Логопедическое занятие
Тема занятия. Дифференциация звуков С – Ш в речи и на письме.
Цель занятия. Учить детей распознавать звуки С – Ш по аккустическим и артикуляционным признакам. Усовершенствовать правильное произношение звуков, сравнивать и анализировать слоги, слова со звуками С – Ш. Развивать фонематическое восприятие, представление, логическое мышление, память, обогащать словарь. Воспитывать интерес к изучению языка, культуру речевого общения.
Оборудование. Предметные картинки, профили букв С –Ш, сигнальные карточки, индивидуальные карточки, изделие из оригами, компьютер.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Мы будем говорить чётко, выразительно. Правильно произносить все звуки.
2. Выполнение упражнений кинезиологической программы.
Упражнения улучшауют умственную деяльность, синхронизируют работу полушарий, благоприятствуют запоминанию, повышают стойкость внимания, облегчают процесс письма.
«Колечко»
«Кулак – ребро – ладонь»
«Ухо – нос» ( Левой рукой - за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, сменить положение рук «с точностью до наоборот».
3
. Отгадать загадки. Назвать указанный по счёту звук. Дать ему характеристику.
*Не олень он и не бык,
В краях теплых жить привык.
Е
сть на носу у него рог.
Кто же это? (Носорог) (Назвать третий звук)
*В сумке – тетради и букварь.
Кто идёт в школу? ( Школьник) (Назвать первый звук)
С – Ш Артикуляция звуков (Рисунки артикуляции С – Ш)
С – губы растянуты в улыбку, кончик языка придавлен к нижним зубам.
Ш – губы вытянуты вперёд рупором, кончик языка поднимается.
4.Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем различать звуки С – Ш.
-А для чого это нам нужно? (Чтобы нас понимали другие люди).
5.Дифференциация С – Ш по артикуляции:
- прочитать звуки по стрелкам :
C
- Ш-
- С
-Ш
6.Упражнения на развитие фонематического слуха. (Сигнальные карточки со звуками С - Ш).
- Учитель называет слоги, ученики поднимают буквы.
СА ШУ АШ СИ СЕ СО ШЕ ША
7
.Дидактическая гра «Отгадай, что нарисовано». (Рисунки)
Логопед читает описание.
-Эта птица днём спит, а ночью летает. (Сова)
-
У этой рыбы есть усы. (СОМ)
-Этот цветок очень похож на солнце, золотой, нежный,пригожий. (Ромашка)
8.Заменить оппозиционный звук на другой. Объяснить, как изменилось значение слова. (Индивидуальные карточки).
СУМ – ШУМ МИШКА - МИСКА
КАССА – КАША КАСКА - КАШКА
9.Исправление деформированных предложений. Работа в парах.
Поработаем в парах, посоветуйтесь, определите, что в этих предложениях не так.
В
предложении вам встретится слово ТЯПКА, что это? (Словарная работа).
10. Минута отдыха.
Изготовление детьми оригами – кошка.
Есть в этом слове С или Ш?
11.Вместо стрелок написать нужную букву.
Возле ↑колы ↓ад. Тут ра ↓тут гру↑ и, ↓ ливы, абрико↓ ы, пер↓ ики, ↓мородина, ↑иповник.
12.Схематичный диктант. Записать только оппозиционные буквы.
ШИШКИ НА СОСНЕ,ШИШКИ НА СТОЛЕ. (ШШ - СС, ШШ-С)
НА ШОССЕ ШЕСТЬ МАШИН. (-ШСС ШС Ш)
13.Итог занятия.
Время прошло быстро, нам нужно прощаться.
-С какими звуками мы сегодня работали?
-Чем они отличаются?
14. Индивидуальная работа.
Для проверки усвоения материала каждый ученик получает самостоятельную работу :
1 уч. - напечатать только название рисунков, в которых есть звуки С – Ш, правильно произнести их;
2 уч. – собрать разрезанные рисунки, назвать изображённых на них животных, правильно проговаривая звуки С – Ш ;
3 уч. – напечатать на компьютере слова со звуками С – Ш, которые нарисованы, проверить их правописание и исправить ошибки;
4 уч. – назвать рисунки, правильно проговаривая звуки С – Ш.
Вы сегодня хорошо работали, молодцы.