МБОУ «Гуринская средняя общеобразовательная школа»
Разработка дидактического материала
по курсу «Финансовая грамотность»
9 класс
Тема «Пенсионная система и социальное обеспечение»
Автор:
Шпис Вера Михайловна, учитель физики и математики
МБОУ «Гуринская СОШ», Кудымкарский район;
Оглавление
Аннотация
Ключевые слова
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Приложения.
Аннотация
Данная работа содержит разработку дидактической игры-домино по финансовой грамотности для 9 класса по теме «Пенсионная система и социальное обеспечение».
Ключевые слова
Государственная управляющая компания, доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, застрахованные лица, индексация, обязательное пенсионное страхование, страхователи, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), трудовая пенсия.
Введение
Игра - это искра , зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение обучающихся, в течение всего урока поддерживает их внимание. Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету.
Игра относится к активным методам усвоения и закрепления новых знаний, так как требует самостоятельного поиска ответа, приучает мыслить. Данная работа содержит разработку дидактической игры-домино по финансовой грамотности для 9 класса по теме «Пенсионная система и социальное обеспечение».
Игру целесообразно проводить при проверке результатов обучения, отработке ЗУН. Определить место игры в структуре урока каждый учитель может самостоятельно.
Вид игры: настольная.
Цель игры: повышение пенсионной и социальной грамотности обучающихся, их заинтересованности в формировании будущей пенсии.
Задачи:
Закреплять знания о пенсионной системе и социальном обеспечении в Российской Федерации.
Использовать полученные знания в практической деятельности.
Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к своей будущей пенсии.
Личностные результаты:
умение анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач.
Познавательные
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Коммуникативные
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
Предметные результаты
применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование:
персональный компьютер,
проектор,
экран,
раздаточный материал.
Основная часть
Правила игры:
Домино содержит «карточки» и одну – начальную «карточку». На одной половине «карточки» написано задание, на другой – ответ к другой «карточке». Действия те же, что и в обычном домино. (Приложение 1)
Игру можно провести в форме командного соревнования, эстафеты. При необходимости задания группам можно распечатать. Если проводится командное соревнование, то выигрывает та команда (группа), которая быстрее справится с заданием. В этом случае она демонстрирует свой результат на доске.
Ключ к заданиям
Вопрос | Ответ |
Пенсия – | это денежное пособие, регулярно выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца. |
Пенсионная система - | это совокупность организационных форм, норм и правил, в которых реализуется пенсионное обеспечение граждан государства. |
Пенсионный фонд - | это крупнейшая организация по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. |
Виды пенсий | по старости, по инвалидности, по потере кормильца |
СНИЛС - | страховой номер индивидуального лицевого счёта гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. |
Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является | Пенсионный фонд Российской Федерации. |
Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при достижении возраста | женщины – 60 лет, мужчины – 65 лет. |
Части трудовой пенсии по старости | страховая и накопительная. |
Виды социальных пособий | временной нетрудоспособности; родам и усыновлению детей; семьям, воспитывающих детей, пособие по безработице. |
К временной нетрудоспособности относятся | заболевания или травмы, уход за больным членом семьи, уход за ребёнком- инвалидом. |
Виды пособий | ежемесячные и единовременные. |
Ежемесячные пособия | по уходу за детьми до 3 лет; на детей с 3-16 лет; по безработице. |
Единовременные социальные выплаты семьям | по рождению ребёнка; на погребение . |
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается | нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении и одному из родителей. |
Виды государственных выплат социального характера | федеральные и региональные. |
Виды социальных выплат по целевому направлению | возмещение утраченного дохода и материальная поддержка. |
Впервые пенсионное обеспечение было введено | во Франции. |
Аббревиатура ПФР | Пенсионный Фонд России |
Виды пенсионных фондов в РФ | ПФР, негосударственные пенсионные фонды |
Используемая литература:
1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании”.
2. Федеральный закон РФ №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”
3. Федеральный закон РФ №166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”.
4. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.: 2002