СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Тема: «Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок-размышление.    Урок был проведён мною 12 декабря 2016 года в 10 классе экономического профиля старшей школы № 2 города Капана. На уроке присутствовали администрация школы и коллеги по работе  – учителя иностранных языков (русского, английского и немецкого).   Успешному проведению урока и его высокой эффективности способствовало то, что предварительно с ними была проведена дополнительная работа – не по заучиванию «своих слов», а по ознакомлению с писателем, его произведением, героями.    Дома ими  самостоятельно прослушивалась рекомендованная мною аудиозапись рассказа «Старуха Изергиль». Знакомились они и с другими дополнительными текстовыми материалами из Интернета по теме урока. Поэтому на уроке учащиеся активно выступали, размышляли вслух, дискутировали по проблемным вопросам, подобранным нами для всех групп.    Консультации по всем вопросам были организованы мною в основном во внеурочное время по современным видам связи – мобильным телефонам и электронной почте. По мобильному и сетевому  телефону, в частности, отрабатывалось правильное произношение учащихся: ведь русский - не их родной язык.     На примере Ларры и Данко в течение урока они рассказывали, размышляли, полемизировали на тему гниения и горения. Всеми единодушно было выбрано горение как форма жизни. Надеюсь, что учащимся на всю жизнь запомнится этот урок о самом главном – о смысле жизни человека.   

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Тема: «Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль»»

Разработка урока по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

Составила Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы
старшая школа № 2 г. Капана Сюникской области РА


ПЛАН УРОКА (подробный)

Тема урока:
Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».
Тип урока: урок - размышление 
Методы:  беседа, частично-поисковый
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование урока:
презентация к уроку, SMART Notebook «Ларра и Данко»,
видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки, постер.
Приёмы: «Говорящий эпиграф», «Аналитические таблицы»

Цели уроков:
Обучающая:
- проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев
- сопоставить главных героев легенд
Развивающая:
- развить навыки логического мышления
- развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.
- развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив.
- сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
- воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию,  добру, служению людям.
- воспитывать ответственность за свои поступки
- формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.


ХОД УРОКА

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Слово учителя:

Древнегреческий философ Диоген
(около 400 — около 325 гг. до н.э.),
который жил в бочке, днём ходил по людным местам Афин с зажжённым фонарём.

На все недоумённые вопросы 
«зачем ему днём фонарь?»,
отвечал кратко:
«Ищу человека...»
- Так кого же искал Диоген?
- А что имел в виду Диоген,
говоря о поиске человека?

Эпиграф к уроку:
Жизнь – не тающая свеча.
Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Бернард Шоу (1856 - 1950),
англ. драматург и публицист.

- Над чем заставляют задуматься слова Шоу?

- С помощью чего человек может заставить этот факел пылать ярче?


Формулирование темы урока учениками.

- Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем исследовать?
- Что есть человек?
- Каким должен быть человек?

- В чём же смысл человеческой жизни?


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- А начнём мы с вами с небольшой разминки на тренажёре SMART Notebook.
(Приложение 2)


Цель работы: используя данные слова, охарактеризовать героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (16 слов).
При необходимости прокомментировать.


Свой рассказ великий русский писатель М. Горький написал, когда ему было 27 лет. Его, как человека с активной жизненной позицией, всегда волновал вопрос: каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
В своём романтическом рассказе «Старуха Изергиль», воспевающем красоту подвига, он представил две модели поведения человека,
две философии, две концепции жизни: Ларры и Данко.

2. Прежде чем мы приступим к анализу легенд, давайте послушаем выступления групп и вспомним сюжеты легенд.
Параллельно с этим, слушая пересказ учащихся, представители от групп,
чьи имена написаны на конвертах, попробуют вместе выполнить задания
и постараются прокомментировать свой выбор.

Групповая работа по карточкам:
группа «Ларра» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде о Данко;
группа «Аналитики» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде
о Ларре;
группа «Данко» определяет, кому принадлежит цитата и пробует объяснить одну из них.


Пересказ легенды о Ларре.



Пересказ легенды о Данко.

3. Аналитическая беседа.
Коллективный поиск решения проблемы. Беседа по содержанию.
Сопоставление образов Данко и Ларры.
(В ходе нашего обсуждения группа аналитиков обобщит сказанное вами в виде таблицы.)

Критерии

а) Портрет: Говорят, глаза – зеркало души. Какими были глаза у Ларры и Данко?

б) Отношение к людям;

в) Понимание гордости.
Старуха Изергиль называет обоих «гордыми» - и Ларру, и Данко.
В каком значении употреблён эпитет «гордый»?

г) Поведение героев в момент суда (конфликт героя и толпы)

д) Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?
Включить фрагмент видеоролика («Горящее сердце Данко»)

е) Напрасна ли смерть Данко? Может, зря прожита его жизнь?

ё) Почему осторожный человек не обошёл сердце Данко, а наступил
на него? Чего он испугался?

ж) Как сложилась судьба героев?
Чем обернулось бессмертие для Ларры и Данко?
Во что они превратились?

з) Нужны ли людям подвиги? Почему?

Слушаем выступление аналитиков: Сопоставление образов Данко и Ларры.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

СЛАЙД две формы жизни: гниение и горение (по Горькому)


- А что предпочитаете вы? Почему?
- Поднимите руки те, кто выбирает гниение (горение). Почему?




РЕФЛЕКСИЯ
Я попросила вас принести фотографии людей, которых вы считаете героями.
Давайте мы прикрепим их фотографии на постер «Вечная слава героям!» (Приложение 3)
- Что объединяет всех этих людей?


Возврат к эпиграфу.



- Пусть наша жизнь будет вечным горением, пусть рядом идут литературные герои, которые пробуждают мысль и желание изменяться самому и изменять к лучшему мир вокруг.





ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (трёхуровневое)
1-й уровень. Изложение по тексту легенды о Данко.
2-й уровень. Сочинение-миниатюра о герое.
3-й уровень. «Данко нашего времени. Кто он?» (сочинение)

ОЦЕНИВАНИЕ:
Формирующее оценивание работы групп.



ПЛАН УРОКА (краткий)

в 10 классе экономического профиля
Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы
старшая школа № 2 г. Капана Сюникской области РА

Тема урока: Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».

Тип урока:
 урок - размышление 

Методы
:  беседа, частично-поисковый

Форма работы: 
индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование урока:
презентация к уроку, SMART Notebook «Ларра и Данко»,
видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки, постер.

Приёмы:
«Говорящий эпиграф», «Аналитические таблицы»



ХОД УРОКА

(Приложение 1. Распределение учебного времени на уроке.)

СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Проблемный вопрос (поиск ответа в группе).
2. Приём «Говорящий эпиграф».
3. Формулирование темы урока.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1. Разминка на тренажёре СМАРТ
2. Пересказ легенд участниками двух групп, представляющих Ларру и Данко
3. Работа с карточками, содержащими цитаты из текста
4. Аналитическая беседа. Сопоставление образов Данко и Ларры
5. Видеофрагмент («Горящее сердце Данко»)
6. Заполнение таблицы и её представление группой аналитиков.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Две формы жизни: гниение и горение

РЕФЛЕКСИЯ
Постер с горящим сердцем в руке с фотографиями героев (Приложение 3).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(трёхуровневое)

ОЦЕНИВАНИЕ










Приложения для учителя.

Приложение 1. Распределение учебного времени на уроке.

Разминка на тренажёре в SMART Notebook

3 минуты

Слово учителя

2 минуты

Легенда о Ларре

5 минут

Легенда о Данко

5 минут

Опрос «слабых» учащихся

3 минуты

Диоген

2 минуты

Эпиграф

2 минуты

Тема урока

1 минута

Аналитическая беседа по таблице

6 минут

Видеофрагмент

3 минуты

Продолжение анализа

3 минуты

Стадия размышления (гниение - горение)

4 минуты

Рефлексия (постер)

2 минуты

Домашнее задание. Оценивание

4 минуты

Итого

45 мин



Приложение 2. Работа на SMART Notebook





Приложение 3. Постер



Приложение 4. Фотографии

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!