Тема занятия. Гласные звуки. Осень.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение различать гласные звуки-буквы ;
- формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать воображение, слуховое восприятие, память, внимание.
Коррекционно – воспитательные :
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков.
Каким цветом обозначают гласные звуки? (гласные звуки обозначаем красным цвітом)
2.Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как они образовываются ?
Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград.
- Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться , нам нужно просто закрыть глаза.
Упражнение на общее расслабление
Вот реснички опускаются,
Наши глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем,
В страну звуков улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Смотрим глазками опять.
- Вот мы и оказались в сказочном лесу.
- В лесу много листьев на земле?
- А почему столько листьев на земле?
- Какое сейчас время года?( осень, листопад из листьев)
- Назовите месяцы осени.
- Какие еще признаки осени вы знаете?
3.Развитие фонематических процессов, Гласные звуки и буквы.
- Ребята, а скажите ,чем отличается буква от звука ?
Звук - мы слышим и говорим. Букву – мы пишем ,видим.
- Ребята, в наше сказочном лесу заблудился мальчик .Как он зовёт . Что он кричит?
- АУ.
- Сколько звуков в слове АУ? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].
Какие это звуки? (Гласные)
Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).
- Как плачет малыш?
- УА.
- Сколько звуков в этом слове? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].
Какие это звуки? (Гласные)
4.Артикуляционная гимнастика « Буквы»
- Чтобы правильно сказать,Надо рот всем раскрывать.
Буква А – рот широко,Овальный рот на букву - О.Буква У – губы трубочкой вперёд .
Буква И – улыбочка .
- И снова в путь нам всем пора ,через сказочный лес проходя.
- Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.
5.Игра «Дом».
На поляне дом стоит (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой
рук, соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому путь закрыт (развернуть ладони к себе).
Мы ворота открываем (развернуть ладони от себя).
В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладони друг с другом).
- А чей это домик ? И кто в нем живет? (Гласные звуки.)
- Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.
- Посмотри на символы гласных букв и помоги Винни – Пуху.
6.Гласных звуков в русском языке намного меньше, чем согласных. Всего их 6: [а], [о], [и], [ы], [у] и [э].
Гласных букв больше, чем звуков, — их 10: а, я, у, ю, о, е, ё, э, и, ы. Такая разница связана с тем, что некоторые из этих букв могут обозначать два звука и произносятся с помощью сочетания гласного и согласного [й'].
Такая разница связана с тем, что некоторые из этих букв могут обозначать два звука и произносятся с помощью сочетания гласного и согласного [й'].
7.Закрепление материала.
8.Итог.
- Какие гласные звуки есть в русском языке? Пропоем их.
- Сколько гласных букв? Сколько звуков?