СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое обследование по Трубниковой Н. М.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

СПАСИБО АВТОРУ!

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое обследование по Трубниковой Н. М.»

Логопедическое обследование (по Трубниковой)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Общие сведения

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата рождения

3. Домашний адрес

4. Заключение психиатра (психоневролога)

5. Диагноз невропатолога

6. Состояние органов слуха и носоглотки

7. Данные окулиста

8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)

9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)

11. Жалобы родственников

12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребенок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении

д) на какие сутки был выписан из роддома

е) вскармливание (грудное, искусственное)

ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу)

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации

14. Ранее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками

б) когда стал держать голову

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить

г) когда появились зубы

д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)

е) появление навыков самообслуживания

15. Речевой анамнез

а) гуление (время появления, характеристика)

б) лепет (время появления и его характер)

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)

д) с какого времени замечено нарушение речи.

е) речевая среда

ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)

ВЫВОДЫ: анамнез нормальный; отягощенный.

II. Обследование состояния общей моторики

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

2. Исследование произвольного торможения движений 

Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

3. Исследование статической координации движений

а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу

4. Исследование динамической координации движений

а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;
 
б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках

Отметить: выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается
 Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню

5. Исследование пространственной организации (по подражанию)

а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
б) то же самое слева;
в) по словесной инструкции проделать эти же задания

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения

6. Исследование темпа

а) в течение определенного времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в сторону в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный
 
 
 
 Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный
 

7. Исследование ритмического чувства

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (III II, II III, II, III I III II, I III II III);
б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном темпе по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном или замедленном, по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке

ВЫВОДЫ: Характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.

III. Исследование произвольной моторики пальцев рук

Содержание задания

Характер выполнения

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции
1.Выполнить по счет:
а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно

Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

ВЫВОДЫ: характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.

IV. Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

1.     Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)

Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное; с отклонениями.

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
 

а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.


Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Содержание задания

Характер выполнения

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, не дифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.


3. Обследование мимической мускулатуры

Прием

Содержание заданий

Характер выполнения

1.Исследование объема и качества движений мышц лба

а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

2. Исследование объема и качества движений глаз

а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения

3.Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции

а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок;
е) цоканье

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.

ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.


V. Обследование фонетической стороны речи


1. Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в-третьих, произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится неправильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметы и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:

а) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

б) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч;

в) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

г) глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п’-б’, т’-д’, к’-г’, ф’-в’).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в самостоятельной связной речи.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звуков (рама – ама);

б) искажение звуков (с – межзубный);

в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч заменяется ть);

г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы – тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.

 




Протокол обследования звукопроизношения

 

Иссле дуемый звук

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)

Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Произношение звука

Характер нарушения звукопроизношения

Примечание

Изолированно

В слогах

Отсутствие звука

Искажение

Замена

Смешение

 

Гласные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

Аист мак игла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

Утка муха кенгуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Осы кот окно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

Ива слива петухи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

Дым мышь грибы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

Колесо
сосна
нос

Колесо
сосна
нос

Колесо
сосна
нос

Соня сидит у сошны

 

са, ас
аса шта

 

 

 

 

Звук «С» смешивается со звуком «Ш»

СЬ

Сирень письмо гусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

Замок коза звезда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЬ

Земляника газета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц

Цветок курица огурец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш

Шапка кошка мышь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

Жук лыжи лыжник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

Чулок очки ключ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щ

Щетка ящик плащ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

Лодка пила стол бутылка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЬ

Лента будильник туфли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

Рука корова топор трамвай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЬ

Редиска веревка дверь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

Бабочка зубы арбуз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЬ

Белка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

Панама платок сноп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЬ

Петух ступеньки цепь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

Дом дедушка карандаш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

Голова нога гроза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЬ

Гитара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

Кукла рука молоток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЬ

Кепка тапки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

Халат муха хлеб петух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХЬ

Орехи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

Мухомор лампа дом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЬ

Мяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Нож сани лимон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬ

Нитки коньки пень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

Ворона корова гвозди

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЬ

Свинья венок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Фартук кофта шкаф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

Туфли котлеты кот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЬ

Телевизор утюг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йотация

Ящик юбка яблоко юла ежик елка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ай

трамвай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ей

лейка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ья, ье

Ружье платье свинья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ: произношение звуков нормальное; антропофонический дефект (искажение), фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение произношения), мономорфное, полиморфное нарушение.


2.Состояние просодики

 

1. Голос (тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, нормальный)

2. Темп (очень быстрый, ускоренный, нормальный, замедленный)

3. Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная речь, монотонная)

4. Дыхание (нормальное, прерывистое верхнее, шумное; слабый укороченный выдох)

 

ВЫВОД: просодическая сторона речи нарушена; сформирована с отклонениями; отклонений не имеет.

 



VI. Обследование слоговой структуры

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом неправильное произношение звуков не ограничивается недостатками звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Предлагаются ребенку для называния предметные картинки; затем называются логопедом слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особенно отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, какие слоговые структуры у ребенка сформированы, а какие – нет. Составляется протокол обследования.

Протокол обследования слоговой структуры слова

 

Вид слоговой структуры слога

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель

Примечания

Односложные слова с закрытым слогом

мак, дом, сыр

 

 

 

Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов

рука, роза, лапа

 

 

 

Двусложные слова с одним закрытым слогом

сахар, диван, забор

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла, марка, утка, арбуз, карман

 

 

 

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол, стул, шкаф

 

 

 

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк, тигр

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава, брови, книга

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба, клубника, гнездо

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль, бинокль

 

 

 

Трехсложные слова из 3-х открытых слогов

панама, канава, малина

 

 

 

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек, пулемет, телефон

 

 

 

Трехсложные слова со стечением согласных
 
 

конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист

 

 

 

Четырехсложные слова с открытыми слогами

паутина, черепаха

 

 

 

Многосложные слова из сходных звуков

клубок, колобок, корзина, картина

 

 

 

 

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем и др.

 

ВЫВОДЫ: отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.


VII. Обследование фонематического слуха

 

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных

 
А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И
 
П, Н, М, К, Т, Р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров

 
 
П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н

3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками
 
 
 
б) с шипящими и свистящими
 
 
 
в) с сонорами

 
ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА

4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»

 
ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ

5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»

 
ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ

6. Придумай слова со звуком «З»

 

7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок

КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА

8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия

БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ

9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)

ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ

10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш

СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ

 

ВЫВОДЫ: фонематический слух в норме; недоразвит.

VIII. Обследование звукового анализа слова

 

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

1. Определить количество звуков в словах

УС, ДОМ, РОЗА, БАРАН, РОМАШКА

2. Выделить последовательно каждый звук в словах

МАК, ЗОНТ, КРЫША, ТАНКИСТ, САМОЛЕТ

3. Назвать первый ударный гласный звук

ОЛЯ, ЮРА, АНЯ, УШИ, ОСЫ, ЯША

4. Определить последний согласный звук в словах

УС, КОТ, СЫР, СТАКАН, ЩЕНОК, СТОЛ

5. Выделить согласный звук из начала слов

СОК, ШУБА, МАГАЗИН, ЩУКА, ЧАЙ

6. Назвать ударный гласный звук в конце слова

ВЕДРО, ГРИБЫ, РУКА, ЧУЛКИ

7. Определить третий звук в слове и придумать слова, где бы этот звук стоял в начале, в середине и в конце

СОСНА

8. Придумать слова, состоящие 3-4-5 звуков

 

9. Назвать слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами, с четырьмя слогами

 

10. Определить количество гласных и согласных в названных словах

 

11. Назвать второй, третий, пятый звук в этих словах

 

12. Сравнить слова по звуковому состав. Отобрать картинки, названия которых отличаются по одному лишь звуку

МАК, БАК, БЫК, РАК, ДОМ, СТУЛ, ЛУК, СУК, МАШИНА, КОРЗИНА

13. Сказать, в чем отличие этих слов

ОЛЯ – КОЛЯ, КРЫША – КРЫСА

14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово

СУК (СОК), СТОЛ (СТУЛ), МАРКИ (РАМКИ), ЛОЖА (ЖАЛО), СОСНА (НАСОС)

15. Закончить слова

БАРАБ - ПЕТУ - САМО-

16. Объяснить смысл предложений

На грядке лук. За рекой зеленый луг.

 

ВЫВОДЫ: навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.


IX. Обследование понимания речи

 

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Обследование понимания номинативной стороны речи

1. Показать называемые предметы

Называются окружающие ребенка предметы

2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы?»

Ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок

3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать ворону среди двух картинок

Подбирают соответствующие картинки (например, ворона и ворота)

4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед

Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия: девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т. д.

5. Понимание слов, обозначающих признаки:
а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький; где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор)
б) игра «Пирамидка»
Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т. д.
в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный

 
Подбирают соответствующие предметные картинки
 
 
 
 
 
Картинки с изображением соответствующих предметов

6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны, опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом

 

Обследование понимания предложений

1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности

Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и включи свет в комнате» «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»

2. Понимание инверсионных конструкций типа:
а) ребенок должен определить, что сделано раньше
 
б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?»

Карточка с предложением:
«Я умылся после того, как сделал зарядку»
Петю встретил Миша.

3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящее по смыслу.

Карточка с предложением:
«Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев»

4. Исправить предложение

Карточки с предложением: «Коза принесла корм девочке»

5. Понимание сравнительных конструкций:
Какое из двух предложений правильное?

Карточки с предложениями:
«Слон больше мухи»
«Муха больше слона»

6. Выбрать правильное предложение

Карточки с предложениями:
«Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце»

7. Закончить предложение

Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что…»

Обследование понимания грамматических форм

1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла

Предъявляются картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл

2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)

Предъявляются специально подобранные сюжетные картинки

3. Понимание падежных окончаний существительных.
Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом – ручку и карандашом - линейку

Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш

4. Понимание формы единственного и множественного лица существительного. Ребенок должен показать, на какой картинке нарисован шар (шары)

Подбираются предметные картинки, где изображен один предмет (шар, флажок) и много (шары, флажки)

5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые - ?

Предъявляются предметные картинки с изображением одного зеленого флажка и нескольких зеленых флажков

6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное…», «На картинке красная…», «На картинке красный…»
 

Подбираются предметные картинки (яблоко, шар, морковь)

7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. «Я буду говорить о картинке, а ты должен показать ее» («На скамейке сидит…», «На скамейке сидят…»)

Предлагаются две картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами

8. Понимание мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.
Ребенку объясняется, что девочку и мальчика могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура)
Покажи, о ком я говорю: «Валя упала. Валя упал»

Специально готовят картинки, где изображено одно и то же действие, выполняемое мальчиком и девочкой

9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта; какая машина нагружена, а какая разгружена

Подбираются сюжетные картинки, где изображены соответствующие действия

10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида
Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял; льет – разлил)

Выдают пары картинок, где изображены действия совершенные и совершаемые (моет – вымыл, стирает – выстирала)

11. Понимание залоговых отношений
Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевает мама (где девочка причесывается, а где девочку причесывают)

Предлагают две картинки, на которых изображено действие, совершаемое самим ребенком (мальчиком, девочкой), и где ребенку оказывают помощь в выполнении этого действия

 

ВЫВОДЫ: импрессивная речь сформирована; сформирована недостаточно.

 

X. Обследование активного словаря

 

Содержание задания

Используемый материал

1. Обследование слов, обозначающих предметы
а) предлагается назвать предметы, изображенные на предъявляемых картинках
б) самостоятельное дополнение ребенком данного тематического ряда
в) название предмета по его описанию
Ребенку предлагается вопрос, характеризующий предмет: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»
Кто косой, слабый, трусливый? (по признакам)
Что светит, сияет, греет? (по действиям) и т. д.
г) назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя
д) нахождение общих названий:
доскажи: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?), земляника – ягода, а боровик – (что?), комар – насекомое, а щука – (кто?).
ж) называние обобщенных слов по группе однородных признаков

Предъявляются специально подобранные картинки с изображением предметов основных обобщающих групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревня, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т. д.)
 Называются слова: тетрадь, ручки, учебник… (карандаш, дневник)
 
 
 
Предъявляются специально подобранные картинки (см. а)

2. Называние признаков предмета:
а) морковь – сладкая, а редька – (какая?), ручей – узенький, а река - (какая?), трава – низкая, а дерево - (какое?) и т. д.
б) подобрать признаки к предметам: елка (какая?) (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо (какое?), туча - ?, часы - ?, лимон - ?, письмо - ?, стекло - ?, ножницы - ?

 Можно использовать картинки

3. Названия действий людей и животных:
а) повар что делает? А что делает почтальон, сапожник, художник, учитель?
б) кто как передвигается (ласточка летает, а лягушка?, кузнечик?, щука, змея, воробей, еж?)
в) кто как кричит? Петух кукарекает, а ворона - ? воробей - ?, голубь - ?, сорока - ?
г) назвать обиходные действия (например, входит, выходит, заходит, переходит, проходит, отходит)

 Подбирают сюжетные картинки
 Предлагают соответствующие картинки
 Готовят предметные картинки
 Сюжетные картинки с изображением определенных действий

4. Назвать времена года, их последовательность, признаки.
Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима?

Специально подобранные картинки

5. Подобрать слова с противоположным значением (например, это рука правая, а это – левая)

К словам: большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший

6. Подобрать синонимы (например, сверкать – блестеть) к словам

Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный

7. Подобрать однокоренные слова к словам:

Бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить

 

ВЫВОДЫ: активный словарный запас соответствует возрасту; ограничен.


XI. Обследование грамматического строя

 

Содержание задания

Используемый материал

1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему? зачем? и т. д.)

Сюжетная картинка и серия картинок

2. Составление предложений по опорным словам.

Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая

3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.

Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша

4. Подстановка недостающего предлога в предложении. Предлагается вставить пропущенное слово

Карточка с записью предложения, в котором пропущен предлог: «Лампа висит … столом»

5. Пересказ текста после прослушивания
а) пересказ знакомого текста
б) пересказ незнакомого текста

Тексты сказок, рассказов Толстого, Ушинского

6. Рассказ из собственного опыта. Предлагается рассказать о любимой игрушке, книге, животном, о празднике и т. д.

 

7. Словоизменение
а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах
Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? На кого смотрят дети? Зачем дети идут в лес?»
б) образование формы родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев) Чего много в саду? Чего много в этой комнате?»
в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука – руки)
г) употребление предлогов
Предлагается ответить примерно на такие вопросы: Где лежит карандаш? (в коробке) А теперь? (Вынуть из коробки и положить на стол) Откуда я взял карандаш? (Со стола) Откуда упал карандаш? (со стола) Откуда ты достал карандаш? (из-под стола) Где лежит карандаш? (за коробкой) откуда ты достал карандаш? (из-за коробки, из-под коробки)
д) Согласование прилагательных и числительных с существительными. Предлагается производить пересчет предметов, каждый раз называя числительное, прилагательное и существительное (две красные палочки, пять синих карандашей)

 Подбираются сюжетные картинки
 
 
 Картинки с изображением предметов
 
 
 

Предлагаются следующие существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод
 
 


Подбираются предметы мужского, женского и среднего рода с разными окончаниями во множественном числе родительном падеже (огурцы, карандаши, палочки, морковки, яблоки)

8. Словообразование
а) образование уменьшительной формы существительного
Задание может быть предложено так: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол – столик)
б) образование прилагательных от существительных
Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)? Значит он какой?»
в) образовать сложные слова (из двух слов образовать одно)

 Берутся слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб воробей стул дерево
 
 Можно использовать следующие существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух
 
Камень дробить(камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить(сенокосилка)

 

ВЫВОДЫ: имеются нарушения согласования и управления (аграмматизм)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!