий:
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Операторные скобки:
Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
Begin end
относится к составным операторам.
Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
Данные: x, y
Результат:
Если x=5, y=8, то max=8
Если x=6, y=1, то max=6
Если x=5, y=5, то max=5
Программа: Блок-схема:
Program Vetv1en;
Var x, y, max: integer;
Begin
Writeln (‘Введите два числа’);
Readln (x, y);
if x =y then max:=x
else max:=y;
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
End.
4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
1.Дано целое число. Если оно является положительным то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
2. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
Возьмите альбомные листы, изобразите на них 2-3 эскиза вашего будущего дома, определяя местонахождение, форму вашего дома согласно заполненной анкете. Не забывайте о возможности выбора вертикального и горизонтального формата рисунка.
В практической работе вы сегодня попробуете поработать с данными эффектами.
построение схемы локальной сети по предложенной
инструкции в текстовом процессоре MS Word.
построение схемы локальной сети по предложенной
инструкции в текстовом процессоре MS Word.
построение схемы локальной сети по предложенной
инструкции в текстовом процессоре MS Word.
5. Подведение итогов урока.
Что сегодня узнали на уроке?
Что такое алгоритм ветвления?
6. Сообщение домашнего задания.