СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит информацию о понятии "логика речи", раскрывает основные законы высказывания и указывает на наиболее частые нарушения в построении законченной фразы.

Просмотр содержимого документа
«Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки»

Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки

Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки

 Логичность речи является ее коммуникативным свойством , которое выражается в последовательном и аргументированном изложении мыслей.  Благодаря соблюдению основных законов логики оратор точно и грамотно может донести до слушателя собственные рассуждения, передать информацию и даже воздействовать на подсознание.  Нелогичность в русском языке следует отличать от неточности. Последняя означает несоответствие действительности тому, что говорящий пытается передать словами. Определение логики заключается в четкой структуре речи , знании подходов к ее построению, а также в осмысливании языковых единиц и их сопоставлении.  Специалисты выделяют основные условия логичности : экстралингвистические (осваивание логики рассуждения); лингвистические (овладение навыками изложения).

Логичность речи является ее коммуникативным свойством , которое выражается в последовательном и аргументированном изложении мыслей.

Благодаря соблюдению основных законов логики оратор точно и грамотно может донести до слушателя собственные рассуждения, передать информацию и даже воздействовать на подсознание.

Нелогичность в русском языке следует отличать от неточности. Последняя означает несоответствие действительности тому, что говорящий пытается передать словами. Определение логики заключается в четкой структуре речи , знании подходов к ее построению, а также в осмысливании языковых единиц и их сопоставлении.

Специалисты выделяют основные условия логичности :

  • экстралингвистические (осваивание логики рассуждения);
  • лингвистические (овладение навыками изложения).

 Структурной основой логического мышления является способность максимально точно употреблять слова, составлять предложения, а затем выстраивать целый текст.   В соответствии с экстралингвистическим условием логичности структура речи должна содержать: тезис — мысли или предположения, которые требуют доказательства; аргументы или доводы — положения, которые служат обоснованием тезиса; демонстрация — совокупность умозаключений, выступающих формой доказательства .

Структурной основой логического мышления является способность максимально точно употреблять слова, составлять предложения, а затем выстраивать целый текст.

В соответствии с экстралингвистическим условием логичности структура речи должна содержать: тезис — мысли или предположения, которые требуют доказательства; аргументы или доводы — положения, которые служат обоснованием тезиса; демонстрация — совокупность умозаключений, выступающих формой доказательства .

 В отдельных текстах наблюдаются алогизмы — формы суждения и выражения, в которых не соблюдаются основные законы и правила логики.  Намеренно подобные приемы используются в сказках, литературной фантастике и других художественных произведениях.

В отдельных текстах наблюдаются алогизмы — формы суждения и выражения, в которых не соблюдаются основные законы и правила логики. Намеренно подобные приемы используются в сказках, литературной фантастике и других художественных произведениях.

Основные законы и требования  Любой оратор не только должен хорошо разбираться в материале, но и уметь его качественно преподнести. Независимо от цели высказывания речь говорящего должна строиться на основных законах: закон тождества (на протяжении всего разговора предмет мысли должен оставаться одним и тем же, а частой ошибкой автора является склонность к смене темы); закон противоречия (противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными, иногда ораторы высказывают противоположные суждения во время рассуждений на одну и ту же тему); закон исключения третьего (между двумя противоречащими суждениями не бывает третьего, считающегося верным в том же отношении); закон достаточного основания (любое высказывание должно иметь обоснование, которое доказано неопровержимыми фактами).

Основные законы и требования

Любой оратор не только должен хорошо разбираться в материале, но и уметь его качественно преподнести. Независимо от цели высказывания речь говорящего должна строиться на основных законах:

  • закон тождества (на протяжении всего разговора предмет мысли должен оставаться одним и тем же, а частой ошибкой автора является склонность к смене темы);
  • закон противоречия (противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными, иногда ораторы высказывают противоположные суждения во время рассуждений на одну и ту же тему);
  • закон исключения третьего (между двумя противоречащими суждениями не бывает третьего, считающегося верным в том же отношении);
  • закон достаточного основания (любое высказывание должно иметь обоснование, которое доказано неопровержимыми фактами).
 В некоторых случаях проявляются логические нарушения , которые являются ошибками с точки зрения семантики, но подчеркивают проявление вежливости, например: «Не подскажете, где находится…?».  Такой оборот называется формулой вежливости и разрешен исключительно в разговорной речи, но не в деловом документообороте.  Также допускаются обороты со словом «кроме», например: «Лекцию посетили все, кроме Петровой ».  По определенным причинам в выступлениях допускается лирическое отступление — незначительное отклонение от основной темы доклада, которое усиливает смысл сказанного и на несколько минут отвлекает слушателя от сути. Это своеобразный прием эмоциональной разрядки, который применяется в процессе продолжительных выступлений.

В некоторых случаях проявляются логические нарушения , которые являются ошибками с точки зрения семантики, но подчеркивают проявление вежливости, например: «Не подскажете, где находится…?».

Такой оборот называется формулой вежливости и разрешен исключительно в разговорной речи, но не в деловом документообороте. Также допускаются обороты со словом «кроме», например: «Лекцию посетили все, кроме Петровой ».

По определенным причинам в выступлениях допускается лирическое отступление — незначительное отклонение от основной темы доклада, которое усиливает смысл сказанного и на несколько минут отвлекает слушателя от сути. Это своеобразный прием эмоциональной разрядки, который применяется в процессе продолжительных выступлений.

Распространенные ошибки и средства усиления  В разговорной и деловой речи нередко наблюдаются как несущественные, так и строгие ошибки. При нарушении законов логичности речи смысл сказанного немного либо кардинально меняется.  К частым ошибкам относятся необоснованное сравнение и использование неполной аналогии.  В процессе приведения какого-либо умозаключения необходимо удостовериться в точности суждения.  Например, нельзя утверждать, что работа над написанием текста и составлением устного выступления одинакова. В этих процессах есть ряд различий, поэтому аналогия считается неполной.

Распространенные ошибки и средства усиления

В разговорной и деловой речи нередко наблюдаются как несущественные, так и строгие ошибки. При нарушении законов логичности речи смысл сказанного немного либо кардинально меняется.

К частым ошибкам относятся необоснованное сравнение и использование неполной аналогии.

В процессе приведения какого-либо умозаключения необходимо удостовериться в точности суждения.

Например, нельзя утверждать, что работа над написанием текста и составлением устного выступления одинакова. В этих процессах есть ряд различий, поэтому аналогия считается неполной.

 В высказываниях могут встречаться неоправданные суждения : «Произведения Пушкина очень интересны иностранным читателям».  В этом случае возникает вопрос, интересны ли они российским поклонникам творчества автора.  Для усиления и подчеркивания логичности текста используются следующие приемы: добавление вводных слов и их выделение знаками препинания; эмоциональная окраска путем усиления интонации в процессе выступления; подчеркивания или другие способы выделения в письменном тексте.  Умение грамотно и логично выстроить разговорную или письменную речь — результат постоянной работы и тренингов. Некоторым людям присуща врожденная способность выражаться логично и последовательно, умело обосновывая приведенные факты.  Но отдельной категории лиц сложно доносить информацию до слушателей, и в их рассказах наблюдаются грубые ошибки, лишающие текст смысла.

В высказываниях могут встречаться неоправданные суждения : «Произведения Пушкина очень интересны иностранным читателям».

В этом случае возникает вопрос, интересны ли они российским поклонникам творчества автора.

Для усиления и подчеркивания логичности текста используются следующие приемы:

  • добавление вводных слов и их выделение знаками препинания;
  • эмоциональная окраска путем усиления интонации в процессе выступления;
  • подчеркивания или другие способы выделения в письменном тексте.

Умение грамотно и логично выстроить разговорную или письменную речь — результат постоянной работы и тренингов. Некоторым людям присуща врожденная способность выражаться логично и последовательно, умело обосновывая приведенные факты.

Но отдельной категории лиц сложно доносить информацию до слушателей, и в их рассказах наблюдаются грубые ошибки, лишающие текст смысла.

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики  ! Ошибки и уловки   1)  Ошибка, которую называют «не следует», состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом (выводом), используя слова следовательно, итак, таким образом.  Но психологические ассоциации не должны подменять логическую связь между аргументами и тезисом.  Пример такой ошибки (или уловки): осенью экономист говорит: «Огурцы подешевели, значит, экономика идет на подъем»

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики

! Ошибки и уловки

1) Ошибка, которую называют «не следует», состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом (выводом), используя слова следовательно, итак, таким образом.

Но психологические ассоциации не должны подменять логическую связь между аргументами и тезисом.

Пример такой ошибки (или уловки): осенью экономист говорит: «Огурцы подешевели, значит, экономика идет на подъем»

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики  ! Ошибки и уловки   2)  «От сказанного с условием - к сказанному безусловно» – одна из самых частотных ошибок (или один из самых частых риторических приемов) в споре. В этом случае аргумент, истинный только при соблюдении некоторых ограничений, начинают использовать как истинный безусловно.  Например: то, что автомобили выделяют вредные для здоровья газы, нельзя использовать как аргумент к тезису, что производство автомобилей нужно запретить.

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики

! Ошибки и уловки

2) «От сказанного с условием - к сказанному безусловно» – одна из самых частотных ошибок (или один из самых частых риторических приемов) в споре. В этом случае аргумент, истинный только при соблюдении некоторых ограничений, начинают использовать как истинный безусловно.

Например: то, что автомобили выделяют вредные для здоровья газы, нельзя использовать как аргумент к тезису, что производство автомобилей нужно запретить.

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики  ! Ошибки и уловки   3)  Поспешное обобщение – ошибка (уловка) при индуктивном умозаключении (от частного – к общему).  Например: «Мать отругала меня. Отец тоже. Родители меня не понимают. Никто меня не любит», - думает ребенок.  Кулибин был самоучка, значит, образование получать не обязательно, - рассуждает ученик.

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики

! Ошибки и уловки

3) Поспешное обобщение – ошибка (уловка) при индуктивном умозаключении (от частного – к общему).

Например: «Мать отругала меня. Отец тоже. Родители меня не понимают. Никто меня не любит», - думает ребенок.

Кулибин был самоучка, значит, образование получать не обязательно, - рассуждает ученик.

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики  ! Ошибки и уловки   4)  « После этого – не значит поэтому » – предшествующее событие понимается как причина другого, последующего события.  Например: на этой ошибке основан анекдот о таракане, которому ученые отрывали поочередно все лапки, а когда при стуке по столу он не побежал, а остался на месте, заключили, что органы слуха у таракана находятся в ногах.  К этой же ошибке относятся многие суеверия, например, о черной кошке, перебежавшей дорогу (после этого – не значит поэтому).

Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики

! Ошибки и уловки

4) « После этого – не значит поэтому » – предшествующее событие понимается как причина другого, последующего события.

Например: на этой ошибке основан анекдот о таракане, которому ученые отрывали поочередно все лапки, а когда при стуке по столу он не побежал, а остался на месте, заключили, что органы слуха у таракана находятся в ногах.

К этой же ошибке относятся многие суеверия, например, о черной кошке, перебежавшей дорогу (после этого – не значит поэтому).

 5)  Ошибки при заключении по аналогии . В спорах на исторические, политические, нравственные темы часто используют умозаключения по аналогии (т.е. по сходству явлений по некоторым признакам или отношениям).  Таковы исторические примеры и свидетельства. В гуманитарных сферах аналогии бывают нестрогими, т.е. дают основания лишь для вероятных заключений.  Если совпадающих признаков у сравниваемых явлений немного, если такие признаки несущественны, то аналогия может привести к ложному заключению.  Например, таковы результаты использования аналогии между умственной деятельностью человека и деятельностью его организма: мозг выделяет мысль, как печень выделяет жёлчь – заключение ложно .

5) Ошибки при заключении по аналогии . В спорах на исторические, политические, нравственные темы часто используют умозаключения по аналогии (т.е. по сходству явлений по некоторым признакам или отношениям).

Таковы исторические примеры и свидетельства. В гуманитарных сферах аналогии бывают нестрогими, т.е. дают основания лишь для вероятных заключений.

Если совпадающих признаков у сравниваемых явлений немного, если такие признаки несущественны, то аналогия может привести к ложному заключению.

Например, таковы результаты использования аналогии между умственной деятельностью человека и деятельностью его организма: мозг выделяет мысль, как печень выделяет жёлчь – заключение ложно .

 6)  Ошибки в дедуктивных (от общего – к частному) умозаключениях – это ошибки в построении силлогизмов .  ! Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух посылок (суждений) следует третье суждение (заключение). Все педагоги (М) воспитанны (Р). Он (S) не педагог (М). -------------------------------------- Он (S) не воспитан (Р). Все люди (М) дышат кислородом (Р). Я (S) – человек (М). -------------------------------------------------- Я (S) дышу кислородом (Р). Жизнь (Р) – борьба (М1). Все кошки (Р) смертны (М). Сократ (S) смертен (М). Дзюдо (S) – борьба (М2). ------------------------------------- ------------------------------- Жизнь (S) – дзюдо (Р). Сократ (S) – кошка (Р).

6) Ошибки в дедуктивных (от общего – к частному) умозаключениях – это ошибки в построении силлогизмов .

! Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух посылок (суждений) следует третье суждение (заключение).

Все педагоги (М) воспитанны (Р).

Он (S) не педагог (М).

--------------------------------------

Он (S) не воспитан (Р).

Все люди (М) дышат кислородом (Р).

Я (S) – человек (М).

--------------------------------------------------

Я (S) дышу кислородом (Р).

Жизнь (Р) – борьба (М1).

Все кошки (Р) смертны (М).

Сократ (S) смертен (М).

Дзюдо (S) – борьба (М2).

-------------------------------------

-------------------------------

Жизнь (S) – дзюдо (Р).

Сократ (S) – кошка (Р).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ   1. Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки https://nauka.club/russkiy-yazyk/logichnost-rechi.html   2. Сивкова Е.А., Лекции по риторике, практические занятия

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки https://nauka.club/russkiy-yazyk/logichnost-rechi.html

2. Сивкова Е.А., Лекции по риторике, практические занятия