Урок 17. Две группы планет Цели урока
Личностные: проявлять готовность к самообра- зованию, ответственное отношение к учению, орга- низовывать самостоятельную познавательную дея- тельность.
Метапредметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения ха- рактеристик планет Солнечной системы, классифи- кации объектов.
Предметные: перечислять основные характери- стики планет, основания для их разделения на груп- пы, характеризовать планеты земной группы и пла- неты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия.
Основной материал
Внутригрупповая общность планет земной груп- пы и планет-гигантов по физическим характеристи- кам. Сходства и различия планет Солнечной систе- мы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отли- чаются.
Методические акценты урока. Методологическая ценность урока состоит в формировании навыков сравнительного анализа у учащихся, умения видеть за частными фактами и характеристиками базовые критерии сходства и различия объектов. Поэтому наиболее целесообразно выстроить урок в форме са-
мостоятельной работы. Предварительно необходимо актуализировать знания, используя вопросы к § 17 учебника, и предложить следующую практическую работу:
Практическая работа
«Две группы планет Солнечной системы»
Цель: исследовать характеристики планет Сол- нечной системы.
Используемые материалы: «Школьный астроно- мический календарь» на текущий учебный год.
Ход работы
Ознакомьтесь с содержанием § 15 учебника.
Укажите основание, согласно которому проис- ходит разделение планет на две группы.
Используя данные § 15 и приложения VI учеб- ника, охарактеризуйте группы планет по их физиче- ским характеристикам.
| Планеты земной группы | Планеты- гиганты |
Названия планет | | |
Диапазон значений плотности планет группы (кг/м3) | От до | От до |
Диапазон значений радиусов (в радиусах Земли) | От до | От до |
Диапазон значений масс (в массах Земли) | От до | От до |
Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:
По каким критериям планеты двух групп име- ют наиболее значимые отличия?
Плотности планет какой группы больше? Чем можно объяснить различия в плотности физических тел?
Используя данные § 15 учебника, охаракте- ризуйте физико-химические свойства каждой из групп планет Солнечной системы.
| Планеты земной группы | Планеты- гиганты |
Преобладающие хи- мические элементы и соединения вещества планет | | |
Агрегатное состоя- ние преобладающего вещества планет | | |
Преобладающие химические элементы атмосфер планет | | |
Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:
В чем состоит сходство химического состава планет двух групп?
В чем состоит различие химического состава планет двух групп?
На каком этапе формирования тел Солнечной системы, согласно рассмотренной ранее гипотезе, возникло различие в химическом составе планет двух групп?
Используя данные приложения VI учебника и «Школьный астрономический календарь» на теку- щий учебный год, исследуйте особенности взаимо- действия групп планет в гравитационно-взаимосвя- занной системе тел.
| Планеты земной группы | Планеты- гиганты |
Продолжительность суток | От до | От до |
Общее количество спутников | | |
Продолжительность года | | |
Проанализируйте указанные значения, ответив на вопрос: «По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?»
Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы, физических основах их различий и сходств.
Домашнее задание. § 15; практические задания.
Используя данные приложения VIII учебника, заполните таблицу, проанализировав значение запу- ска космических аппаратов.
Цель запуска КА | Год | Результат |
Исследование планет и их спутников | | |
Исследование комет, астероидов и межпла- нетного пространства | | |
Вывод на орбиту кос- мических телескопов | | |
Заполните таблицу, используя различные ис- точники информации.
Название станции | «Салют-1» — «Салют-7» | «Мир» | МКС |
Изображе- ние | | | |
Период работы на орбите | 1971— 1985 гг. | 1986— 2001 гг. | 2000 г. |
Окончание табл.
Название станции | «Салют-1» — «Салют-7» | «Мир» | МКС |
Назначе- ние | Самостоя- тельная КС, оборудован- ная для про- живания и организации работы | Центр управ- ления орби- тальным комплексом | Современ- ный много- функцио- нальный исследова- тельский центр |
Основные характери- стики | | | |
Научные исследова- ния, вы- полненные на борту | | | |
Наиболее важные данные, получен- ные с ее борта | | | |
Используя приложение IX «Указания к наблю- дениям лунной поверхности» и шестикратный би- нокль, осуществите наблюдение поверхности Луны. По результатам наблюдения заполните таблицу.
Графическое изображение наблюдаемой фазы Луны | |
Наблюдаемые невооруженным глазом моря | |
Наблюдаемые с помощью бинокля кратеры | |
Другие наблюдаемые объекты | |
Темы проектов
Самые высокие горы планет земной группы.
Фазы Венеры и Меркурия.
Задача для подготовки к ЕГЭ по физике
Космонавт на Земле притягивается к ней с силой 700 Н. С какой приблизительно силой он будет при- тягиваться к Марсу, находясь на его поверхности, если радиус Марса в 2 раза, а масса — в 10 раз мень- ше, чем у Земли?
Интернет-ресурсы
http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html — Планеты Солнечной системы.
http://www.youtube.com/watch?v=QxzConPeC 2k — Космос. Тела Солнечной системы.
1