СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность»

Михаил Александрович Шолохов  (1905-1984) Жизнь     творчество      личность

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

Жизнь творчество личность

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ  Михаил Александрович ШОЛОХОВ  родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин Донецкого района Области Войска Донского – ныне Шолоховский район Ростовской области

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ

Михаил Александрович ШОЛОХОВ

родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин Донецкого района Области Войска Донского – ныне Шолоховский район Ростовской области

СТАНИЦА ВЁШЕНСКАЯ начало 20 века

СТАНИЦА ВЁШЕНСКАЯ

начало 20 века

РОДИТЕЛИ Отец – Александр Михайлович ШОЛОХОВ – разночинец, выходец из Рязанской губернии, был скупщиком скота, служил приказчиком, управляющим; Мать – Анастасия Даниловна ЧЕРНИКОВА – полуказачка-полукрестьянка, дочь крепостного, пришедшего на Дон с Черниговщины. Была насильно выдана замуж помещицей Поповой за сына казачьего атамана Кузнецова. Впоследствии покинула супруга и ушла к Шолохову; Их сын Михаил при рождении был записан на фамилию Кузнецов, только после смерти официального мужа в 1912 году родители смогли обвенчаться и Михаил получил фамилию Шолохов

РОДИТЕЛИ

  • Отец – Александр Михайлович ШОЛОХОВ – разночинец, выходец из Рязанской губернии, был скупщиком скота, служил приказчиком, управляющим;
  • Мать – Анастасия Даниловна ЧЕРНИКОВА – полуказачка-полукрестьянка, дочь крепостного, пришедшего на Дон с Черниговщины. Была насильно выдана замуж помещицей Поповой за сына казачьего атамана Кузнецова. Впоследствии покинула супруга и ушла к Шолохову;
  • Их сын Михаил при рождении был записан на фамилию Кузнецов, только после смерти официального мужа в 1912 году родители смогли обвенчаться и Михаил получил фамилию Шолохов
РОДНЫЕ МЕСТА ПИСАТЕЛЯ

РОДНЫЕ МЕСТА ПИСАТЕЛЯ

ОБРАЗОВАНИЕ Домашнее обучение на хуторе Каргинском, где отец служил управляющим; В 1914 году - учеба в Москве в подготовительном классе мужской гимназии; С 1915 по 1918 год – гимназия города Богучара Воронежской губернии, окончил 4 класса, перед приходом в город немецких войск бросил учебу; В 1921 году окончил налоговые курсы и служил продовольственным инспектором, затем участвовал в продразверстке. 31 августа 1922 года станичный налогоинспектор М.Шолохов был арестован и приговорен к расстрелу. «А потом пришли и выпустили…»

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Домашнее обучение на хуторе Каргинском, где отец служил управляющим;
  • В 1914 году - учеба в Москве в подготовительном классе мужской гимназии;
  • С 1915 по 1918 год – гимназия города Богучара Воронежской губернии, окончил 4 класса, перед приходом в город немецких войск бросил учебу;
  • В 1921 году окончил налоговые курсы и служил продовольственным инспектором, затем участвовал в продразверстке.
  • 31 августа 1922 года станичный налогоинспектор М.Шолохов был арестован и приговорен к расстрелу. «А потом пришли и выпустили…»

МОСКВА  Работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком; Занимался самообразованием; Участвовал в литературной группе «Молодая гвардия»; В 1924 году опубликовал первый рассказ «Родинка»

МОСКВА

  • Работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком;
  • Занимался самообразованием;
  • Участвовал в литературной группе «Молодая гвардия»;
  • В 1924 году опубликовал первый рассказ «Родинка»
СЕМЬЯ В 1924 году обвенчался с Марией Громославской, дочерью бывшего станичного атамана; 1926 – дочь Светлана; 1930 – сын Александр; 1935 – сын Михаил; 1938 – дочь Мария

СЕМЬЯ

  • В 1924 году обвенчался с Марией Громославской, дочерью бывшего станичного атамана;
  • 1926 – дочь Светлана;
  • 1930 – сын Александр;
  • 1935 – сын Михаил;
  • 1938 – дочь Мария
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В годы войны М.А.Шолохов был военным корреспондентом от газеты «Правда», в конце войны стал полковником; В 1942 году в «Правде» опубликован рассказ «Наука ненависти»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

  • В годы войны М.А.Шолохов был военным корреспондентом от газеты «Правда», в конце войны стал полковником;
  • В 1942 году в «Правде» опубликован рассказ «Наука ненависти»
1928-1940 «ТИХИЙ ДОН» ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда. 1942-1969 «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» 1932-1959 1956

1928-1940

«ТИХИЙ ДОН»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.

Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.

1942-1969

«ОНИ

СРАЖАЛИСЬ

ЗА РОДИНУ»

1932-1959

1956

   ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ   До конца жизни жил в Вешенской, с 1960-х фактически ото-шел от литерату-ры; Увлекся охотой и рыб- ной ловлей; Умер писатель 21 февраля 1984 года, похоронен на родине

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

До конца жизни жил в Вешенской, с 1960-х фактически ото-шел от литерату-ры; Увлекся охотой и рыб- ной ловлей;

Умер писатель 21 февраля 1984 года, похоронен на родине

«Судьба человека»  О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону с высоким сутуловатым человеком, глаза которого «словно присыпаны пеплом» и наполнены «неизбывной смертной тоской», с необычайной художественной силой говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе «Судьба человека» (1956 г.)

«Судьба человека»

О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону с высоким сутуловатым человеком, глаза которого «словно присыпаны пеплом» и наполнены «неизбывной смертной тоской», с необычайной художественной силой говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе «Судьба человека» (1956 г.)

Вставал вопрос в любые времена-  Что жизнь такое? Для чего она?  Сто мудрецов на то ответ искали  У звезд, богов, земли, воды, огня.  А что известно? То же, что вначале-  На старой тайне старая броня.  Так, может, надо подойти иначе  К известно не решаемой задаче  И суть в другом аспекте изложить-  Раз есть она, то как её прожить?   Н.М.Грибачёв «Условия задачи»

Вставал вопрос в любые времена- Что жизнь такое? Для чего она? Сто мудрецов на то ответ искали У звезд, богов, земли, воды, огня. А что известно? То же, что вначале- На старой тайне старая броня. Так, может, надо подойти иначе К известно не решаемой задаче И суть в другом аспекте изложить- Раз есть она, то как её прожить? Н.М.Грибачёв «Условия задачи»

Жанр произведения . Композиция « Судьба человека » - рас– сказ-эпопея.В нем отражен  критический момент в жиз- ни страны, судьбе народа. Рассказ имеет к ольцевую композицию : он начинается  со встречи автора со слу- чайными попутчиками и за- вершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествов-а-ние от имени главного ге-роя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.

Жанр произведения . Композиция

« Судьба человека » - рас–

сказ-эпопея.В нем отражен

критический момент в жиз-

ни страны, судьбе народа.

Рассказ имеет к ольцевую

композицию : он начинается

со встречи автора со слу-

чайными попутчиками и за-

вершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествов-а-ние от имени главного ге-роя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.

 Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата ,   п рошедшего жесто-чайшие  испытания в годы Великой  Отечественной вой-ны.

Смысл названия рассказа

Судьба главного героя – это судьба солдата ,

п рошедшего жесто-чайшие испытания в годы Великой

Отечественной вой-ны.

 Значение рассказа  « Судьба человека »    Шолохов в рассказе раскрывает весь ужас войны, самые траги-ческие её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, гибель сына в День Победы. Выбор у честного человека мо-жет быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.

Значение рассказа « Судьба человека »

Шолохов в рассказе раскрывает

весь ужас войны, самые траги-ческие её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, гибель сына

в День Победы.

Выбор у честного человека мо-жет быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.

Викторинапо произведению М.А.Шолохова « Судьба человека » 1. Жанр произведения:    а) быль;    б) рассказ;     в) повесть. 2. Избрав такое название своего рассказа,  Шолохов повествует:    а) о судьбе Андрея Соколова;  б) о судьбе одного из многих русских солдат;  в) о судьбе всего человечества в целом.  3. Композиция произведения: а) рассказ в рассказе (рамочная);   б) кольцевая;   в) последовательная.

Викторинапо произведению М.А.Шолохова « Судьба человека »

1. Жанр произведения:

а) быль;

б) рассказ;

в) повесть.

2. Избрав такое название своего рассказа,

Шолохов повествует:

а) о судьбе Андрея Соколова;

б) о судьбе одного из многих русских солдат;

в) о судьбе всего человечества в целом.

3. Композиция произведения:

а) рассказ в рассказе (рамочная);

б) кольцевая;

в) последовательная.

4. Андрей Соколов, попав в плен: а) смирился со своей судьбой и надеялся на  скорое освобождение советскими войсками; б) старался выполнять всю работу без нареканий;  в) всегда думал о побеге.  5. По признанию героя, на допросе у коменданта  лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:  а) не был голоден;  б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость  солдата.  6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил  Ваню: а) хотел помочь мальчику; б) думал, что забудет собственное горе; в) был потрясён трагической судьбой мальчика .

4. Андрей Соколов, попав в плен:

а) смирился со своей судьбой и надеялся на

скорое освобождение советскими войсками;

б) старался выполнять всю работу без нареканий;

в) всегда думал о побеге.

5. По признанию героя, на допросе у коменданта

лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:

а) не был голоден;

б) хотел поделиться с пленными;

в) показал врагам достоинство и гордость

солдата.

6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил

Ваню:

а) хотел помочь мальчику;

б) думал, что забудет собственное горе;

в) был потрясён трагической судьбой мальчика .

БЛАГОДАРНЫЕ ЧИТАТЕЛИ-  –ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ

БЛАГОДАРНЫЕ ЧИТАТЕЛИ- –ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ

ДОНСКИЕ КАЗАКИ СЕГОДНЯ

ДОНСКИЕ КАЗАКИ СЕГОДНЯ

ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ   «ЗА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ СИЛУ И ЦЕЛЬНОСТЬ ЭПОСА О ДОНСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ В ПЕРЕЛОМНОЕ ДЛЯ РОССИИ ВРЕМЯ»

ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

«ЗА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ СИЛУ И ЦЕЛЬНОСТЬ ЭПОСА О ДОНСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ В ПЕРЕЛОМНОЕ ДЛЯ РОССИИ ВРЕМЯ»

Использованные ресурсы www.  yandex. r u www. uchportal. ru  3 . Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество  М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г. 4. К/ф С. Бондарчука «Судьба человека» М., «Мосфильм»  1959. 5. Видеоматериалы и сетевые видеосерв исы в работе  учителя: Практическое пособие/ (Е.В. Бурдюкова и др.  под ред. Я.С. Быховского). – М. БИНОМ. Лаборатория  знаний. 2008. 6. Станица Вешенская: https://www.google.ru /pohodd.ru : вешенская, 7.Семья Шолохова М.А.: https://www.google.ru :, шолохов, 467px; 8.Памятник Шолохову в Москве: https://www.google.ru : 200px_Michail_Sholokhov;

Использованные ресурсы

  • www. yandex. r u
  • www. uchportal. ru

3 . Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество

М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.

4. К/ф С. Бондарчука «Судьба человека» М., «Мосфильм»

1959.

5. Видеоматериалы и сетевые видеосерв исы в работе

учителя: Практическое пособие/ (Е.В. Бурдюкова и др.

под ред. Я.С. Быховского). М. БИНОМ. Лаборатория

знаний. 2008.

6. Станица Вешенская: https://www.google.ru /pohodd.ru : вешенская,

7.Семья Шолохова М.А.: https://www.google.ru :, шолохов, 467px;

8.Памятник Шолохову в Москве: https://www.google.ru : 200px_Michail_Sholokhov;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!