Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения.
Цель: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.
Задачи:
-формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, объяснить смысл названия рассказа «Судьба человека»;
-развивать навыки анализа художественного произведения;
-показать роль детали в тексте;
-воспитывать неприятие войны, гуманное отношение к людям, чувство гордости за героев войны, уважение к их подвигам;
- создать атмосферу сотрудничества.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, портрет М.А. Шолохова, текст произведения, фрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
На экране фрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека» (Встреча с Ванюшкой)
- Какое событие в жизни двух людей увидели мы только что на экране?
(Встречу одиноких людей, их соединение)
- Чем была предопределена эта встреча, какие обстоятельства способствовали этому?
- Как вы считаете, почему рассказ М.Шолохова называется «Судьба человека?
- Какова тема нашего урока?
- Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего урока.
произведения Шолохова?
Актуализация знаний.
Слово о писателе (сообщение ученика)
История создания рассказа (сообщение ученика)
Анализ эпизода.
- Обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы)
- Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-жёлтый, серый цвет ранней весны)
- Символом чего является такое противопоставление? (На смену зиме с белой холодностью приходит тёплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
- Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
- О чём свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворённости и покоя)
- В рассказе описаны трагические события, но всё-таки здесь находится место горячему, жёлтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.
- Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их души. Жёлтый солнечный свет символизирует наступающее счастье)
- А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
- Назовите фразы, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы, человек несгибаемой воли)
- Что подчёркивает автор, называя в последних строчках рассказа героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстаёт былинным богатырём, не является человеком со сверхспособностями. Он обычный человек, такой, как все.)
- А что подразумевает автор под словами «ураган невиданной силы», который забросил героев в чужие края? (подразумевает судьбу)
- Давайте разберёмся с понятием «судьба». Что это?
Словарная работа. Работа со словарём С.Ожегова.
(Индивид уальное задание, заранее подготовленное дома, осуществляет один ученик)
Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
2. Доля, участь;
3. История существования кого-нибудь, чего-нибудь;
4. Будущее, то, что случится.
- В каком значении употреблено слова судьба, применимое к герою рассказа, мы узнаем, пройдя вместе с Андреем Соколовым его жизненный путь.
III. Исследовательская работа.Выполнение работы в группах.
(Во время работы тихо звучит любимая песня М.Шукшина «Враги сожгли родную хату» в исполнении А.Маршала)
Первая группа. « Жизнь до войны». Задание:
Кратко рассказать о семье А.Соколова.
В чём, по вашему мнению, видит Андрей Соколов своё счастье?
Чего не может простить себе Андрей Соколов?
На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, заключён смысл человеческого счастья А.Соколова.
Вторая группа. «Плен. В церкви». Задание:
Кратко рассказать об отношении фашистов к пленным.
Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие типы человеческого поведения в бесчеловечных условиях?
Какая жизненная позиция, по вашему мнению, близка Андрею Соколову?
На постере записать цитату из отрывка, в которой, на ваш взгляд, понятно, как относится Андрей Соколов к людям, преданным своему делу, несмотря ни на какие обстоятельства.
Третья группа. «Плен. Поединок с Мюллером». Задание:
Зачем Мюллеру понадобился перед казнью ритуал с выпивкой?
В каком физическом состоянии находится герой, почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека, мужчины, солдата?
Четвёртая группа. «Встреча с Ванюшкой». Задание:
Какое событие из военной жизни стало для героя самым страшным? Кратко рассказать.
Как мог поступить человек, попавший в такую ситуацию? Что с ним могло случиться?
Как вы понимаете фразу, которой автор описывает глаза А. Соколова: «Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть»?
Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова?
Выпишите на постер цитату, в которой, на ваш взгляд, заключен смысл жизни А.Соколова после встречи с Ванюшкой.
Защита работ.
Защищают лидеры групп. В центре доски расположена «ладошка». К каждому «пальцу» лидеры групп прикрепляют постер с цитатой. К последнему «пальцу» учитель прикрепляет пустой лист.
V. Вывод.
- В каком значении слово судьба употреблено в названии рассказа?
(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
- Что вынес из этой войны солдат, с какими чувствами он будет жить дальше? (С любовью, добротой, человеческим достоинством)
Учитель записывает слова любовь, доброта, человеческое достоинство на пустом листе, ранее прикреплённому на доску)
VI. Рефлексия. Синквейн со словом «судьба».
1. Судьба.
2. Жестокая, горемычная.
3. Испытывает, наказывает, благословляет.
4. С судьбой не поспоришь.
5. Доля.
Другой возможный вариант синквейна.
Судьба.
Тяжёлая, непредсказуемая.
Бьёт, наказывает, дарует.
От судьбы не уйдёшь.
Рок.
VII. Домашнее задание
1. Написать сочинение на тему «В чём сила русского характера» на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
Или
2. Подготовить пересказ понравившегося эпизода из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
Список литературы:
1.Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе Х1Х в. 10 кл. /М.: ВАКО, 2009 г.
2.Беляева, Иллюминарская, Поурочные разработки по литературе Х1Х в. 10 кл. /М.: 2009 г.
3. Рабочая программа по литературе для ОУ (10-11 классы) Т.Ф.Курдюмова, 2013 Т. Ф. Курдюмова, Литература 11 класс, М. Дрофа, 2014 г.
4. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Литература. 10 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2011г.
5. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Литература. 10 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2010г.
6. В.А. Основина. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. – г. Ульяновск, 2008 г.
7. Михаил Шолохов. "Судьба человека». Издательство "Художественная литература", Москва, 1983