СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

в 10 КЛАССЕ "М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»"

Урок-семинар. Урок проводится за круглым столом.

Просмотр содержимого документа
«М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»»

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

в 10 КЛАССЕ


М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»





Учитель русского языка и литературы:

Сухарева Светлана Алексеевна





















Владикавказ, 2015

Первая ступень истины - справедливость, высшая - милосердие.

/Лакшин/

М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

(Урок-семинар)

Урок проводится за круглым столом.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Запись на доске: М. А. Булгаков (1891—1940). «Мастер и Маргарита».

  2. Портрет М. А. Булгакова.

  3. Плакат с вопросами для обсуждения.

  4. Словарь к уроку (содержание приведено ниже).

  5. Различные издания романа «Мастер и Маргарита».

  6. Библия.

  7. Словарь Даля.

  8. Тематическое распределение глав романа.

  9. Грамзаписи: «Вальпургиева ночь» из оперы Гуно «Фауст», камерные произведения Шуберта.

  10. Плакаты с цитатами из романа: «Рукописи не горят», «Он не заслужил света, он заслужил покой», «Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, это что казнь была», «Трусость - один из самых страшных пороков», «Злых людей нет на свете», «Правду говорить легко и приятно», «Всякая власть является наси­лием над людьми» и др.

  11. Московские адреса романа (содержание записи на доске приведено ниже).

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА:

предварительное чтение романа учащимися, подготовка к обсуждению по заранее данным вопросам, подготовка выступления ассистента учителя с сооб­щением об истории создания и публикации романа, подготовка выразительного чтения отрывков из романа: гл. 1 - начало романа, гл. 13 - встреча Мастера и Маргариты.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА.

  1. Урок начинается подготовленным выразительным чтением начала романа. Затем, отталкиваясь от первых страниц романа, рассказываю о жизни и творчестве М. А. Булгакова по следующему плану:

  • Москва в творчестве М. А. Булгакова.

  • Киев. Семья Булгаковых.

  • Владикавказ. Начало литературной деятельности.

  • Булгаков и МХАТ.

  • Сталин в жизни Булгакова.

  1. Ассистент рассказывает об истории создания и публикации рома­на.

  2. Беседа о романе начинается с выяснения его философской основы. Сооб­щаю, что, будучи материалистом, Булгаков не был вульгарным атеистом, он хорошо знал Библию, другую церковную литературу, которая послужила ис­точником создания библейского сюжета романа.

Другой источник - учение известного украинского философа XVIII века Г. С. Сковороды, поклонником которого был писатель. В основе этого учения ле­жит мысль о существовании трех миров: космического (макрокосма), символи­ческого (библейского) и человеческого (земного), Предлагаю подумать, как от­разилась эта мысль в сюжетном построении и композиции романа «Мастер и Маргарита». В беседе выясняется, что трем мирам соответствуют три сюжет­ные линии романа:

  • земной сюжет (Москва 20-30. годов, линия Мастер - Берлиоз);

  • библейский сюжет (Ершалаим, линия Иешуа - Понтий Пилат);

  • фантастический сюжет (Москва, космос, линия Воланда и его свиты).

Все эти три сюжета, три мира связаны в романе. Мастер, пишет роман о

Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи. Этот библейский сюжет зеркально отражается в романе, в его земных главах, в судьбе самого Мастера. Связывает три. мира «князь тьмы», Воланд, пришелец из макрокосма, Борьба добра и зла происходит во всех трех мирах.

  1. Обсуждение вопросов, известных классу заранее.(^«#щ^^^»|»^®=ш^ю-

  • В чем реалистическая основа романа, какие стороны жизни Москвы 20-30-х годов нашли в нем отражение?

  • Какую роль играют в романе библейские сцены, в чем сущность спора Пон- тия Пилата с Иешуа?

  • С какой целью автор ввел в роман фантастическую линию сюжета? Какую роль выполняет в романе Воланд и его свита?

  • Назовите литературные традиции, нашедшие продолжение в романе (Данте, Гете, Гофман, Гоголь, Достоевский, библейские тексты). В чем новое, булга­ковское прочтение традиционных сюжетов?

  • Основные вопросы романа - «вечные вопросы». Ваше мнение об их решении писателем (добро и зло, художник и власть, сущность любви, «самый страш­ный порок», вера и атеизм).

  • Автобиографическая основа романа.

В ходе обсуждения этих вопросов использую проблемные вопросы, к кото­рым учащиеся не подготовлены. Они создают проблемные ситуации, заставля­ют думать.

  • Константин Симонов писал об ограниченности взгляда Булгакова на дей­ствительность 20-30-х годов, о том, что в романе изображена лишь окололите­ратурная и околотеатральная среда. Согласны ли вы с ним?

  • По библейскому сюжету Понтий Пилат не подписывает приговора, он дал это сделать сородичам Христа, сам же отпустил его на свободу. (Зачитываю текст Библии). Почему Булгаков изменил библейскую версию и сделал Понтия Пилата инквизитором?

  • Прочитайте эпиграф романа. Почему «князь тьмы», носитель зла, объек­тивно вершит добро?

  • Кто опаснее для политической власти: разбойник или пророк (поэт, фило­соф)?

  • Почему Понтий Пилат говорит, что «трусость — самый страшный порок»?

  • Как решается в романе проблема «учитель - ученик» (Иешуа и Левий Мат­вей, Мастер и Иван Бездомный)?

  • Критик Лакшин, разбирая роман, пишет: «Первая ступень истины - спра­ведливость, высшая - милосердие». Прокомментируйте эту мысль текстом ро­мана.

  • Нравственный закон от Бога или от человека? Что говорит об этом автор, что думаете вы?

  • Считаете ли вы, что любовь спасает Мастера? Ведь он фактически погиба­ет?

  • Почему Мастер «не достоин света, а достоин покоя»?

В ходе беседы по мере необходимости обращаю внимание учащихся на за­писи на доске: «Словарь» и «Московские адреса романа»:

СЛОВАРЬ.

Volare - (лат.) - летать;

Igemon - (греч.) - господин, а также высший воинский титул;

Margarita - (лат.) - жемчужина;

Bobot - (фр.) - связка веток, дудок;

Bobotin - (фр.) - шут;

Мастер - (орл. диалект) - учитель, преподающий грамоту по церковным тек­стам.

МОСКОВСКИЕ АДРЕСА РОМАНА.

Квартира Берлиоза - Большая Садовая, 10, кв. 50.

Дом Мастера - Мансуровский переулок, 9.

Дом Маргариты - Остоженка, 21.

МАССОЛИТ - Дом Грибоедова - Тверской бульвар, 25, Литературный инсти­тут им. А. М. Горького.

Патриаршие пруды - Пионерские пруды.

Румянцевский музей - библиотека им. В. И. Ленина.

Для того чтобы ребятам было легче находить нужные страницы романа для аргументации своих ответов, на доске предварительно записываю сюжетное распределение глав романа:

Иешуа на-Гоцри - гл. 2, 16.

Понтий Пилат - гл. 2, 16, 25, 26, 32.

Мастер - гл. 13, 24, 29, 30, 31, 32.

Воланд и его свита - гл. 1, 3, 4, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 32.

Москва 20-30-х годов - гл. 1, 4, 6, 8, 10, Л, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 24, эпилог. Музыкальное сопровождение урока звучит после обсуждения 5-го вопроса («Вальпургиева ночь» из оперы Гуно «Фауст» (и 10-го) одно из камерных про­изведений Шуберта.

4. Последний этап урока - эстафета идей. По кругу каждый, кто хочет, на­зывает, близкую ему мысль романа в развернутом виде или в виде афоризма (некоторые из них - на плакатах). Начинает эстафету учитель.



БИБЛИОГРАФИЯ К УРОКУ



  1. Л. М. Яновская «Творческий путь Булгакова», М., 1987.

  2. В. В. Петелин «Возвращение Мастера», М., 1986.

  3. В. Я. Лакшин «Булгакиада», биб. «Огонек», 1987, № 45 (2).

  4. И. Л. Галинская «Загадки известных книг», М., 1986.

  5. М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова», М,, 1988.

  6. А. М. Смелянский «Михаил Булгаков в Художественном театре», М., 1989.

  7. М. Гус «Горят ли рукописи?», ж. «Знамя», 1968, № 12.

  8. В. Я. Лакшин «Рукописи не горят», ж. «Новый мир», 1968, № 12.

  9. П. Палиевский «Последняя книга Михаила Булгакова», ж. «Наш со­временник», 1969, № 3. № 19.

  10. В. Я. Лакшин «Елена Сергеевна рассказывает», ж. «Огонек», 1987,

  11. «Новое с Булгакове», ж. «Наше наследие», 1988, № 3.

  12. В. Я. Пакшин «О прототипах романа Булгакова «Мастер и Маргарита», ж. «Театр», 1971, №11.

  13. М. Булгаков «Письма жене», ж. «Октябрь», 1984, № 1.

  14. В. Сахаров «Михаил Булгаков: уроки судьбы», ж. «Наш современник», 1983, № 10.

  15. В. Я. Пакшин «Мир Михаила Булгакова», ж. «Литературное обозрение», 1989, № 11.

  16. И. Ф. Бэлза «Генеология «Мастера и Маргариты» в кн: «Контакст», М.,

  17. 1978.

  18. А Франс. «Прокуратор Иудеи» (рассказ).

  19. Г. Сенкевеч «Камо грядеши?» (роман).

  20. Э. Ренан «Жизнь Иисуса».

  21. М. Чудакова «Булгаков и Гоголь», ж. «Русская речь», 1979, N2 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!