СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 17

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие к переработанному под ФГОС учеб- нику «Астрономия. Базовый  уровень.  11  класс»  авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю использовать при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 17»


Урок 17. Две группы планет Цели урока

Личностные: проявлять готовность к самообра- зованию, ответственное отношение к учению, орга- низовывать самостоятельную познавательную дея- тельность.

Метапредметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения ха- рактеристик планет Солнечной системы, классифи- кации объектов.

Предметные: перечислять основные характери- стики планет, основания для их разделения на груп- пы, характеризовать планеты земной группы и пла- неты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия.

Основной материал

Внутригрупповая общность планет земной груп- пы и планет-гигантов по физическим характеристи- кам. Сходства и различия планет Солнечной систе- мы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отли- чаются.

Методические акценты урока. Методологическая ценность урока состоит в формировании навыков сравнительного анализа у учащихся, умения видеть за частными фактами и характеристиками базовые критерии сходства и различия объектов. Поэтому наиболее целесообразно выстроить урок в форме са-

мостоятельной работы. Предварительно необходимо актуализировать знания, используя вопросы к § 17 учебника, и предложить следующую практическую работу:

Практическая работа

«Две группы планет Солнечной системы»

Цель: исследовать характеристики планет Сол- нечной системы.

Используемые материалы: «Школьный астроно- мический календарь» на текущий учебный год.

Ход работы
  1. Ознакомьтесь с содержанием § 15 учебника.

  2. Укажите основание, согласно которому проис- ходит разделение планет на две группы.

  3. Используя данные § 15 и приложения VI учеб- ника, охарактеризуйте группы планет по их физиче- ским характеристикам.



Планеты земной группы

Планеты- гиганты

Названия планет



Диапазон значений плотности планет группы (кг/м3)


От до


От до

Диапазон значений радиусов (в радиусах Земли)


От до


От до

Диапазон значений масс (в массах Земли)

От до

От до

Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:

  1. По каким критериям планеты двух групп име- ют наиболее значимые отличия?

  2. Плотности планет какой группы больше? Чем можно объяснить различия в плотности физических тел?

  1. Используя данные § 15 учебника, охаракте- ризуйте физико-химические свойства каждой из групп планет Солнечной системы.



Планеты земной группы

Планеты- гиганты

Преобладающие хи- мические элементы и соединения вещества планет



Агрегатное состоя- ние преобладающего вещества планет



Преобладающие химические элементы атмосфер планет



Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:

  1. В чем состоит сходство химического состава планет двух групп?

  2. В чем состоит различие химического состава планет двух групп?

  3. На каком этапе формирования тел Солнечной системы, согласно рассмотренной ранее гипотезе, возникло различие в химическом составе планет двух групп?

  1. Используя данные приложения VI учебника и «Школьный астрономический календарь» на теку- щий учебный год, исследуйте особенности взаимо- действия групп планет в гравитационно-взаимосвя- занной системе тел.



Планеты земной группы

Планеты- гиганты

Продолжительность суток

От до

От до

Общее количество спутников



Продолжительность года



Проанализируйте указанные значения, ответив на вопрос: «По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?»

  1. Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы, физических основах их различий и сходств.

Домашнее задание. § 15; практические задания.

  1. Используя данные приложения VIII учебника, заполните таблицу, проанализировав значение запу- ска космических аппаратов.



Цель запуска КА

Год

Результат

Исследование планет и их спутников



Исследование комет, астероидов и межпла- нетного пространства



Вывод на орбиту кос- мических телескопов



  1. Заполните таблицу, используя различные ис- точники информации.


Название станции

«Салют-1»

«Салют-7»


«Мир»


МКС

Изображе- ние




Период работы на орбите

1971—

1985 гг.

1986—

2001 гг.

2000 г.

Окончание табл.


Название станции

«Салют-1»

«Салют-7»


«Мир»


МКС

Назначе- ние

Самостоя- тельная КС, оборудован- ная для про- живания и организации работы

Центр управ- ления орби- тальным комплексом

Современ- ный много- функцио- нальный исследова- тельский центр

Основные характери- стики




Научные исследова- ния, вы- полненные на борту




Наиболее важные данные, получен- ные с ее борта




  1. Используя приложение IX «Указания к наблю- дениям лунной поверхности» и шестикратный би- нокль, осуществите наблюдение поверхности Луны. По результатам наблюдения заполните таблицу.


Графическое изображение наблюдаемой фазы Луны


Наблюдаемые невооруженным глазом моря


Наблюдаемые

с помощью бинокля кратеры


Другие наблюдаемые объекты


Темы проектов
  1. Самые высокие горы планет земной группы.

  2. Фазы Венеры и Меркурия.

Задача для подготовки к ЕГЭ по физике

Космонавт на Земле притягивается к ней с силой 700 Н. С какой приблизительно силой он будет при- тягиваться к Марсу, находясь на его поверхности, если радиус Марса в 2 раза, а масса — в 10 раз мень- ше, чем у Земли?

Интернет-ресурсы

http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html — Планеты Солнечной системы.

http://www.youtube.com/watch?v=QxzConPeC 2k — Космос. Тела Солнечной системы.


1