Ход мероприятия. Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» в красиво украшенный зал входят дети и рассаживаются по местам. Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну правильной речи. Чтобы попасть туда, нужно пройти через ворота Звукопроизношения, Чтения и Письма. Звуковик и Волшебница Грамота дадут нам ключи, если мы покажем, чему мы научились на логопедических занятиях. Ребята, а чем мы занимаемся на логопедических занятиях? Дети. Исправляем дефекты речи, учимся правильно говорить звуки, писать без ошибок, бегло и выразительно читать. Ведущий. Правильно! Но нам могут помешать Звукомор и Злая Ошибка. Вы готовы дать им отпор. Дети. Да. Ведущий. Начнём наше путешествие. Если вы разгадаете ребус, то узнаете, кто помогает детям исправить речь. рисунок ,,велосипед СИ=ГО Дети. Логопед. Ведущий. Правильно! Логопед помогает детям четко, ясно, правильно произносить звуки родного языка, писать и читать без ошибок. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на экране. «МЫ БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ И БУДЕМ ВЫГОВАРИВАТЬ, ТАК ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО!» Все читают слова, написанные на экране. Ведущий. Мы всегда должны четко и правильно произносить звуки речи. Не говорить так, будто у нас во рту каша, как у Саши из стихотворения Сергея Михалкова «Сашина каша». Стихотворение нам расскажут ученики ___ класса. Дети рассказывают стихотворение. Живёт на свете Саша, Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша Не манка, не овсянка На сладком молоке. С утра во рту у Саши Слова простые наши – Слова простые наши На русском языке. Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво, чисто, ясно, Как люди говорят, | Слайд 1. Слайд 2-4 Слайд 5 Слайд Слайд Слайд Слайд |
Наш Саша так корёжит, Что сам понять не может: Произнесёт словечко – И сам тому не рад! Он скажет: «До свидания!» - А слышится: «До здания!» Он спросит: «Где калоши?» А слышно: «Это лошадь?» Когда он вслух читает, Поймёшь едва-едва: И буквы он глотает, И целые слова. Он так спешит с налёта Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать… Он может, но не хочет За речью последить Нам нужен переводчик Его переводить. Ведущий. Молодцы ребята! А сейчас ученики ___ класса расскажут стихотворение В. Лившица «Петя и буквы». Дети рассказывают стихотворение. Если мы не примем мер, Мальчик Петя – вот беда! – Букву Ш и букву Р Не осилит никогда. Вместо слова хорошо Говорит он «холосо». Вместо слова парашют Говорит он «полосют». А теперь наоборот: Прочим буквам не в пример Полюбил он через год Букву Ш и букву Р. Вместо слова колесо Говорит он «корешо». Вместо слова пылесос Говорит он «пырешош». Ведущий. Молодцы! А теперь послушайте стихотворение «Буква Р» про мальчика Сережу, которого учила сестра Марина, правильно произносить звук Р. Рассказывают и показывают ученики ___ класса. | Слайд |
Дети рассказывают стихотворение. Инсценировка. Пять лет Серёже в январе, Пока четыре, пятый, Но с ним играют во дворе И взрослые ребята. А как на санках, например, Он с гор летает смело! Серёже только буква Р Немножко портит дело. На брата сердится сестра. Её зовут Марина. А он стоит среди двора, Кричит: «Где ты, Малина?» Твердит Марина: «Рак, ручей», - Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей», - Кивая виновато. Сестра твердит: «Прижми язык, Прижми покрепче к нёбу» Он, как прилежный ученик, Берётся за учёбу. Она твердит: «Скажи метро. В метро поедем к дяде». «Нет, - Отвечает он хитро, - В автобус лучше сядем». Не так легко сказать ремень, Ручей, река, простуда. Но вот в один прекрасный день С утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, Он крикнул: «Будь здорова!» А ведь не мог ещё вчера Сказать он это слово. Ведущий. Стихотворение Л. Первомайского «Шофер» расскажут и покажут ученики ____ класса. Дети рассказывают стихотворение. Инсценировка. Мальчик есть у нас один Как зовут тебя? Талас. Сколько лет? Четыле – пятый. ЗИС-то твой? Он мой, лебята. Ты шофёр? Шофёл, угу – «эл» сказать | |
я не могу. «Эр» Тарас сказать хотел, А выходит «эл» да «эл». Ну какой же ты шофёр? Как ты скажешь руль, мотор, Рама, фара, светофор? Вот Тарас! Вот так раз! Призадумался Тарас. И однажды поутру Удивил он детвору. «Я Тарас! – раздался крик, - Это мой грузовик! Я шофёр, вот мотор, Рама фара, светофор Руль, гараж, дорога, груз… И морковка, и арбуз…» Мальчик есть один у нас. Как зовут тебя? Тарас! Сколько лет? Четыре – пятый. Чей там ЗИС? Он мой, ребята Вот такой был разговор! Да, теперь Тарас – шофёр! Ведущий. Молодцы ребята! У нас много старательных учеников. Они научились правильно произносить звуки, которые у них не получались. Послушайте стихотворение «Ворона». Рассказывает ___ класс. «Кра! - Кричит ворона. - Караул! Караул! Пропажа! Вор прокрался утром рано, Грош украл он из кармана. Карандаш, картонку, пробку И красивую коробку!» Стой, ворона, не шуми! Не шуми ты, помолчи! Жить не можешь без обмана. У тебя же нет кармана! «Как! - подпрыгнула ворона И моргнула удивлённо. - Что ж вы раньше не сказали? Караул! Карман украли!» | |
Ведущий. Чтобы правильно и чисто выговаривать звуки речи, надо язык сделать послушным. Что нужно для этого делать. Дети. Артикуляционную гимнастику. Ведущий. Сейчас мы проверим, послушны ли у вас язык и губы. А ученики ___ класса покажут нам сказку «В гостях у бабушки с дедушкой», а вы все можете повторять Дети показывают упражнения артикуляционной гимнастики. Толстые внуки приехали в гости. («Толстячки» надули щеки) С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки» втянули в себя щеки) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. («Улыбка») Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка») Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи. (Чистим зубы) Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка») Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо («Дуем на лопаточку») Блинчик жуем. («Жуем блинчик») Следующий блинчик – с вареньем закусим («Вкусное варенье») Чашки поставим, чтоб чаю налили. («Чашечка») Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губки по кругу») Ведущий. Звуковику очень понравилось, как вы выполняли гимнастику для языка и губ. Он даст нам ключ от замка, чтобы открыть ворота «Звукопроизношения». Звукомор. Я великий звукомор! Ясных звуков редкий вор. Если только захочу, И слова все проглочу! Всех ошибок я начальник, Ну-ка, все скажите: «Тяйник». Дети. Чайник. Звукомор. «Суба», «Коска» Дети. Шуба, кошка. Звукомор. Вам легко закрою путь, Ну-ка все скажите: «Гуть». Дети.Гусь Звукомор убегает. Ворота открываются. Ведущий. Молодцы ребята! Не поддались Звукомору. Продолжим наше путешествие в страну правильной речи Звучит музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать». Ведущий. И опять на нашем пути закрытые ворота. Ребята, что мы должны уметь, чтобы их открыть. Дети. Мы должны бегло и выразительно читать, правильно ставить ударения, соблюдать паузы на знаках препинания, понимать прочитанное. | |
Ведущий. Правильно! Послушайте стихотворение В.Лукса в переводе В. Лифшица «Надо уметь читать» про мальчика, который не умел читать. Рассказывают ученики ____ класса. Хлеба купить попросили Андрея, Вот и пошёл он, читать не умея. Вывесок много, а мальчик один. Входит несмело Андрей в магазин Кто-то в халате и молвит Андрею: -Сядьте, я бороду вашу побрею! – Только тогда, покраснев от стыда, Понял Андрей, что попал не туда… Вот что, ребята, порою бывает С теми, кто грамоты вовсе не знает. Надо читать научиться скорей, А то ты впросак попадёшь, как Андрей. «Читалочка» Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умалять сестрицу: «Ну почитай ещё страницу!» Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать! Злая Ошибка. Ну а я – Ошибка Злая И не зря пришла сюда я, И подружек захватила, Чтоб на вас, на всех хватило! Позаботилась сама – Слов здесь – целая сума. Вот попробуйте, прочтите Да как правильно, скажите. Ну а я вам помогу И как надо подскажу! Достает большие карточки со словами с переставленными слогами и буквами. Читает. Дети произносят слова правильно. Злая Ошибка убегает. Ворота открываются. Звучит музыка. Ведущий. Вот и подошли мы к последнему препятствию. Отгадайте загадку: «Семя черно, поле гладко. Кто умеет, тот и сеет. Семя не всходит, а плод приносит». Дети. Буквы, тетрадь, письмо. | Слайд Слайд |
Ведущий. Мы должны соблюдать правила письма, а то может случиться так, как случилось с героями стихотворения Эммы Мошковской и С.Михалкова Я пишу быстрее всех, А потом бывает смех И ехидные улыбки: В каждом слове три ошибки! Просто я уже такой. Просто делаю всё наспех! И хоть я уже большой, Поднимают меня на смех. Ведущий. Инсценировка Ю.Тувим. Перевод С. Михалкова «Словечки-колечки» Грустный, сонный, невесёлый Ежа наш пришел из школы. Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул. Тут явились три словечка: Апельсин, Сосна, Колечко. Подошли они все трое и сказали: Что такое? Что ты, Ежи, Сделал с нами? Мы пожалуемся маме. Никакой не «Опельсин»! Никакая не «Калечка»! Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна Написать, что я «Саана»! Мы, слова, оскорблены Тем, что так искажены! Ежи, Ежи! Брось лениться! Так учиться не годится! Невозможно без внимания Получить образование! Будет поздно! Так и знай! Станет неучем лентяй! Если ты ещё хоть раз Искалечишь, мальчик, нас Мы с тобой поступим круто: Нашей честью дорожа, Имя Ежи в полминуты Переделаем в ежа! | |
Будешь ты ежом колючим! Вот как мы тебя проучим! Ежи вздрогнул, ужаснулся, Потянулся и проснулся. Подавил зевоту, Взялся за работу. Ведущий. Грамматика, грамматика – Наука очень строгая! Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без неё Плохое было бы житьё! Не составишь телеграмму И открытку не отправишь, Даже собственную маму С днём рожденья Не поздравишь! Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь! Будь внимательным и только! Будь старательным и только! Всё запомнишь, всё поймёшь! Ведущий. Нужно дописать элементы букв и составить слова. Дети дописывают элементы букв на пронумерованных карточках. Называют буквы. Ворота открываются. Буквы появляются на экране и образуются слова «Правильная речь». Ведущий. Вот ребята, мы с вами преодолели все препятствия и очутились в стране правильной речи. Звучит музыка. Дети поют песню под фонограмму «Маленькая страна» В эту страну попасть не просто Грамота там живет И по тропе красивой речи Нас она поведёт. Надо всем детям научиться Правильно говорить В эту страну тот час умчимся Будем всегда там жить. Маленькая страна Правильная страна Там говорят и пишут верно, Всех нас зовёт она! В этой стране не будет места Грубым и злым словам Ни Звукомор, ни Ошибка Злая Не приживутся там. Нам Звуковик поможет точно Звуки произносить Надо нам научиться срочно Правильно говорить. | |
Нас она поведёт.
Будем всегда там жить.
Не приживутся там.
Правильно говорить.
Ясных звуков редкий вор.
Ну-ка, все скажите: «Тяйник».
Ну-ка все скажите: «Гуть».
Слов здесь – целая сума.
Да как правильно, скажите.