Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки
Логичность речи является ее коммуникативным свойством , которое выражается в последовательном и аргументированном изложении мыслей.
Благодаря соблюдению основных законов логики оратор точно и грамотно может донести до слушателя собственные рассуждения, передать информацию и даже воздействовать на подсознание.
Нелогичность в русском языке следует отличать от неточности. Последняя означает несоответствие действительности тому, что говорящий пытается передать словами. Определение логики заключается в четкой структуре речи , знании подходов к ее построению, а также в осмысливании языковых единиц и их сопоставлении.
Специалисты выделяют основные условия логичности :
- экстралингвистические (осваивание логики рассуждения);
- лингвистические (овладение навыками изложения).
Структурной основой логического мышления является способность максимально точно употреблять слова, составлять предложения, а затем выстраивать целый текст.
В соответствии с экстралингвистическим условием логичности структура речи должна содержать: тезис — мысли или предположения, которые требуют доказательства; аргументы или доводы — положения, которые служат обоснованием тезиса; демонстрация — совокупность умозаключений, выступающих формой доказательства .
В отдельных текстах наблюдаются алогизмы — формы суждения и выражения, в которых не соблюдаются основные законы и правила логики. Намеренно подобные приемы используются в сказках, литературной фантастике и других художественных произведениях.
Основные законы и требования
Любой оратор не только должен хорошо разбираться в материале, но и уметь его качественно преподнести. Независимо от цели высказывания речь говорящего должна строиться на основных законах:
- закон тождества (на протяжении всего разговора предмет мысли должен оставаться одним и тем же, а частой ошибкой автора является склонность к смене темы);
- закон противоречия (противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными, иногда ораторы высказывают противоположные суждения во время рассуждений на одну и ту же тему);
- закон исключения третьего (между двумя противоречащими суждениями не бывает третьего, считающегося верным в том же отношении);
- закон достаточного основания (любое высказывание должно иметь обоснование, которое доказано неопровержимыми фактами).
В некоторых случаях проявляются логические нарушения , которые являются ошибками с точки зрения семантики, но подчеркивают проявление вежливости, например: «Не подскажете, где находится…?».
Такой оборот называется формулой вежливости и разрешен исключительно в разговорной речи, но не в деловом документообороте. Также допускаются обороты со словом «кроме», например: «Лекцию посетили все, кроме Петровой ».
По определенным причинам в выступлениях допускается лирическое отступление — незначительное отклонение от основной темы доклада, которое усиливает смысл сказанного и на несколько минут отвлекает слушателя от сути. Это своеобразный прием эмоциональной разрядки, который применяется в процессе продолжительных выступлений.
Распространенные ошибки и средства усиления
В разговорной и деловой речи нередко наблюдаются как несущественные, так и строгие ошибки. При нарушении законов логичности речи смысл сказанного немного либо кардинально меняется.
К частым ошибкам относятся необоснованное сравнение и использование неполной аналогии.
В процессе приведения какого-либо умозаключения необходимо удостовериться в точности суждения.
Например, нельзя утверждать, что работа над написанием текста и составлением устного выступления одинакова. В этих процессах есть ряд различий, поэтому аналогия считается неполной.
В высказываниях могут встречаться неоправданные суждения : «Произведения Пушкина очень интересны иностранным читателям».
В этом случае возникает вопрос, интересны ли они российским поклонникам творчества автора.
Для усиления и подчеркивания логичности текста используются следующие приемы:
- добавление вводных слов и их выделение знаками препинания;
- эмоциональная окраска путем усиления интонации в процессе выступления;
- подчеркивания или другие способы выделения в письменном тексте.
Умение грамотно и логично выстроить разговорную или письменную речь — результат постоянной работы и тренингов. Некоторым людям присуща врожденная способность выражаться логично и последовательно, умело обосновывая приведенные факты.
Но отдельной категории лиц сложно доносить информацию до слушателей, и в их рассказах наблюдаются грубые ошибки, лишающие текст смысла.
Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики
! Ошибки и уловки
1) Ошибка, которую называют «не следует», состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом (выводом), используя слова следовательно, итак, таким образом.
Но психологические ассоциации не должны подменять логическую связь между аргументами и тезисом.
Пример такой ошибки (или уловки): осенью экономист говорит: «Огурцы подешевели, значит, экономика идет на подъем»
Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики
! Ошибки и уловки
2) «От сказанного с условием - к сказанному безусловно» – одна из самых частотных ошибок (или один из самых частых риторических приемов) в споре. В этом случае аргумент, истинный только при соблюдении некоторых ограничений, начинают использовать как истинный безусловно.
Например: то, что автомобили выделяют вредные для здоровья газы, нельзя использовать как аргумент к тезису, что производство автомобилей нужно запретить.
Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики
! Ошибки и уловки
3) Поспешное обобщение – ошибка (уловка) при индуктивном умозаключении (от частного – к общему).
Например: «Мать отругала меня. Отец тоже. Родители меня не понимают. Никто меня не любит», - думает ребенок.
Кулибин был самоучка, значит, образование получать не обязательно, - рассуждает ученик.
Аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики
! Ошибки и уловки
4) « После этого – не значит поэтому » – предшествующее событие понимается как причина другого, последующего события.
Например: на этой ошибке основан анекдот о таракане, которому ученые отрывали поочередно все лапки, а когда при стуке по столу он не побежал, а остался на месте, заключили, что органы слуха у таракана находятся в ногах.
К этой же ошибке относятся многие суеверия, например, о черной кошке, перебежавшей дорогу (после этого – не значит поэтому).
5) Ошибки при заключении по аналогии . В спорах на исторические, политические, нравственные темы часто используют умозаключения по аналогии (т.е. по сходству явлений по некоторым признакам или отношениям).
Таковы исторические примеры и свидетельства. В гуманитарных сферах аналогии бывают нестрогими, т.е. дают основания лишь для вероятных заключений.
Если совпадающих признаков у сравниваемых явлений немного, если такие признаки несущественны, то аналогия может привести к ложному заключению.
Например, таковы результаты использования аналогии между умственной деятельностью человека и деятельностью его организма: мозг выделяет мысль, как печень выделяет жёлчь – заключение ложно .
6) Ошибки в дедуктивных (от общего – к частному) умозаключениях – это ошибки в построении силлогизмов .
! Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух посылок (суждений) следует третье суждение (заключение).
Все педагоги (М) воспитанны (Р).
Он (S) не педагог (М).
--------------------------------------
Он (S) не воспитан (Р).
Все люди (М) дышат кислородом (Р).
Я (S) – человек (М).
--------------------------------------------------
Я (S) дышу кислородом (Р).
Жизнь (Р) – борьба (М1).
Все кошки (Р) смертны (М).
Сократ (S) смертен (М).
Дзюдо (S) – борьба (М2).
-------------------------------------
-------------------------------
Жизнь (S) – дзюдо (Р).
Сократ (S) – кошка (Р).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Логичность речи - понятие, законы и основные ошибки https://nauka.club/russkiy-yazyk/logichnost-rechi.html
2. Сивкова Е.А., Лекции по риторике, практические занятия