Просмотр содержимого документа
«ПЗ Определение пористости материалов»
ЛПЗ Определение пористости материалов
Цель работы: определение пористости керамического кирпича. Оценка правильности полученных результатов.
I . Теоретическая часть.
Пористость – это доля заполнения объема материала порами. Общая пористость (или просто пористость) (По):
,
где V пор – объем пор в материале, см3 (м3 );
V – объем материала в естественном состоянии, см3 (м3);
Vа – объем материала в абсолютно плотном состоянии (без пор), см3 (м3);
- средняя плотность материала, г/см3 (кг/м3);
- истинная плотность материала, г/см3 (кг/м3).
Пористость можно выразить и в процентах:
От величины пористости и ее характера зависят важнейшие свойства материала: плотность, прочность, теплопроводность, долговечность и др.
Пористость в материале характеризуется как открытыми, так и закрытыми порами.
Открытые поры увеличивают водопоглощение и водопроницаемость материала и ухудшают его морозостойкость.
Увеличение закрытой пористости за счет открытой увеличивает долговечность материала, снижает его теплопроводность.
Общая пористость складывается из открытой и закрытой. Открытая пористость численно равна объемному водопоглощению материала. Определив водопоглощение по объему и пористость материала, можно легко вычислить закрытую пористость:
, %
Коэффициент насыщения пор водой – отношение объемного водопоглощения к пористости:
Этот коэффициент изменяется от 0 (все поры в материале замкнуты) до 1 (все поры открыты).
Чем больше Кн, тем выше доля открытых пор.
II. Ход работы.
- величину средней (
) и истинной плотности
взять из лабораторной работы №1 и №3;
- подсчитать значение общей пористости керамического кирпича (По);
- пользуясь данными, определить открытую и закрытую пористость и коэффициент насыщения пор водой.
Данные занести в лабораторный журнал.
III. Лабораторный журнал:
№ п/п | Плотность кирпича | Пористость, % | Коэффициент насыщения пор водой |
истинная , г/см3 | средняя г/см3 | Общая | Открытая | Закрытая |
1 | 2600 | 1600 | | 8 | | |
2 | 2700 | 1900 | | 10 | | |
3 | 2650 | 1750 | | 9 | | |
IV . Заключение: Учащиеся делают самостоятельно