Просмотр содержимого документа
«Логокоррекционная программа на 2018-2019 учебный год»
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по логокоррекционной работе составлена на основе:
Федерального Государственного Образовательного стандарта Начального общего образования;
Федерального Государственного Образовательного стандарта Начального общего образования для детей с ОВЗ;
Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТНР, направленной на создание специальных условий обучения и воспитания, преодоления нарушений в психофизическом и речевом развитии.
СанПиН;
учебного плана МАОУ СОШ №17;
годового учебного календарного графика МАОУ СОШ №17 на 2017-2018 учебный год;
основной образовательной программы МАОУ СОШ №17
Реализация программы направлена на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).
Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
На занятиях создаются специальные условия для уточнения и коррекции речевых возможностей детей; определяется уровень сформированности языковых средств, состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения.
Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Обследование учащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой Т.А., (сформированность речевых умений и навыков «Речевая готовность»), Садовниковой И.Н. (Коррекция письменной речи)., Кобзаревой Л.Г. (коррекция и развитие техники чтения).
На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей по специальным курсам «Произношение» 1 класс и «Развитие речи» 2 -4 класс.
При тяжёлых расстройствах звуковой стороны речи (дизартрии, ринолалии) работа продолжается и в 5 и 6 классах.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей коррекционно-развивающего курса «Произношение» является нормализация звуковой стороны речи:
Корригировать дефекты произношения;
Автоматизировать звуки;
Сформировать полноценные фонематические процессы;
Сформировать представления о звукобуквенном составе слова;
Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
Программирование смысловой структуры высказывания.
Установление связности и последовательности его.
Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Ученик научится
развитие слухо-речевой памяти;
моторные движения более точные;
умеет различать звуки сходные по звучанию,
умеет выделять из потока заданный звук;
может правильно сосчитать кол-во звуков в слове;
может правильно подобрать антоним;
может обобщить на знакомом материале;
правильно употребляет грамматические формы;
определяет границы предложения;
Получит возможность научиться:
Контроль и оценка планируемых результатов проходит в три этапа:
- диагностический,
- коррекционно- развивающий ( текущий),
- итоговый
Материально- техническая база
Методическая литература
И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников.
И.Н. Садовникова « Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»
А.Н.Матвеева, Р.А.Васильева «Сборник диктантов»
Гаврикова М.Ю «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи 1-4 класс.
Т.В.Калабух, Е.В.Клеймёнова «Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями»
М.Ф.Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»
Подписка на интерактивные игры на сайте «Мерсибо»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Коррекционно-развивающего курса «Произношение»
Цель курса: развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи
Этапы работы тема | Цель | Содержание работы | Планируемы результаты. |
I этап Обследование речи II этап Подготовитель-ный III этап Развитие звуковой стороны речи | Определение отклонений в речевом развитии Формирование психологическихмеханизмов овладения произношением Формирование правильной артикуляции и автоматизации звуков речи. | Углублённое обследование. Развитие тонкой ручной и артикуляционной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи; Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении; Рразвитие элементарных форм фонематического анализа. Постановка и закрепление поставленных звуков; Развитие фонематических представлений; Практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. Формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. | Обучающийся научится - управлять своими органами речи; - осуществлять контроль за речью окружающих и собственной; -различать звуки речи; правильно их произносить как изолированно, так и в словах, и в предложениях; - понимать различие между звуками и буквами; - называть признаки гласных и согласных звуков; - устанавливать последовательность звуков в слове и их число; - выделять гласные звуки в словах и обозначать их буквами, обозначать ударение - различать печатные и строчные буквы, особенности соединений; - определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; - различать согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, определять их в слове и правильно произносить; - составлять звуковую схему. Обучающийся получит возможность: - наблюдать над образованием звуков речи; - находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании; Различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных я, е, ё, ю и ь |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Коррекционно-развивающего курса «Развитие речи»
Цель – поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах.
Система занятий направлена на овладение обучающимися с ОНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Программа включает в себя следующие разделы «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью
Этапы работы тема | Цель | Содержание работы | Планируемы результаты |
I этап Работа над словом II этап Работа над предложением III этап Работа над связной речью | Развитие лексического запаса Развитие грамматического строя речи Совершенствование связной речи» | Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. 1. Формирование практических представлений о тексте. 2. Развитие умений и навыков анализировать текст. 3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания. | Обучающийся научится: - различать текст и предложение, слово и предложение, слово и слог и набор буквосочетаний (книга — агник); - иметь представление о значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей; - определять количество слов в предложении и правильно их записывать; - выделять слова из предложения; - выделять слова с общим значением, классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.); - определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения); - применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; Обучающийся получит возможность: - осознавать слово как единство звучания и значения; - распределять слова по группам по их основному значению и вопросам; - научиться выделять предложения из речи; - научиться писать под диктовку; - научиться составлять предложения из слов; рассказ из предложений; текст по картинке. Обучающийся научится: Формулировать тему и главную мысль текста. Озаглавливать тексты. Работать с опорными словами. Находить абзацы в тексте, определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Обучающийся получит возможность: Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
6