№ п/п | Проблема реализации наставничества в образовательной организации | Описание практики наставничества в образовательной организации, выявленной в результате анализа информационных материалов | Ключевой критерий выделения данной практики | Возможность ее применения | Ожидаемый эффект применения | Возможные риски и способы их предотвращения1 |
1. 2. 3. 4. 5. | Низкий уровень информированности о нормативно-правовом обеспечении наставничества педагогических работников. Отсутствие стимулов и мотивации к ведению наставнической деятельности. Необходимость повышения квалификации в сфере наставничества педагогических работников. Выявление лучших практик наставнической деятельности. Привлечение сетевых профессиональных сообществ (цифровизация наставничества). | Региональный уровень: СМП и клуб «Наставник»проводят: Форум молодых педагогов и наставников «Профсоюзная педагогическая школа» Правительство Кировской области приняло Положение о почетном звании «Почетный наставник в сфере образования Кировской области». ЦНППМ курирует: курсы повышения квалификации региональный конкурс «Наставник в сфере образования», региональный этап конкурса «Учитель года в номинации «Педагог-наставник года», проект – конкурс «Учитель продолжается в своём ученике». проект «Школа молодого учителя», «ТРИО на одной волне», фестиваль «У меня это хорошо получается». В Кировской области работает «Школа молодого учителя», Совет молодых педагогов и клуб «Наставник». | Целесообразность Тиражируемость Уникальность Масштабирование | Возможность применения обеспечивает система дополнительного профессионального образования, которая отвечает за непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах наставничества. | Комфортное начало педагогической деятельности молодого учителя. Возрастание педагогического мастерства наставника и наставляемого. Конкретные профессиональные достижения как наставника, так и молодого педагога. Сокращение временных затрат на адаптацию в коллективе. Создание благоприятного психолого-педагогического климата в коллективе. Возможность внедрения практики в других коллективах системы образования. Эффективное использование оригинальных элементов практики наставничества. Снижение вероятности профессионального выгорания, стабилизация психического здоровья. | Традиционные формы наставничества - это, как правило, индивидуальное долгосрочное традиционное наставничество менторского типа, в ходе которого происходит непосредственная передача профессионального опыта наставника, преуспевшего в методике преподавания предмета к менее опытному наставляемому. Сейчас имеются региональные наработки сетевого взаимодействия выстраивания многоуровневой структуры наставничества, реализации инновационных форм и методов работы с наставляемыми. |
6. | Распространение идей наставничества и обобщение опыта деятельности на уровне района. Взаимодействие молодых педагогов и наставников, обмен практиками. | Муниципальный уровень: Районная школа молодого педагога: открытые урок наставников и молодых специалистов, мастер-классы, презентации опыта. | Результативность | | Созданы и взаимодействуют структуры наставничества на региональном, муниципальном, институциональном уровне в тесном контакте с федеральными структурами. |
7. 8. | Своевременность оказания пед. поддержки начинающему педагогу: - помощь в ведении документаций; - развитие профессиональных умений и навыков; -оказание «точечной» помощи/ возможность получить быстрый ответ. Необходимость профилактики профессионального выгорания педагога, поддержки педагога в стрессовой ситуации. | Уровень ОО: Введение молодого педагога в коллектив школы, профессиональная деятельность в течение 1-3 лет работы Профилактические программы, направленные на помощь работникам в ситуации эмоционального выгорания и психологической поддержки. | Эффективность Эргономичность | Наставничество - составная часть методологической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами. | | |