СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М .Ю. Лермонтов "Любимый идеал"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мцыри - любимый идеал поэта, отражение в поэзии его собственной личности.

Просмотр содержимого документа
«М .Ю. Лермонтов "Любимый идеал"»

М. Ю. Лермонтов  1814 – 1841

М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841

Поэма «Мцыри»  Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог Я променял бы, если б мог.  Лермонтов «Мцыри»

Поэма «Мцыри»

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог.

Лермонтов «Мцыри»

 « Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»  (В.Г. Белин ский)

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»

(В.Г. Белин ский)

  В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом — «послушник», «неслужащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом — «послушник», «неслужащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

Поэма «Мцыри» (1839 год) История создания

В 1830 – 1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…»

Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.

Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия : Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

Там, где, сливаяся, шумят,  Обнявшись, будто две сестры,  Струи Арагвы и Куры,  Был монастырь .

Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь .

Тема и идея поэмы «Мцыри»  Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.  Лермонтов пронизывает всю поэму идеей  борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.  Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

Тема и идея поэмы «Мцыри»

Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.

Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

Композиция поэмы «Мцыри» Вступление Краткий рассказ автора о жизни Мцыри Исповедь героя

Композиция поэмы «Мцыри»

  • Вступление
  • Краткий рассказ автора о жизни Мцыри
  • Исповедь героя

Жизнь Мцыри в монастыре  Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Жизнь Мцыри в монастыре

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Почему Мцыри убежал из монастыря? Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул. Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:  Я мало жил, и жил в плену.  Таких две жизни за одну,  Но только полную тревог,  Я променял бы, если б мог.

Почему Мцыри убежал из монастыря?

  • Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул.
  • Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

3. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».

3. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».

 Что особенно поразило Мцыри на воле? Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет е го.

Что особенно поразило Мцыри на воле?

Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет е го.

Ты хочешь знать, что видел я Покинув тайный свой ночлег,  На воле? - Пышные поля,  К востоку направляло бег -  Как будто белый караван  Холмы, покрытые венцом  Залетных птиц из дальних стран!  Дерев, разросшихся кругом,  Шумящих свежею толпой, Вдали я видел сквозь туман,  В снегах, горящих, как алмаз,  Как братья в пляске круговой.  Седой незыблемый Кавказ;  Я видел груды темных скал,  Когда поток их разделял…  И было сердцу моему   Легко, не знаю почему.  Я видел горные хребты,  Мне тайный голос говорил,  Причудливые, как мечты,  Что некогда и я там жил  И стало в памяти моей  Когда в час утренней зари Курился, как алтари, Прошедшее ясней , яс ней...  Их выси в небе голубом,  И облачко за облачком,

Ты хочешь знать, что видел я

Покинув тайный свой ночлег,

На воле? - Пышные поля,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Холмы, покрытые венцом

Залетных птиц из дальних стран!

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Как братья в пляске круговой.

Седой незыблемый Кавказ;

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял…

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Я видел горные хребты,

Мне тайный голос говорил,

Причудливые, как мечты,

Что некогда и я там жил

И стало в памяти моей

Когда в час утренней зари

Курился, как алтари,

Прошедшее ясней , яс ней...

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава) Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод? (Он преследует одну цель – вернуться на родину. … Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданья голода, как мог.
  • Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава)
  • Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод?

(Он преследует одну цель – вернуться на родину.

… Я цель одну –

Пройти в родимую страну,

Имел в душе – и превозмог

Страданья голода, как мог.

Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.  Я ждал. И вот в тени ночной  Врага почуял он, и вой  Протяжный, жалобный как стон  Раздался вдруг... и начал он  Сердито лапой рыть песок,  Встал на дыбы, потом прилег,  И первый бешеный скачок  Мне страшной смертью грозил...  Но я его предупредил.  Удар мой верен был и скор.  Надежный сук мой, как топор,  Широкий лоб его рассек...  Он застонал, как человек,  И опрокинулся. Но вновь,  Хотя лила из раны кровь  Густой, широкою волной,  Бой закипел, смертельный бой!

Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

 качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом?  Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику

качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом?

Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику

 Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

 Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ? ( Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи)  Раскаялся ли Мцыри в побеге? (Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)

Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ?

( Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи)

Раскаялся ли Мцыри в побеге?

(Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)

Что отрицает Мцыри 1.Кельи душные и молитвы 2. Землю чужую и рабство в ней 3.Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм. Что утверждает Мцыри «Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы». «Отчизну, дом, друзей, родных…» Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни.

Что отрицает Мцыри

1.Кельи душные и молитвы

2. Землю чужую и рабство в ней

3.Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм.

Что утверждает Мцыри

  • «Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы».
  • «Отчизну, дом, друзей, родных…»
  • Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни.
 Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.

Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.

 Выразительные средства поэмы «Мцыри» Эпитеты (« пышные поля», « свежею толпой», «объятья каменны е», « тайный ночлег», « бурное сердце»), « упрямая груда камней»); метафоры (« венцом  дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»); олицетворени я ( «думы скал»); сравнения («деревья, как братья в пляске круговой» ; «в снегах, горящих, как алмаз» ; «горные хребты, причудливые, как мечты» ; «курилися, как алтари , их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»); аллитераци я («г р уды, го р ные х р ебты, ку р илися, как алта р и» («р»).

Выразительные средства поэмы «Мцыри»

Эпитетыпышные поля», « свежею толпой», «объятья каменны е», « тайный ночлег», « бурное сердце»), « упрямая груда камней»);

метафорывенцом дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»);

олицетворени я ( «думы скал»);

сравнения («деревья, как братья в пляске круговой» ; «в снегах, горящих, как алмаз» ; «горные хребты, причудливые, как мечты» ; «курилися, как алтари , их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»);

аллитераци я («г р уды, го р ные х р ебты, ку р илися, как алта р и» («р»).

Источники 1 . ru. wikipedia. org. images. yandex. ru С.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955 Учебник – хрестоматия для 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2008

Источники

1 . ru. wikipedia. org.

  • images. yandex. ru
  • С.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955
  • Учебник – хрестоматия для 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2008


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!