Закреплять представления о понятиях «множества» и «элемент множества».
Познакомиться со способами задания множества: перечислением и общим свойством.
Заниматься систематическим повторением и закреплением ранее изученного.
Развивать уметь решать занимательные и стохастические задачи.
Этап занятия | Ход урока |
I этап. Самоопределение к учебной деятельности; эмоциональный настрой | «Вместе весело шагать!» – Ребята, сейчас у нас занятие по логике. – Наше занятие началось с песни – Вам понравилась она? – Как вы думаете, о чём она? – Мы тоже собрались вместе на занятие по логике. – Каким вы хотите видеть его? - А себя в нём? – А меня, свою учительницу? – Что нам для этого надо? Какие качества понадобятся? – Вы, ребята, правы! На занятии тоже важно, чтобы было интересно и весело, и чтобы мы всё время шагали вперёд к новым испытаниям и свершениям; – Я предлагаю нам вместе выбрать слова из песни, которые станут девизом нашего урока – «вместе весело шагать!» – Какое слово, в этом девизе, самое главное, ключевое? (вместе) – Сегодня мы продолжим с вами разговор о значении слова «вместе» в логике. – Я желаю вам успеха! – И вы повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь и пожелайте удачи на урок! – Откройте тетради, запишите число. |
II этап. Актуализация знаний; мотивация; Создание проблемной ситуации | – Вспомним то, что необходимо для занятия, как в любом уроке: – Поиграем в игру «назови одним словом» Как назвать людей, которые объединились, чтобы петь? (хор) Как назвать людей, которые объединились, чтобы танцевать? (ансамбль) Играть в футбол? (команда) Работать? (бригада) Как назвать собранные вместе книги? (библиотека) Марки? (коллекция) Цветы? (букет) – Молодцы! Чему учились при выполнении данного задания? (учились называть предметы одним словом) – В математике существует термин, общее слово, универсальное, которым можно заменить любое из слов ваших ответов – Вам предстоит сейчас его отгадать, расшифровать, но для этого сначала нужно найти значение выражений – Работать будете в парах. Возьмите лист №1. Договоритесь, кто из вас будет расшифровывать красные буквы, а кто зелёные. На выполнение задания у вас есть 1 минута. – Подайте сигнал готовности! – Время вышло! – Какое слово вы расшифровали? (множество) – Поднимите руку у кого так же? – Молодцы! – Что интересного заметили в примерах каждого столбца? (одинаковые части и целое) – Прочитайте ответы первой строки! (15, 30, 60, 120) – Установите закономерность! ( числа увеличиваются в 2 раза) – Какое число в этой строчке лишнее? (15 – нечётное, 120 – трёхзначное) – Докажите! – Прочитайте ответы второй строки! (7, 14, 21,28) – Какую закономерность заметили? (числа увеличиваются на 7, кратные 7) – На какие группы и по какому признаку можно разделить данные числа? ( однозначные–двузначные, четные–нечетные) – Докажите, объясните! – Чему учились при выполнении данного задания? – Итак, какой раздел мы начали с вами изучать? (группу предметов, живых существ, собранных вместе) – Что называется элементами множества? ( предметы или живые существа, из которых состоит множество) – Какие бывают множества? (конечные, бесконечные, пустые) – Приведите примеры! – Рассмотрим понятие «множество» и объясним на примерах Работа на интерактивной доске. №1 Подбери элементы множества: №2 Подбери название к каждому множеству: Продолжим работу и вместе шагаем дальше М.Д. – Вычислите устно, записывая только полученные результаты – Работаем в тетради: Делимое 56, делитель 7. Найдите частное Уменьшите 160 в 10 раз Найдите произведение чисел 6 и 4 Насколько 8 меньше 40 Я задумала число, уменьшила его в 2 раза, получила 20. Какое число я задумала? – Проверяем! Поменяйтесь тетрадками, возьмите простой карандаш – Найдите ошибки и исправьте – Найдите закономерность в данном ряду чисел: 8, 16, 24, 32, 40 и продолжите ряд (числа увеличиваются на 8 – 40, 48, 56, 64, 72, 80) – Дайте название множеству! (множество чисел кратных 8) – Есть ли у данного множества крайнее число? ( нет, 8 можно прибавлять сколько угодно раз) – Как называется такое множество? (бесконечное) – А можно ли отнести к этому множеству число 17? (нет, оно не делится на 8) – А число 88? (да, оно делится на 8) – Мотоцикл? (нет, это вообще не число) |
III этап. Постановка проблемы, учебной задачи, цели занятия | Индивидуальное задание. – Вы отлично справились с определением того, является ли предмет элементом множества или нет. – Теперь каждый попробует это сделать самостоятельно. – Выполните задание: «Является ли число 98 элементом множества больших чисел?» – У вас возникло затруднение? – Поднимите руку те, кто ответил «да» – Кто ответил «нет»? – Кто ничего не написал? – Каким способом докажете, кто из вас прав? (мы не знаем, нет такого способа) – Стоп! Уточните ещё раз, на какой вопрос вам нужно ответить? (принадлежит ли число 98 множеству или нет?) – Почему вы не смогли это определить? Ведь только что было такое же задание (там было дано свойство числа – кратные 8) – задано правильно – В этом задании тоже сказано: множество больших чисел (но мы не знаем какие числа считать большими) – Молодцы! Вы верно подметили разницу в этих заданиях (множество задано некорректно) – В математике говорят, что множество задано, если про каждый элемент можно точно сказать, принадлежит он данному множеству или нет – Как вы считаете, возможно уметь правильно задавать множества? (Да) – Какую цель поставим для этого занятия? (Цель: узнать о способах задания множеств) – Сформулируйте тогда, какова тема нашего занятия? (Тема: Способы задания множеств) – Что мы будем делать, чтобы достичь цели урока? (спланируем задачи ) – Поставьте задачи на урок: Вспомнить, что такое множество Будем учиться определять, принадлежит данный элемент данному множеству или нет Учиться задавать множество разными способами Научиться обозначать множество при письме и читать Решать задачи, используя полученные знания. – Назовите множество! (множество оранжевых предметов) – Принадлежит ли ему элемент: Ворона? Огурец? Апельсин? – Как вы определили принадлежит или нет? Общее свойство? (по цвету – оранжевый цвет или нет) – Про любой ли предмет мы можем сказать, принадлежит ли он данному множеству или нет? – Значит данное множество задано правильно? – Каким способом оно задано? (указано общее свойство – оранжевый цвет) – Итак, множество можно задать общим свойством элементов. Это множество: {5, берёза, грузовик}? – Докажите (перечислены элементы, в фигурных скобках) – Принадлежит ли данному множеству: Число 9? Трамвай? Берёза? – Значит про любой предмет можно сказать принадлежит он множеству или нет? – Значит множество задано верно? – Есть ли у элементов этого множества общее свойство? – а как же оно задано? – Кто догадался каким способом задано множество? (элементы перечислены в фигурных скобках; перечислением элементов) |
IV этап. Решение учебной задачи | Продолжим работу в группах – Сейчас в группах обобщите новые знания, сделайте вывод и заполните схему. – Давайте посмотрим. Что у вас получилось! По одному человеку от группы необходимо выйти и объяснить заполненную схему – Молодцы! Вы справились, выполнили всё верно. Спасибо, присаживайтесь – Как нам проверить правильно ли мы сделали вывод? (посмотреть на доску, где вывешен слайд с выводом)– Молодцы! Цель – зафиксировать в громкой речи способы задания множеств Итак, открытые нами новые знания теперь что нужно сделать? – Пришло время отдохнуть, отдыхать мы будем множествами заданными – Выполните действие встать, но не все одновременно, а только.. Множество девочек (Каким способом задано?) Спасибо, садитесь. Множество учеников ряда у окна – Следующее действие: поднять руки вверх: Множество учеников ряда у стены Множество учеников по имени {Азиз, Дима, Кирилл} (Каким способом – перечислением) Музыкальная физ. минутка |
V этап. Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний | Самостоятельная работа с проверкой по образцу. Идем дальше. На этом же листе задание №3. Что нужно сделать? – Каким способом заданы множества? (Общим свойством) Запишите решение задачи в тетради. Положите перед собой лист №3. Что вам предстоит выполнить? – Вы видите 3 теста, вам нужно выбрать и выполнить только один, задания в них разного уровня сложности. – С желтой полосой – простое – С зеленой полосой – усложненное – С красной полосой – сложное На выполнение теста вам дается 2 минуты, выберите каждый для себя необходимый уровень и выполните. – Проверяем – Поднимите руку, кто выбрал и выполнил уровень с желтой/зеленой/красной полоской – Сверьте ответы теста со своими, исправьте ошибки. – Кто выполнил верно – «5» – Поднимите руку, кто допустил 1 ошибку – «4» – Две и более – «3» – Какие трудности испытывали при выполнении? – Чему научились при выполнении данного задания? Учились определять множества Обозначать , записывать, задавать разными способами Сравнивать, анализировать, выбирать правильные ответы |
VI этап. Итог занятия. | Наше занятие подходит к концу – подведем итоги. – Вспомним, какая тема нашего занятия? (Способы задания множеств) – Какую цель мы ставили? (Узнать способы задания множеств) – Цель занятия достигнута? – Докажите? (Мы узнали два способа задания множеств: перечислением и общим свойством) – Задачи выполнили? – Чему же мы научились? |
VII этап. Рефлексия | – Оцените умения в таблице. (Самооценка) Поставьте «+», если «Да, я умею» Поставьте «–», если «Нет, не умею» – Поднимите руку, у кого четыре/три/два/один «+» Получилось ли наше занятие таким, каким мы его задумали? Что получилось на занятии лучше всего? Что было трудным и над чем бы вы хотели еще поработать? Занятие соответствовало девизу «Вместе весело шагать»? Ребята, давайте составим синквейн на тему «Множества» Посмотрите, как здорово мы потрудились и продукт нашего труда у нас перед глазами, поаплодируйте себе! |
VIII. Домашнее задание | Д/з по выбору, по желанию: Придумать множество, которое можно задать двум разными способами и записать в тетрадь; Спасибо за занятие! |