МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на тему:
«Лыжная подготовка в старших классах»
подготовил
учитель физической культуры
Сафонов Игорь Владимирович
2016г.
Содержание программы.
Лыжная подготовка занимает одно из важных мест в физическом воспитании школьников. Ранее программой по физической культуре предусмотрено было на проведение лыжной подготовки во всех классах по 12 часов в год. Сейчас количество часов лыжную подготовку увеличено на 6, но это только в тех школ; где есть квалифицированные кадры и соответствующая спортивная база. В прочих школах программа остается прежней.
На уроках в 1 классе происходит практическое ознакомление детей с лыжным инвентарем и обращением с ним, формой одежды. То есть повторяется программа детского сада. Это обусловлено тем, что многие первоклассники не посещали детский сад.
В 1 и 2 классах школьники изучают различные строевые упражнения с лыжами и повороты на месте. Главным материалом является скользящий шаг, так как он составляет основу всех лыжных ходов. Кроме этого, изучаются элементы горнолыжной техники спуск в основной стойке, подъемы ступающим шагом, «лесенкой «ёлочкой» и «полуёлочкой». Опережающим обучением предусматривается попеременный двухшажный ход. Дело в том, что дети самопроизвольно переходят на него при передвижениях, и чтобы не допустить грубых ошибок и закрепления неверных навыков, обучение этому ходу надо начинать раньше.
Программой предусмотрена определенная преемственность, особенно при изучении одновременных ходов и элементов горнолыжной техники.
Обучение школьников передвижению одновременными способами начинается в 4 классе с двухшажного хода. В каждом следующем классе изучается очередной одновременный ход: одношажный, а затем бесшажный.
С 4 по 8 класс одновременно с разучиванием лыжных ходов на уроках изучаются способы торможений и поворотов в движении, а с 8 класса начинается обучение попеременному четырехшажному ходу и способам перехода с хода на ход.
Вторым большим разделом школьной программы по лыжной подготовке является развитие физических качеств и общей работоспособности (выносливости) средствами лыжного спорта. Этот материал вводится с 1 класса в виде передвижения на лыжах до 1 км. Постепенно дистанция равномерного передвижения увеличивается по 1 км в год.
Начиная с 1 класса вводятся упражнения для развития быстроты - гонки за лидером, повторное прохождение отрезков по 30-50 м (подобно челночному бегу в легкой атлетике).
С 8 класса включаются нагрузки для развития скоростной выносливости - повторное прохождение отрезков до 400 м.
Постепенно, год от года, усложняется рельеф местности.
Программа предусматривает и сдачу контрольных нормативов - прохождение в каждом классе установленных дистанций на время (начиная с 3 класса).
В старших классах требования и объем материала на развитие физических качеств значительно возрастают, и уроки по лыжной подготовке приближаются к спортивным тренировкам.
Программой предусмотрено обязательное сообщение ученикам на уроках лыжной подготовки теоретических сведений. Ученики должны получить знания не только общего характера (о закаливании, гигиене занятий физическими упражнениями, осанке, двигательном режиме, одежде и инвентаре), но и специальные (о спортивной тренировке, об основах техники лыжного спорта, о выборе и смазке лыж, и т. п.). Теоретические сведения сообщаются ученикам в ходе каждого урока при объяснении и изучении техники ходов и спусков, а также во время вводных бесед.
Знания, полученные на уроках, углубляются путем чтения книг, брошюр, журналов. Список необходимой литературы составляется учителем.
В школах, где нет условий для углубленного изучения других видов программы (гимнастики, спортивных игр или плавания), целесообразно все часы, отведенные на материал по выбору, использовать для более детального изучения техники лыжного спорта. Это относится в первую очередь к сельским школам.
Организация уроков.
Правильная организация и качество уроков во многом зависит от подготовки лыжного инвентаря. Для нормальных занятий средняя школа должна иметь 100-150 пар лыж.
Для детей изготавливаются лыжи следующих размеров: № 1 - 105 см, № 2 - 120 см, № 3 - 135 см, № 4 - 150 см, № 5 - 165 см (все эти размеры предназначены для самых маленьких, 1-2-классников).
Для учеников начиная с 3 класса и старше необходимы лыжи взрослой ростовки - от 180 до 210 см.
На уроках лыжной подготовки можно использовать лыжные палки из любого материала. Главное, чтобы они были легкие и прочные и по длине на 3-4 см ниже плеча.
Оборудование палок кольцами и петлями обязательно. Необходимы и хорошо отточенные штыки.
Лучшие крепления для лыж - жесткие рантовые, но при нехватке креплений можно использовать и резиновый пяточный ремень, что позволяет быстро надеть и снять лыжи. Резиновое крепление наиболее доступно учащимся младших классов.
Каждая пара лыж нумеруется соответственно номеру в пирамиде и закрепляется за определенным учеником на весь сезон.
Выдача лыж производится на перемене дежурными по уроку физкультуры, они же принимают инвентарь после уроков.
Важную роль в организации урока играет правильный выбор места занятий. Уроки проводятся в парках, скверах, на стадионах и на пришкольных участках.
Основное требование к местам занятий - незначительное удаление от школы и защищенность от ветра.
Уроки лыжной подготовки целесообразнее проводить в третьей учебной четверти. В районах с сильными морозами можно проводить уроки и в других четвертях.
Все уроки лыжной подготовки должны быть спаренными. Исключение могут составлять уроки в 1 и 2 классах.
Лыжная подготовка в 7 классе
Как и в предыдущих классах, начинать нужно с повторения ранее пройденного, а затем переходить к изучению нового материала.
Поворот махом
В 7 классе повороту- махом через лыжу вперед отводится время на первых уроках. Этот поворот можно выполнять на ровном месте, лучше на склоне, стоя поперек него, по команде «Махом правой (левой) через лыжу вперед кру-гом!»,
При повороте лыжник разгружает нижнюю лыжу от веса тела и маховым движением переносит вперед через верхнюю лыжу, разворачивая ее носком назад; ставит рядом с верхней. Затем вес тела переносится на перенесенную лыжу, а другая, освобожденная от веса тела, выносится пяткой назад-вверх-наружу и приставляется к первой. Хорошая опора на палки и своевременная их перестановка облегчают выполнение поворота и способствуют сохранению равновесия.
Попеременный четырехшажный ход
Этот ход применяется на равнине и подъемах малой крутизны, когда нецелесообразно применять попеременный двухшажный и одновременные ходы из-за плохой опоры для палок (кусты, глубокий рыхлый снег).
Цикл движений в попеременном четырехшажном ходе состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных толчков палками, выполняемых на два последних шага. На первые два шага палки поочередно выносятся вперед. Скользящие шаги в цикле выполняются так же, как в попеременном двухшажном, разница лишь в том, что два последних шага несколько длиннее, чем первые, так как они совпадают с отталкиванием палками.
Цикл движений в попеременном четырехшажном ходе
1. На первый шаг правой ноги левая закончила отталкивание, вперед выносится левая рука с палкой. Лыжник переходит к скольжению на правой лыже.
2-3. На второй шаг (левой) вперед выносится правая рука с палкой кольцом назад, а левая выводится кольцом вперед.
4. При скольжении на левой лыже правая палка выводится кольцом вперед.
5-6. С третьим шагом (правой) на снег для отталкивания ставится левая палка.
7. Начало шага левой ногой и окончание толчка левой рукой.
8-9. С последним (четвертым) шагом левой правая палка ставится на снег и правая рука выполняет отталкивание,
10. Закончен толчок правой рукой, начинается шаг правой и вынос левой руки с палкой, и цикл повторяется.
Обучение этому ходу начинается с образцового показа на различных скоростях и объяснения его техники.
Иногда в классе остается несколько учеников, которые не могут сразу освоить согласованность в работе рук и ног. В этом случае можно применить раздельный метод (на счёт):
Раз - шаг правой в положение одноопорного скольжения;
два - шаг левой ногой и вынос вперед правой палки;
три - шаг правой ногой вперед и постановка левой палки на снег;
«и» - толчок левой палкой;
четыре - шаг левой ногой, на снег ставится правая палка;
«и» - толчок правой палкой.
При передвижении на лыжах в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и степени утомления из-за однообразной работы необходимо периодически менять лыжные ходы.
Переход с хода на ход
Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг.выполняется следующим образом:
Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.
Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.
3-5. Толчок левой ногой. Левая палка догоняет правую и присоединяется к ней перед постановкой на снег.
После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставятся на снег и начинается отталкивание двумя палками.
Продолжается одновременный толчок двумя палками.
С окончанием толчка палками маховая (левая) нога приставляется к опорной, и лыжник может продолжать движение любым одновременным ходом.
Этот способ позволяет менять лыжные ходы без задержки.
В 7 классе продолжается и освоение горнолыжной техники.
Поворот «плугом»
Этот поворот применяется на спусках средней и' большой крутизны на небольшой скорости и когда необходимо в процессе поворота погасить лишнюю скорость. Для начала поворота лыжник принимает положение «плуга»; затем, поставив внешнюю лыжу на внутреннее ребро, переносит на нее вес тела (для поворота влево загружается правая лыжа, и наоборот). Лыжник движется по дуге поворота, пока сохраняется принятое положение. Загружать лыжу необходимо медленным и плавным движением, отводя туловище в сторону, противоположную повороту, Большее отведение пятки лыжи в сторону, постановка лыжи круче на ребро и увеличение загрузки весом вызывают уменьшение радиуса поворота.
Обучение повороту «плугом» идет в такой последовательности:
Стоя на ровной площадке, принять положение «плуга».
Принять положение «плуга» при спуске со склона средней крутизны (до 10°),
При спуске в основной стойке перейти в положение «плуга» и обратно.
На спуске несколько раз менять положение «плуга», меняя ширину разведения лыж.
Выполнить несколько раз перенос веса тела с одной лыжи на другую.
Из положения торможения «плугом» выполнить поворот «плугом».
Начало спуска пройти в основной стойке, после набора небольшой скорости выполнить поворот «плугом» в одну, а затем в другую сторону.
То же, но повороты непрерывные.
Выполнить повороты в разные стороны, объезжая флажки.
Лыжная подготовка в 8 классе
Несколько первых уроков посвящается повторению пройденного ранее.
Спуск в «аэродинамической» стойке
Эта стойка позволяет получить относительный отдых при спуске на ровных длинных склонах при сохранении довольно высокой скорости. Лобовое сопротивление воздуха в связи со значительным наклоном туловища не очень велико.
При спуске в этой стойке следует слегка приподнять голову и внимательно смотреть на лыжню, так как при преодолении неровностей в таком положении возможна потеря равновесия.
Переход от одновременного хода к попеременному
Этот переход выполняется так:
После одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.
Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую лыжу, готовится к толчку.
С шагом левой и толчком правой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает движение кольцом вперед.
После .окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.
Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкивания правой рукой. Начинается маховый вынос правой ноги.
Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается для постановки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.
Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют прямую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая палка подготовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой рукой лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.
Поворот из упора на параллельных лыжах
Поворот из упора на параллельных лыжах является новым материалом, который изучается в 8 классе. Этот поворот применяется в горнолыжном спорте, лыжных гонках и может быть выполнен на склонах различной крутизны и рельефа.
Поворот выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник переносит вес тела на внутреннюю (по отношению к повороту) лыжу, слегка приседает и выводит вперед внутреннее плечо, как бы выполняя заках (предварительное закручивание туловища). Полностью облегченную наружную лыжу по воздуху (или чуть касаясь склона) выводят пяткой в сторону. Затем быстрым упругим движением переносят вес тела на наружную лыжу, резко выводя таз вперед и внутрь поворота. Внутренняя лыжа моментально приставляется к наружной и чуть выдвигается вперед; наружная лыжа при этом движении постепенно закантовывается. Лыжник, сгибая колени и продолжая надавливать на наружную лыжу, скользит по дуге; обе лыжи идут параллельно.
Во время движения по дуге лыжник принимает характерное положение: внутреннее бедро и таз перемещаются к центру поворота, а внутреннее плечо разворачивается наружу.
Поворот заканчивается равномерным распределением веса тела на обе лыжи.
Характерным для этого поворота является очень быстрое приведение внутренней лыжи к наружной, продолжительность положения упора очень велика.
Первоначальное обучение повороту лучше проводить на хорошо укатанных (но не жестких) склонах средней крутизны при спуске наискось, предварительно выполнив подготовительные упражнения на месте и в движении.
На ровном месте дети имитируют перенос веса тела, выведение наружной лыжи в положение упора с быстрым приведением к ней внутренней.
Упражнения при спуске наискось: нижнюю лыжу отставляют в положение упора, но более плоско, и, перенося на нее вес тела, моментально приставляют верхнюю, стремясь добиться бокового соскальзывания; при спуске наискось лыжи ставят на ближайшие к склону канты, вес тела переносят на верхнюю лыжу, а затем резким броском на нижнюю, при этом обе лыжи ставят более плоско, заставляя их скользить боком по склону вниз.
Следующее упражнение закрепляет навык бокового соскальзывания: при спуске наискось чередуют скольжение прямо с непродолжительным боковым соскальзыванием (на одном спуске несколько раз). Выполнению этих упражнений помогают вращательные движения туловища и плеч. Все упражнения повторяются в обе стороны, а затем ученики переходят к изучению поворота в целом. Поворот легче осваивается при спуске наискось по выпуклому склону.
При изучении этого способа поворота встречаются следующие ошибки:
замедленный или слишком поздний перенос веса тела на наружную лыжу;
загрузка внутренней лыжи при скольжении по дуге;
непараллельное ведение лыж при движении по повороту;
слабое вращательное движение туловища и плеч.
Дополнительно к программе 8 класса рекомендуется изучить поворот на месте махом через лыжу назад.
Лыжная подготовка в 9 классе
Вся работа направляется на повышение общей работоспособности учащихся и дальнейшее развитие их физических качеств.
На изучение нового материала отводится меньше времени. Основное внимание уделяется повторению пройденных приемов и совершенствованию их в разнообразных условиях.
Очередность повторения:
попеременный двухшажный ход;
бесшажный;
одношажный;
двухшажный одновременный;
попеременный четырехшажный;
спуски в различных стойках;
различные способы торможения;
повороты в движении;
переходы с хода на ход.
Поворот с опорой на палку
Существенных отличий от первого варианта техника этого поворота не имеет, лишь в момент выведения наружной лыжи вперед и упор выставляется внутренняя палка. Дополнительная опора усиливает вращательный момент и облегчает вход в поворот, дальнейшее движение по дуге проходит так же, как и без опоры на палку.
| Ошибки: палка для упора ставится слишком поздно; вес тела переносится слишком резко; палка ставится не вперед, а в сторону. |