ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»
Вид проекта: исследовательски-творческий
По числу участников: подгрупповой
По времени проведения: краткосрочный
Сроки проведения: 20.09.2018г. по 28.09.2018 г.
Участники проекта: дети 5 - 6 лет старшей коррекционной группы с органическими поражениями ЦНС и ТНР, родители, учитель-логопед.
Актуальность проекта:
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг и совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Цель проекта:
Приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Формировать у детей понятие
«семья», воспитывать любовь и уважение к семье. Создать условия для формирования и развития умения детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни; развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Моя семья».
Задачи:
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий; развитие связной речи.
Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Вызывать интерес к собственному имени.
Развитие двигательной сферы: общей моторики и моторики кистей и пальцев рук; координации речи с движением.
Развитие речевых и творческих способностей детей.
Увеличение объема коррекционного воздействия, через различные виды игровой деятельности.
Вызывать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).
Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений. Приобщение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе через стимулирование совместной игровой и продуктивной деятельности детей и родителей.
Формирование предпосылок УУД в ходе реализации проекта
Познавательные
-осознанное и произвольное построение устного высказывания;
-умение работать по иллюстрации.
Регулятивные
-умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая
картинку;
- умение осуществлять действие по образцу;
Личностные - воспитывать чувство гордости, любви, уважения, заботы о членах семьи;
Коммуникативные
-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-умение строить монологическое высказывание и диалоговую речь.
Реализация проекта проходит через интеграцию образовательных областей
Образовательная область | Задачи коррекционной работы |
«Речевое развитие» | Формирование и развитие всех компонентов речи и коммуникативных навыков. Формирование и актуализация словаря по темам «Семья». Формирование и развитие навыков словоизменения и словообразования. Формирование и развитие навыков связной речи в ходе продуктивной деятельности. |
«Познавательное развитие» | Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Вызывать интерес к собственному имени - «Тайна моего имени». |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие конструктивно-модельной деятельности, мелкой моторики рук через изобразительную деятельность (рисование, аппликация) «Наша любимая книжка». |
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование и развитие игровой и театрализованной деятельности (театрализованные игры с использованием разных видов театра «В гостях у трех медведей»). Сюжетно-ролевая игра «Готовимся встречать гостей». |
«Физическое развитие» | Развитие двигательной сферы: общей моторики и моторики кистей и пальцев рук; зрительно-моторной координации; координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Кто живет в квартире». Физминутка «Мама в дом войдет». Игра с мячом по кругу «А у вас?». |
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать расширению представлений о родственных отношениях в семье, успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов:
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- активизация педагогического потенциала родителей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей (логопедическое обследование детей).
3. Разработка тематического плана для реализации проекта.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
Включение каждого ребёнка в исследовательскую и предметно-игровую деятельность для достижения уровня знаний, умений и навыков, и уровня развития речи в соответствии с возможностями ребенка. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, продуктивной, изобразительной, театрализованной, чтение художественной литературы.
Дидактические принципы реализации проекта:
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических игр в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через презентацию тематической папки «Тайна моего имени», совместное занятие «Кукла-оберег для моей семьи».
Конечным продуктом проекта будет являться:
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.