Вопрос № 91. «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа. Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль
Ранние революционно-романтические произведения Горького создавались в 1892—1899 годах. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и другие. В это же время создавались и реалистические рассказы «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Дед Архип и Ленька», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и другие.
Романтический пафос рассказа
Для поэтики раннего Горького характерно сочетание реалистического элемента с романтическим. Некоторые ос-сти поэт. мира Горького, сближающие его с предшествующими поколениями романтиков.
1. Повышенный интерес к образам природы. Природа — с одной стороны, важная философская тема, с другой стороны — это мир символов, актуальных для писателя-романтика. Человек — «природное» существо, изуродованное городом и современной цивилизацией («дети природы» у Горького — бедные, но гордые «босяки», исполненные внутренней гармонии и мудрости цыгане).
2. Равнодушие «пролетарского писателя» Горького к быту. Изображая «босяков», Горький отказывается от воспроизведения бытовых деталей. Мы можем составить представление об образе жизни босяков, только исходя из внутренней динамиики характеров и событий.
3. Некоторые характеры выписаны резкими, контрастными, «черно-белыми» красками. Однако, в отличие от настоящих романтиков, Горький поэтизирует не зло, а добро, поэтому отрицательные герои получают однозначное осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.
4. Образ «лишнего человека» романт. эпохи — это Ларра, сын женщины и орла. Его, как и пушкинского Алеко, изгоняют цыгане, что символически означает отторгнутость от всего человечества. Но Ларра не обладает чертами «страдающего эгоиста». Ларра — воплощение цинизма и агрессивного индивидуализма. Противоположность Ларры — Данко, другой полюс широкого спектра духовных возможностей Человека (героизм, самопожертвование).
5. Романтизм Горького отличается социальной заостренностью и наличием положительного идеала. У Горького акцент делается не на «двоемирии» (где потусторонний мир ценностно выше реального) и недостижимости идеала, а на создании положит. образа, который мог бы стать примером для читателя.
6. В поэтическом мире Горького очень важна символика тьмы и света. Она имеет романт. происхождение, но у Горького положит. герой ассоциируется не с тьмой, а со светом (пример — Данко). Важным символом в рассказе «Старуха Изергиль» является тень — это тоже глубоко романтический по природе образ. К романтической традиции относится и тема леса (сюжет о Данко), и метафора горящего сердца, и образы птиц (Сокол, Буревестник, Чиж, Дятел, человек-орел Ларра).
7. Кроме символических образов, мы находим у раннего Горького более простые — аллегорические. Аллегория служит наглядности выражения идеи, помогает не слишком образованному читателю добраться до сути писательской мысли. Аллегорическими можно назвать образы Сокола и Ужа. Вспомните «калмыцкую сказку» Пугачева, животных из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, басен И. А. Крылова. Общим признаком всех упомянутых текстов является установка на «простоту» и наглядность изображения.
8. Ницшеанские мотивы. Прежде всего это мечта о сильном и красивом сверхчеловеке будущего, который одновременно является возвращением к героическому человеку прошлого. Ницшеанской по духу является критика обывательской толпы, символически изображенной как «племя» в сюжете о Данко. Глубоко символично, что эти люди боялись идти в бой, потому что при них оставались «заветы», и если бы погибло все племя, то вместе с ним погибли бы и «заветы». Данко — воплощение исторического дерзновения. Толпа, по мысли автора, не достойна такого героя, как Данко. Это выражается в поступке человека из толпы, наступившего на горящее сердце Данко.
9. Композиция ранних рассказов Горького. Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. (В чем сходство их характеров и жизненной философии? Подберите материал для ответа на этот вопрос.)
10. В основу романтических произведений положены сказки, легенды, народные сказания о необыкновенных героях, ярких личностях, исполненных небывалой энергии в своих чувствах и поступках. Романтические рассказы родились из желания противопоставить томительно однообразной жизни с ее духовной нищетой взлеты человеческого подвига, стремление «к свободе, к свету», жажду самоотвержения ради счастья других.
11. Горький приподнимает своих романтических героев над бытом, над мелочностью и пошлостью жизни. Они не удовлетворяются тем, что бывает достаточно для большинства. В легендах, рассказанных Старухой Изергиль, герои противостоят сообществу своих соплеменников.
Обратимся к пейзажу в рассказе “Старуха Изергиль”. ”Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, нездолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.
В р-зе “Старуха Изергиль” пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд. Он создает фон для ее рассказов. Этому замыслу подчинен и выбор изобраз. средств языка. В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: “странных очертаний и красок”, “чудной сказки”.
Романтический подход к описанию людей можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин “пыльные, черные” кудри, у всех женщин “темно-синие” глаза и волосы “шелковые и черные”, все люди “веселые”, “бронзовые” и “стройные”.
Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые - всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда - эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры - олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”.
Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романт. произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа.
Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения.
Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль
Герой первой легенды, Ларра, сын женщины и орла, считает себя первым на земле и хочет утвердить и узаконить свою волю над людьми.
Герой убивает отвергнувшую его девушку, за что люди изгоняют его из своей среды.
Племя устами старейшин говорит, что человек за все, что имеет, «платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым». Люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, но видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя». Через много лет он попытался убить себя, но «сломался нож — точно в камень ударили им». Не выдержав одиночества, он пытается покончить с собой, однако всякий раз чудесным образом остается невредим: бессмертие становится для него наказанием. Он стал едва различимой тенью — «вот как был поражен человек за гордость!» — говорит Изергиль.
Конфликт человеческого сообщества и крайнего эгоизма и индивидуализма разрешен автором гуманистически, в пользу гуманистических ценностей.
Герой второй легенды, Данко, «лучший из всех», ведет своих соплеменников к свободе.
Данко воплощает идеальный тип романтического героя — «Прометея». В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Д. играет роль вожака, который в критический момент освещает темный путь светом своего горящего сердца, вырванного из груди. Однако, выйдя из леса, люди быстро забывают о погибшем ради них герое; о его горящем сердце напоминают, по словам Изергиль, лишь голубые искры, летающие по степи.
Когда же силы людей истощились, они, «усталые и злые», стали судить Данко. Сцена суда есть и в предыдущей легенде. Но там судят сына орла за преступление, и это суд правый. Здесь же судят вот за что: «Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!». «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ому ждать пощады от них. (...) Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
Он увлекает людей за собой зрелищем горящего сердца. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям...»
Своим пылающим сердцем он развеял и тьму леса, и тьму людской злобы и звериной тоски. Но, видно, не все сердца были восприимчивы к чуду горящего сердца. Люди не заметили смерти Данко и его сердца. «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...» — «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»
Человеческая природа, как ее видел и понимал Горький, изображена двойственно в одной и другой легендах. Люди соединяют в себе и стремление к справедливости, и веру в нее, человеколюбие и жажду свободы. Но они же могут быть как звери, могут быть жестокими и неблагодарными. Так что же такое человек? Вопрос остается нерешённым.
Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые - всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Только глаза Данко, горящие могучим огнем любви к людям, - единственная деталь портрета. Однако и она не конкретизирует ни одной черты характера, не создает индивидуальный облик человека. “Очи” Данко, в которых “ засверкали лучи могучего огня”, как и его пылающее сердце, - это атрибуты образа - символа, олицетворяющего самоотверженную, героическую любовь к людям. Обобщенный характер портрета подчеркивается афоризмом Изергиль: “Красивые – всегда смелы”. Эта фраза указывает на общий смысл образа, а не на его индивидуальные особенности. Герой-романтик впервые задуман как спаситель.
Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда - эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры - олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”. Отсюда - торжественная лексика и синтаксис, свойственный сказовым жанрам фольклора.
Рассмотрим отрывок из рассказа “Старуха Изергиль” с точки зрения его синтаксиса. “Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его, и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”.
Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романтических произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа. Обособленные определения, обычно стоящие после определяемого слова, повторы отдельных слов и словосочетаний еще более усиливают общий напевный характер повествования.
Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения. Символические краски будут использоваться и в реалистических рассказах.
Изергиль — главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также две сказки (о Ларре и Данко). Композиционно «автобиография» И. располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм — и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования (ср. ее афоризм: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам»). Внешний облик И., которая похожа на обтянутый кожей скелет, резко контрастирует с главной темой ее повествования: она рассказывает о любви, которая была основным содержанием ее жизни. Фабула рассказа представляет собой историю смены любовников И.: рыбак с Прута; разбойник-гуцул; турок — хозяин гарема, где жила И.; его шестнадцатилетний сын, с которым И. бежала; монах-поляк, который из-за И. покидает монастырь. В Польше И. становится проституткой; затем влюбляется в шляхтича Аркадэка, которого затем спасает из плена, убив часового. Подобно Ларре и Данко, И. предстает бесплотной тенью тех времен, когда, по ее словам, «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше».
Стоящее между легендами повествование Изергиль о своей молодости, о своих возлюбленных как бы соединяет обе легенды и, не заземляя их возвышенного символического смысла, проводит параллель с реальностью. Те, кого любила Изергиль, — борцы за свободу, самоотверженные, героические личности. Да и она сама, самозабвенно преданная любимому человеку, тоже выглядит незаурядной. Есть, есть героическое начало в человеческой душе, — говорит автор. Не потому ли и легенды эти сохранились в человеческой памяти, что жива тяга к возвышенному, к героическому, что человек не удовлетворяется серой повседневностью?
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
Ларра | Убил девушку | Она его отвергла | В племени | Считал себя лучше других |
Данко | Вырвал своё сердце и указал дорогу людям | Появился страх среди людей | В лесу | Чтобы помочь людям |
Изергиль | Любила жить красиво | Пока была молода | В разных местах, где были любимые ею мужчины | Чтобы быть счастливой |
Художественное своеобразие этих рассказов не только в оригинальности проблематики и характеров героев. Горьким найдена форма, в которой повествование о героях поднимается на уровень надысторического обобщения и символа, стоящего вне времени. Старуха Изергиль — носитель многовекового обобщенного человеческого опыта, который передается следующему поколению как философия жизни, как пример нравственной высоты и немеркнущей красоты человеческого духа. Слушатель — повествователь-проходящий — человек нового времени, который впитывает мудрость веков и принимает справедливые упреки в несовершенстве современного устройства жизни.
Степь, костер, море — это романтический пейзаж. Разговор с рассказчиком сразу, с первых же фраз приобретает философскую высоту.
В рассказе «Старуха Изергиль» читателю предлагается как отрицательный (Ларра), так и положительный (Данко) образы «сверхчеловека». Где-то в промежутке между ними располагаются старуха Изергиль (более или менее связанная с реальным миром) и условно-символическое «племя» из легенды. В Ларре, Данко и племени воплощаются не реальные, а потенциальные возможности человека. Путь старухи Изергиль— пример реализации этих разнообразных возможностей.
В обществе всегда были люди, самоотверженно отдающие себя на пользу отечеству, народу, родным и близким людям. Вспомним героиню стихотворения в прозе И. С. Тургенева Юлию Вревскую, которая умерла в тифозном бараке, помогая нуждающимся. Данко — символ человека, пожертвовавшего собой во имя любви к людям. Не надо ждать благодарности от людей: если ты — Данко, то награда герою в самом подвиге, как наказание эгоисту Ларре в нём самом. Среди нас есть эгоисты, гордецы, есть лицемеры, есть люди, живущие для себя, для своего удовольствия, как Изергиль. Каждый выбирает сам себе судьбу.
3