Автоматизация
звука [ Ш ]
Занятие №03
Цель:
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука Ш изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
Коррекционно-развивающие :
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Пальчиковая игра
Массаж Су- Джок .
«Паучок»
Катаем Су Джок между ладонями.
Массажные движения большого пальца
Массажные движения указательного пальца
Массажные движения среднего пальца
Массажные движения безымянного пальца
Массажные движения мизинца
Катают Су Джок между ладоней.
Пау – пау – паучок, Паутиновый бочок, Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка хоть тонка – Крепко держит мотылька.
РАСПЕВКА
ДУДОЧКА
ЗАБОРЧИК
ДУДОЧКА
Упражнения на дыхание .
Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).
«Сдуй снежинку». Выработка воздушной струи, интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу. направленной по средней линии языка
«Загони мяч»
«Фокус» 1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). 2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. 3. Сделай вдох через нос. 4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх. ВНИМАНИЕ! Следите, чтобы ребёнок дул с силой, резко. Если слышится что-то похожее на звук [X], значит, ребёнок дует неверно: воздушная струя слишком рассеянная и «фокуса» не получится — ватка не полетит вверх.
Мнемотаблица звука «Ш»
Артикуляционная поза
ВОЗДУХ
Голосовые связки
ЯЗЫК
ЗУБЫ
ГУБЫ
Из зеленых камышей
Выползает страшный змей Ш…Ш…Ш…
Постановка звука [Ш]
Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся вдруг, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. На камнях змея шипит, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Море Черное шумит. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Подружим звуки
а
о
у
и
е
Ш
Ш
Ш
и
е
Ш
у
о
а
Ш
Ш
Упражнение «Пальчики здороваются»
Как погода хороша! Зашипели змейки — ША. Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша. Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ . Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу . Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ . Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши. Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо - шо - шо - шо - шо - шо - шо.
Пескотерапия -
рисуем на песке
Как приятно на душе! Улыбнулись всем мы — ШЕ. Ше - ше - ше - ше - ше - ше - ше. Есть игра у малыша. Мы напишем слоги — ША . Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша.
Любят строить малыши. Мы напишем слоги — ШИ . Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши. Помогаем малышу. Мы напишем слоги — ШУ . Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу .
Ше
Ши
Ша
Шу
Помоги лягушонку собрать букет
`
Ша
Ши
Ша
Шо
.
Шу
Ша
Шу
Закончи предложения, отчётливо произнося последний звук в слове:
Я иду, и ты …
Я пою, и ты …
Я несу, и ты …
Я беру, и ты …
Я веду, и ты …
Я лечу, и ты …
Развитие фонематического восприятия
Игра «Украсим ёлку».
Выкладывай камушки Марблс на изображение ёлки,
когда услышишь слово со звуком Ш
Слова:
Кот,
Шило,
Вода,
Шея,
Корова,
Хлеб,
Шампунь,
Шиповник,
Рыбак,
Ботинки,
Шорты,
Шутка.
Помоги Квакушке отыскать картинки со звуком Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
Определи место звука Ш
НАЗОВИ КАРТИНКИ
Игра «Прятки».
Домашнее задание. Итог занятия
МОЛОДЕЦ!!!
Домашнее задание
1.Выполнить артикуляционные упражнения для шипящих.
2.Выполнить пальчиковую гимнастику «Цветок»»
3.Выполнить упражнение «Гусь шипит», «Змейки шипят»
4. Выполнить звуковую разминку: А У И И У А
5. Упражнение «Гусь шагает по листочкам»
6. «Помоги змейке отыскать картинку». Обвести картинки, в названиях которых есть звук Ш простым карандашом. Определить место звука Ш в слове. (нарисовать под картинкой: красный кружок –если звук в начале слова, жёлтый квадрат – если в середине, зелёный треугольник –если в конце слова.)
Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.
пошуршим вместе с мышкой
пошуршим вместе с мышкой
Помоги змейке отыскать картинки со звуком Ш, обведи их карандашом
Отрабатываем изолированный звук Ш:
Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся вдруг, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. На камнях змея шипит, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш . Море Черное шумит. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Отрабатываем звук Ш в слогах:
Как погода хороша! Зашипели змейки — ША. Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша. Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ . Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу . Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ . Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши. Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо - шо - шо - шо - шо - шо - шо.