Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)
Жизнь творчество личность
БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ
Михаил Александрович ШОЛОХОВ
родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин Донецкого района Области Войска Донского – ныне Шолоховский район Ростовской области
СТАНИЦА ВЁШЕНСКАЯ
начало 20 века
РОДИТЕЛИ
- Отец – Александр Михайлович ШОЛОХОВ – разночинец, выходец из Рязанской губернии, был скупщиком скота, служил приказчиком, управляющим;
- Мать – Анастасия Даниловна ЧЕРНИКОВА – полуказачка-полукрестьянка, дочь крепостного, пришедшего на Дон с Черниговщины. Была насильно выдана замуж помещицей Поповой за сына казачьего атамана Кузнецова. Впоследствии покинула супруга и ушла к Шолохову;
- Их сын Михаил при рождении был записан на фамилию Кузнецов, только после смерти официального мужа в 1912 году родители смогли обвенчаться и Михаил получил фамилию Шолохов
РОДНЫЕ МЕСТА ПИСАТЕЛЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
- Домашнее обучение на хуторе Каргинском, где отец служил управляющим;
- В 1914 году - учеба в Москве в подготовительном классе мужской гимназии;
- С 1915 по 1918 год – гимназия города Богучара Воронежской губернии, окончил 4 класса, перед приходом в город немецких войск бросил учебу;
- В 1921 году окончил налоговые курсы и служил продовольственным инспектором, затем участвовал в продразверстке.
- 31 августа 1922 года станичный налогоинспектор М.Шолохов был арестован и приговорен к расстрелу. «А потом пришли и выпустили…»
МОСКВА
- Работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком;
- Занимался самообразованием;
- Участвовал в литературной группе «Молодая гвардия»;
- В 1924 году опубликовал первый рассказ «Родинка»
СЕМЬЯ
- В 1924 году обвенчался с Марией Громославской, дочерью бывшего станичного атамана;
- 1926 – дочь Светлана;
- 1930 – сын Александр;
- 1935 – сын Михаил;
- 1938 – дочь Мария
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
- В годы войны М.А.Шолохов был военным корреспондентом от газеты «Правда», в конце войны стал полковником;
- В 1942 году в «Правде» опубликован рассказ «Наука ненависти»
1928-1940
«ТИХИЙ ДОН»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.
Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.
1942-1969
«ОНИ
СРАЖАЛИСЬ
ЗА РОДИНУ»
1932-1959
1956
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
До конца жизни жил в Вешенской, с 1960-х фактически ото-шел от литерату-ры; Увлекся охотой и рыб- ной ловлей;
Умер писатель 21 февраля 1984 года, похоронен на родине
«Судьба человека»
О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону с высоким сутуловатым человеком, глаза которого «словно присыпаны пеплом» и наполнены «неизбывной смертной тоской», с необычайной художественной силой говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе «Судьба человека» (1956 г.)
Вставал вопрос в любые времена- Что жизнь такое? Для чего она? Сто мудрецов на то ответ искали У звезд, богов, земли, воды, огня. А что известно? То же, что вначале- На старой тайне старая броня. Так, может, надо подойти иначе К известно не решаемой задаче И суть в другом аспекте изложить- Раз есть она, то как её прожить? Н.М.Грибачёв «Условия задачи»
Жанр произведения . Композиция
« Судьба человека » - рас–
сказ-эпопея.В нем отражен
критический момент в жиз-
ни страны, судьбе народа.
Рассказ имеет к ольцевую
композицию : он начинается
со встречи автора со слу-
чайными попутчиками и за-
вершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествов-а-ние от имени главного ге-роя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.
Смысл названия рассказа
Судьба главного героя – это судьба солдата ,
п рошедшего жесто-чайшие испытания в годы Великой
Отечественной вой-ны.
Значение рассказа « Судьба человека »
Шолохов в рассказе раскрывает
весь ужас войны, самые траги-ческие её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, гибель сына
в День Победы.
Выбор у честного человека мо-жет быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.
Викторинапо произведению М.А.Шолохова « Судьба человека »
1. Жанр произведения:
а) быль;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Избрав такое название своего рассказа,
Шолохов повествует:
а) о судьбе Андрея Соколова;
б) о судьбе одного из многих русских солдат;
в) о судьбе всего человечества в целом.
3. Композиция произведения:
а) рассказ в рассказе (рамочная);
б) кольцевая;
в) последовательная.
4. Андрей Соколов, попав в плен:
а) смирился со своей судьбой и надеялся на
скорое освобождение советскими войсками;
б) старался выполнять всю работу без нареканий;
в) всегда думал о побеге.
5. По признанию героя, на допросе у коменданта
лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:
а) не был голоден;
б) хотел поделиться с пленными;
в) показал врагам достоинство и гордость
солдата.
6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил
Ваню:
а) хотел помочь мальчику;
б) думал, что забудет собственное горе;
в) был потрясён трагической судьбой мальчика .
БЛАГОДАРНЫЕ ЧИТАТЕЛИ- –ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ
ДОНСКИЕ КАЗАКИ СЕГОДНЯ
ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
«ЗА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ СИЛУ И ЦЕЛЬНОСТЬ ЭПОСА О ДОНСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ В ПЕРЕЛОМНОЕ ДЛЯ РОССИИ ВРЕМЯ»
Использованные ресурсы
- www. yandex. r u
- www. uchportal. ru
3 . Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество
М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.
4. К/ф С. Бондарчука «Судьба человека» М., «Мосфильм»
1959.
5. Видеоматериалы и сетевые видеосерв исы в работе
учителя: Практическое пособие/ (Е.В. Бурдюкова и др.
под ред. Я.С. Быховского). – М. БИНОМ. Лаборатория
знаний. 2008.
6. Станица Вешенская: https://www.google.ru /pohodd.ru : вешенская,
7.Семья Шолохова М.А.: https://www.google.ru :, шолохов, 467px;
8.Памятник Шолохову в Москве: https://www.google.ru : 200px_Michail_Sholokhov;