СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 91. М. Горький "Старуха Изергиль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Романтический пафос рассказа. 2. Композиция. 3. Роль пейзажа. 4. Портреты героев, смысл сопоставления образов, сравнительная характеристика образов в виде таблицы. 5. Художественное своеобразие рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 91. М. Горький "Старуха Изергиль"»

Вопрос № 91. «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа. Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль

Ранние революционно-романтические произведения Горького создавались в 1892—1899 годах. Это «Ма­кар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и другие. В это же время создавались и реалистиче­ские рассказы «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Дед Архип и Ленька», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и другие.

Романтический пафос рассказа

Для поэтики раннего Горького характерно сочетание реалистического элемента с романтическим. Некоторые ос-сти поэт. мира Горького, сближающие его с предшествующими поколениями романтиков.

1. Повышенный интерес к образам природы. Природа — с одной стороны, важная философская тема, с другой стороны — это мир сим­волов, актуальных для писателя-романтика. Человек — «природное» существо, изуродованное городом и совре­менной цивилизацией («дети природы» у Горького — бедные, но гордые «босяки», исполненные внутренней гармонии и мудрости цыгане).

2. Равнодушие «пролетарского писа­теля» Горького к быту. Изображая «босяков», Горький отказывается от воспроизведения бытовых деталей. Мы можем составить представление об образе жизни бося­ков, только исходя из внутренней динамиики характеров и событий.

3. Некоторые характеры выписаны резкими, контрастными, «черно-белыми» красками. Однако, в отличие от настоящих романтиков, Горький поэтизирует не зло, а добро, поэтому отрицательные герои получают одно­значное осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

4. Образ «лишнего человека» романт. эпохи — это Ларра, сын женщины и орла. Его, как и пушкинского Алеко, изгоняют цыгане, что симво­лически означает отторгнутость от всего человечества. Но Ларра не обладает чертами «страдающего эгоиста». Ларра — воплощение цинизма и агрессивного индивидуализма. Противоположность Ларры — Данко, другой полюс широкого спектра духовных возможностей Человека (героизм, самопожертвование).

5. Романтизм Горького отличается социальной заост­ренностью и наличием положительного идеала. У Горь­кого акцент делается не на «двоемирии» (где потусторонний мир ценностно выше реального) и недостижимости идеала, а на создании положит. образа, который мог бы стать примером для читателя.

6. В поэтическом мире Горького очень важна символика тьмы и света. Она имеет романт. происхождение, но у Горького положит. герой ассоциируется не с тьмой, а со светом (пример — Данко). Важным символом в рассказе «Старуха Изергиль» является тень это тоже глубоко романтиче­ский по природе образ. К романтической традиции от­носится и тема леса (сюжет о Данко), и метафора горя­щего сердца, и образы птиц (Сокол, Буревестник, Чиж, Дятел, человек-орел Ларра).

7. Кроме символических образов, мы находим у раннего Горького более простые — аллегорические. Аллегория служит наглядности выражения идеи, помогает не слиш­ком образованному читателю добраться до сути писа­тельской мысли. Аллегорическими можно назвать об­разы Сокола и Ужа. Вспомните «калмыцкую сказку» Пугачева, животных из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, басен И. А. Крылова. Общим признаком всех упомянутых тек­стов является установка на «простоту» и наглядность изображения.

8. Ницшеанские мотивы. Прежде всего это мечта о сильном и красивом сверхчеловеке будущего, который одновре­менно является возвращением к героическому человеку прошлого. Ницшеанской по духу является критика обывательской толпы, символически изображенной как «племя» в сюжете о Данко. Глубоко символично, что эти люди боялись идти в бой, потому что при них оставались «заветы», и если бы погибло все племя, то вместе с ним погибли бы и «заветы». Данко — воплощение исторического дерзно­вения. Толпа, по мысли автора, не достойна такого героя, как Данко. Это выражается в поступке человека из толпы, наступившего на горящее сердце Данко.

9. Композиция ранних рассказов Горького. Многие рас­сказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композицион­ную роль в них играет образ рассказчика. Типологиче­ски близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. (В чем сходство их характеров и жизненной фи­лософии? Подберите материал для ответа на этот во­прос.)

10. В основу романтических произве­дений положены сказки, легенды, народные сказания о необыкновенных героях, ярких личностях, исполненных небывалой энергии в своих чувствах и поступках. Ро­мантические рассказы родились из желания противо­поставить томительно однообразной жизни с ее духов­ной нищетой взлеты человеческого подвига, стремле­ние «к свободе, к свету», жажду самоотвержения ради счастья других.

11. Горький приподнимает своих роман­тических героев над бытом, над мелочностью и пошло­стью жизни. Они не удовлетворяются тем, что бывает достаточно для большинства. В легендах, рассказанных Старухой Изергиль, герои противостоят сообществу своих соплеменников.


Обратимся к пейзажу в рассказе “Старуха Изергиль”. ”Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, нездолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.

В р-зе “Старуха Изергиль” пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд. Он создает фон для ее рассказов. Этому замыслу подчинен и выбор изобраз. средств языка. В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: “странных очертаний и красок”, “чудной сказки”.

Романтический подход к описанию людей можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин “пыльные, черные” кудри, у всех женщин “темно-синие” глаза и волосы “шелковые и черные”, все люди “веселые”, “бронзовые” и “стройные”.

Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые - всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда - эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры - олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романт. произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения.


Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль

Герой первой легенды, Ларра, сын женщины и орла, считает себя первым на земле и хочет утвердить и уза­конить свою волю над людьми.

Герой убивает отверг­нувшую его девушку, за что люди изгоняют его из своей среды.

Племя устами ста­рейшин говорит, что человек за все, что имеет, «платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым». Люди поня­ли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, но видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поня­ли, на какое одиночество он обрекал себя». Через много лет он попытался убить себя, но «сломался нож — точно в камень ударили им». Не выдержав одиночества, он пытается покончить с собой, одна­ко всякий раз чудесным образом остается невредим: бессмертие становится для него наказанием. Он стал едва различимой тенью — «вот как был пора­жен человек за гордость!» — говорит Изергиль.

Конфликт человеческого сообщества и крайнего эго­изма и индивидуализма разрешен автором гумани­стически, в пользу гуманистических ценностей.


Герой второй легенды, Данко, «лучший из всех», ве­дет своих соплеменников к свободе.

Данко вопло­щает идеальный тип романтического героя — «Прометея». В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Д. играет роль вожака, который в критический момент ос­вещает темный путь светом своего горящего сердца, вырванного из груди. Однако, выйдя из леса, люди быстро забывают о по­гибшем ради них герое; о его горящем сердце напоминают, по словам Изергиль, лишь голубые искры, летающие по степи.


Когда же силы людей истощились, они, «усталые и злые», стали су­дить Данко. Сцена суда есть и в предыдущей легенде. Но там судят сына орла за преступление, и это суд правый. Здесь же судят вот за что: «Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!». «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ому ждать пощады от них. (...) Он любил людей и думал, что, мо­жет быть, без него они погибнут».

Он увлекает людей за собой зрелищем горящего сердца. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом вели­кой любви к людям...»

Своим пылающим сердцем он развеял и тьму леса, и тьму людской злобы и звериной тоски. Но, видно, не все сердца были восприимчивы к чуду горящего серд­ца. Люди не заметили смерти Данко и его сердца. «Только один осторожный человек заметил это и, бо­ясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...» — «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Человеческая природа, как ее видел и понимал Горь­кий, изображена двойственно в одной и другой леген­дах. Люди соединяют в себе и стремление к справед­ливости, и веру в нее, человеколюбие и жажду свободы. Но они же могут быть как звери, могут быть жестоки­ми и неблагодарными. Так что же такое человек? Во­прос остается нерешённым.



Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые - всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Только глаза Данко, горящие могучим огнем любви к людям, - единственная деталь портрета. Однако и она не конкретизирует ни одной черты характера, не создает индивидуальный облик человека. “Очи” Данко, в которых “ засверкали лучи могучего огня”, как и его пылающее сердце, - это атрибуты образа - символа, олицетворяющего самоотверженную, героическую любовь к людям. Обобщенный характер портрета подчеркивается афоризмом Изергиль: “Красивые – всегда смелы”. Эта фраза указывает на общий смысл образа, а не на его индивидуальные особенности. Герой-романтик впервые задуман как спаситель.

Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда - эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры - олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”. Отсюда - торжественная лексика и синтаксис, свойственный сказовым жанрам фольклора.

Рассмотрим отрывок из рассказа “Старуха Изергиль” с точки зрения его синтаксиса. “Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его, и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романтических произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа. Обособленные определения, обычно стоящие после определяемого слова, повторы отдельных слов и словосочетаний еще более усиливают общий напевный характер повествования.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения. Символические краски будут использоваться и в реалистических рассказах.



Изергиль — главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также две сказки (о Ларре и Данко). Композиционно «автобиография» И. располага­ется между сказками, и это подчеркивает, что героиня объеди­няет черты двух полярно противоположных сказочных персона­жей: крайний индивидуализм — и стремление к яркому и ис­ключительному, вплоть до самопожертвования (ср. ее афоризм: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подви­гам»). Внешний облик И., которая похожа на обтянутый кожей скелет, резко контрастирует с главной темой ее повествования: она рассказывает о любви, которая была основным содержанием ее жизни. Фабула рассказа представляет собой историю смены любовников И.: рыбак с Прута; разбойник-гуцул; турок — хозя­ин гарема, где жила И.; его шестнадцатилетний сын, с которым И. бежала; монах-поляк, который из-за И. покидает монастырь. В Польше И. становится проституткой; затем влюбляется в шляхтича Аркадэка, которого затем спасает из плена, убив ча­сового. Подобно Ларре и Данко, И. предстает бесплотной тенью тех времен, когда, по ее словам, «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше».


Стоящее между легендами повествование Изергиль о своей молодости, о своих возлюбленных как бы со­единяет обе легенды и, не заземляя их возвышенного символического смысла, проводит параллель с реаль­ностью. Те, кого любила Изергиль, — борцы за свобо­ду, самоотверженные, героические личности. Да и она сама, самозабвенно преданная любимому человеку, то­же выглядит незаурядной. Есть, есть героическое на­чало в человеческой душе, — говорит автор. Не пото­му ли и легенды эти сохранились в человеческой па­мяти, что жива тяга к возвышенному, к героическому, что человек не удовлетворяется серой повседневностью?


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Ларра

Убил девушку

Она его отвергла

В племени

Считал себя лучше других

Данко

Вырвал своё сердце и указал до­рогу людям

Появился страх сре­ди людей

В лесу

Чтобы помочь людям

Изергиль

Любила жить кра­сиво

Пока была мо­лода

В разных мес­тах, где были любимые ею мужчины

Чтобы быть счастливой

Художественное своеобразие этих рассказов не толь­ко в оригинальности проблематики и характеров ге­роев. Горьким найдена форма, в которой повествова­ние о героях поднимается на уровень надысторического обобщения и символа, стоящего вне времени. Старуха Изергиль — но­ситель многовекового обобщенного человеческого опы­та, который передается следующему поколению как философия жизни, как пример нравственной высоты и немеркнущей красоты человеческого духа. Слуша­тель — повествователь-проходящий — человек нового времени, который впитывает мудрость веков и прини­мает справедливые упреки в несовершенстве современ­ного устройства жизни.

Степь, костер, море — это романтический пейзаж. Разговор с рассказчиком сра­зу, с первых же фраз приобретает философскую высоту.

В рас­сказе «Старуха Изергиль» читателю предлагается как от­рицательный (Ларра), так и положительный (Данко) об­разы «сверхчеловека». Где-то в промежутке между ними располагаются старуха Изергиль (более или менее свя­занная с реальным миром) и условно-символическое «племя» из легенды. В Ларре, Данко и племени вопло­щаются не реальные, а потенциальные возможности че­ловека. Путь старухи Изергиль— пример реализации этих разнообразных возможностей.

В обществе всегда были люди, самоотверженно отдающие себя на пользу отечеству, народу, родным и близким людям. Вспомним герои­ню стихотворения в прозе И. С. Тургенева Юлию Вревскую, которая умерла в тифозном бараке, помогая нуждающимся. Данко — символ человека, пожертвовавшего собой во имя любви к людям. Не надо ждать благодарности от людей: если ты — Данко, то награда герою в самом подвиге, как наказание эгоисту Ларре в нём самом. Среди нас есть эгоисты, гордецы, есть лицемеры, есть люди, живущие для себя, для своего удовольствия, как Изергиль. Каждый выбирает сам себе судьбу.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!