Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад №118 «Золотой ключик»
«Логопедическое занятие с элементами логоритмики
"Путешествие в зоопарк"»
Подготовила
учитель-логопед
Валова Анна Владимировна
г. Краснодар
«Путешествие в зоопарк»
Цель: Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков «С», «З», «Ц», «Ш» в словах, чистоговорках, песнях. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Закрепить и пополнить знания детей о жизни зверей в зоопарке, их повадки. Развитие слухового внимания, динамического и фонематического слуха, чувства ритма, координации движений. Воспитывать любовь и интерес к миру животных. Создать эмоционально приподнятое настроение.
Оборудование: музыкальный зал, оформлен под имитацию зоопарка: макеты клеток, в которых находиться соответствующий корм для каждого животного, мягкие игрушки-животные. Атрибуты животных (заяц, лошадка, обезьяна, лиса), ширма, разрезные картинки с двусторонними скотчем, макеты луж, карточки-схемы (скажи громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно), раскраски с животными.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Речевая игра «Здравствуй»
«Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице (показывают крылышки)
Здравствуй, солнце золотое! (скрещенные запястья, пальцы широко расставлены)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, к небу)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, покачиваем)
Здравствуй, маленький дубок! (руки соединены в локтях, раскрытые ладони вверх)
Здравствуй, утро! (жест вправо)
Здравствуй, день! (жест влево)
Мне здороваться не лень!»
Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришла телеграмма:
«Здравствуйте, ребята! В нашем зоопарке случилось несчастье: сильный осенний ветер распахнул двери клеток, и животные разбежались по зоопарку. Работники зоопарка поймали зверей, но не всех, некоторые пропали. Помогите отыскать их и поместить каждого в свою клетку и повесить таблички на клетки.
С уважением директор зоопарка Иван Петрович!»
Мы поможем?
Дети: Да, поможем.
Логопед: Тогда отправляемся в путь. Приглашаю вас в наш автобус.
(Дети становятся по парам, впереди шофёр.)
Мы в автобусе сидим,
мы сидим, мы сидим,
И в окошечко глядим,
Весело глядим.
Мчит вперед машина
Ш-ш-ш-ш-ш
Шуршит своими шинами
Ш-ш-ш-ш-ш
(играет музыка, дети передвигаются по зал, имитируя езду на автобусе)
Логопед: Ребята, что случилось? Кажется, спустило колесо! Необходимо его накачать. Накачаем его насосом – с-с-с-с-с.
(Дети имитируют движения накачивания насосом колеса)
Дети: СО-СО-СО – накачали колесо.
Логопед: (показывает схемы: скажи громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)
Грустно - радостно громко - тихо быстро - медленно
Скажите эту чистоговорку по-разному.
(Дети проговаривают чистоговорку)
Логопед: Молодцы! Поехали дальше (продолжает играть музыка).
Вот мы и доехали до нужной остановки. Посмотрите на улице дождик.
(Звучит капель)
Побежали поскорее, но только не наступите на лужу, перешагивайте или перепрыгивайте их.
(Дети идут друг за другом и перешагивают через «лужи» на ковре)
(Дети останавливаются перед ширмой с надписью «Зоопарк)
Логопед: Вот мы с вами дошли до зоопарка. Посмотрите, какой он большой. Сколько здесь много различных животных. Ребята, действительно некоторые клетки пустые, значит, животные так и не нашлись.
(Из-за ширмы выглядывает ребенок в костюме зайчика и испуганно смотрит на детей)
Зайчик: (поет грустно песенку):
Около березки заинька сидит,
Свои ушки греет, ими шевелит.
Логопед: Давайте найдем зайчику его клетку. Посмотрите, а табличек на клетках нет, их, наверное, тоже ветер сорвал. Как же нам узнать, где его клетка. Но посмотрите, в каждой клетке осталась еда животных. Как вы думаете, чем питается заяц, и где же его клетка.
(Дети определяют клетку для зайца)
Логопед: Давайте откроем клетку. Но почему-то она не открывается. Я поняла здесь кодовый замок, а вот и ключ, с помощью которого можно её открыть:
«Что бы открыть клетку, необходимо назвать зайца ласково»
Дети: Зайчик, зайчонок, зайка, заинька, зайчишка, заюшка.
Логопед: Вот и открылась дверка, давайте запустим в клетку зайца. И давайте повесим табличку, только сначала её нужно сложить, так как ветер её разорвал.
(Дети собирают разрезную картинку с изображение зайца, и вешают её на клетку)
Логопед: Отправляемся дальше.
Дети передвигаются по залу, логопед рассказывает интересные факты о жизни животных.
Логопед: Посмотрите, кто это там скачет? Да это же лошадка. Посмотрите, как она скачет резво. Давайте и мы вместе с ней.
(Звучит галоп. Дети быстро бегут друг за другом, высоко поднимая ноги в коленях и слегка отклонив туловище назад, проговаривая слова:
Я копытами стучу,
Я скачу, скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру,
Но- Но!!! Тпру!!! –
в конце чёткая остановка)
Логопед: А теперь пора лошадке возвращаться в свою клетку. Кто подскажет, в какой клетке жила лошадка? Правильно, лошадка питается сеном, яблоками и овсом.
А какой же кодовый ключ у этой клетки?
«Чтобы открыть клетку, вы должны изобразить, как цокает лошадка копытами – сильно и медленно»
Логопед: Молодцы! Хорошо у вас получилось. А теперь запустим лошадку в клетку. И нам нужно собрать табличку и повесить её.
(Дети собирают разрезную картинку с изображение лошади)
Дети передвигаются по залу, логопед рассказывает интересные факты о жизни животных.
Логопед: Послушай, кто там так веселится?
(Выбегает обезьянка)
Обезьянка: Я веселая мартышка,
Я играю громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Шире рот откроем,
Рожицы состроим.
Логопед: Ребята, обезьянка нас приглашает поиграть, она вам будет показывать рожицы, а вы за ней повторяйте.
( Показывает упражнения «Улыбочка», «Дудочка», «Орешек», «Качели»)
Логопед: Как здорово у вас получается! Пора и обезьянке найти клетку, где же она? Почему вы так решили?
Давайте посмотрим, какой же ключ у этой клетки:
«Чтобы открыть клетку, вы должны назвать родственников обезьяны»
Дети: Макака, шимпанзе, горилла, мартышка, гиббоны, павианы.
Логопед: Молодцы! Теперь осталось собрать и повесить табличку.
Логопед: Ребята, в зоопарке в это время все звери делают «Звериную зарядку». Давайте и мы вместе с ними её сделаем.
(Звучит музыка. Дети выполняют движения за ведущим ребенком под аудиозапись «Звериная зарядка».)
Звериная зарядка.
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза(
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало - Начинает все сначала
Логопед: Вот как хорошо вы зарядились! Теперь пора дальше идти.
Дети передвигаются по залу, логопед рассказывает интересные факты о жизни животных.
(Выходит ребенок с метлой одетый в костюм дворника зоопарка)
Дворник: Каждый день я по утрам,
Подметаю тут и там.
В клетки я еду кладу,
Чистоту там навожу.
Чтоб был чистый уголок, Подметаю я песок.
Дети: Сыплется с-с-с, сыплется с-с-с
Сыплется, сыплется песок с-с-с.
Слышится с-с-с, слышится с-с-с.
Слышится сыпучий голосок.
Ветер песню напевает с-с-с
И песочек рассыпает.
Логопед: Давайте отправимся дальше. Ребята, по-моему, там кто-то спрятался. Я сейчас посмотрю. (Заглядывает за ширму). Отгадайте загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Действительно здесь спряталась лиса. Давайте споём ей нашу песенку.
(Лиса встает в середину, дети вокруг взявшись за руки, попевают под произвольную музыку каждую чистоговорку)
Са-са-са-са
Это бегает лиса.
Су-су-су-су
И живет она в лесу.
Сы-сы-сы-сы
Хвост пушистый у лису.
Са-са-са-са
Ох, и хитрая лиса.
Логопед: Лисе так понравилась ваша песенка, и она захотела с вами поиграть.
(Игра «Лиса и куры»
в центре зала на стульчике лиса, остальные дети – куры, гуляют на лужайке и приговаривают:
«Лиса рядом притаилась,
Лиса кустиком прикрылась,
Лиса носом повела,
Убегайте кто куда.»
лиса выбегает и ловит кур. Игра повторяется 2-3 раза.)
Логопед: Теперь и лисе пора в свою клетку, давайте её найдем, чем же питается лиса. А чтобы открыть клетку, нужно ответить на следующий вопрос: есть ли в слове лиса звук «С»? Где находится звук – в начале, в середине или в конце слова?
(Дети отвечают)
Логопед: Посмотрите, теперь все звери на месте.
(Входит директор зоопарка)
Директор зоопарка: Ребята, огромное спасибо вам за вашу помощь, и работники зоопарка и животные вам очень благодарны! Я слышал, что вы сегодня проговаривали звук «С» и в стихах, и песнях, и чистоговорках, у вас так здорово получалось! В нашем зоопарке много различных животных. Я вам сейчас их буду называть – будьте внимательны: если в названии вы услышите звук «С» - хлопните в ладоши, а если звук «Ш» - затопаете ногами: тигр, слон, мартышка, волк, лиса, заяц, шимпанзе, сова, медведь, страус, белка, косуля. Молодцы ни разу не ошиблись!
За ваше старание у меня есть для вас подарки!
(вручает каждому ребенку раскраски с изображением животных)
Логопед: А теперь нам пора возвращаться, садимся в наш автобус.
(Дети по музыку уходят из зала)