Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
«Ложки разные бывают».
Программное содержание:
- Дать представление о разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу); формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса); конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется - не гнется, притягивается - не притягивается магнитом).
- Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.
- Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Материалы и оборудование: камни, ракушки, емкости с водой, коллекция ложек: деревянные, металлические, серебряные, позолоченные, пластмассовые, пластмассовые ложки на каждого ребенка.
Ход:
- Ребята, посмотрите, сколько здесь много ложек. Что можно о них сказать? (они разные, отличаются друг от друга).
- Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? (металл, железо).
- Верно, современная ложка сделана из металла и называется металлической ложкой.
- Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал).
- Попробуем узнать – одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмем по одной деревянной, пластмассовой и металлической ложке и пройдем к столу для опытов. Три ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.
ОПЫТ С ВОДОЙ
Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что одна ложка (из чего?) – железная, утонула сразу, другая (из чего?) – деревянная плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.
- Как вы думаете, почему одна ложка утонула? ( Она тяжёлая – железная).
- А почему плавают на поверхности две другие ложки? ( Они лёгкие – из пластмассы и дерева).
- А если ложки в воде ведут себя по – разному, они одинаковые? ( Разные).
ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ.
- А теперь мы попробуем согнуть ложечки.
Дети начинают сгибать ложки: гнётся пластмассовая, не гнутся – деревянная и железная, но деревянную можно сломать).
- Вот и гнутся ложечки тоже по – разному.
ОПЫТ С МАГНИТОМ.
- А как можно ещё узнать, какая из ложек железная? ( Если дети не могут сказать – подсказать с помощью магнита).
Все ложки проверяют с помощью магнита.
ОПЫТ С ВОДОМЕРОМ.
- Посмотрите, чем еще отличаются ложки? (размером, одни большие, другие – маленькие, глубокие и мелкие)
Педагог предлагает детям измерить объем ложки при помощи водомера и маленькой ложки капельки. Дети зачерпывают ложкой воду, затем выливают из ложки в водомер и смотрят какая цифра на краю. Потом дети при помощи ложки – капельки считают, сколько капелек в большой ложке.
ОПЫТ С СУПОМ.
- Ребята, как вы думаете, чем удобнее есть суп: ложкой или вилкой? (ложкой)
Педагог предлагает детям проверить, чем удобнее есть суп. Дети берут вилки и кушают ими суп. Дети понимают, что вилкой можно брать только гущу, о бульон протекает сквозь зубья. Ложкой есть суп удобней и быстрей.