СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» -поэма об историческом прошлом России

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» -поэма об историческом прошлом России»

Конспект урока литературы 7 класс. Тема: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» -поэма об историческом прошлом России

Цели: формирование знаний обучающихся о творчестве М. Лермонтова, знакомство с атмосферой эпохи Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;подготовка учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”;

-развитие навыка выразительного, аналитического чтения, умения обобщать полученную информацию, делать вывод.

-воспитание интереса к произведениям классической литературы и истории своей страны.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Мотивационный этап

-А знаете ли вы, что поэт М.Ю.Лермонтов оставил не только поэтические,но и живописные произведения? Он был талантливым художником. Рассмотрим его  портрет. Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, - это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.

- Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу обнаружим, что люди, знавшие его лично, совершенно расходятся в представлении о его внешности. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с маленькими глазами. Лермонтов был очень разным: злым и угрюмым, скучным и ласковым, добрым и раздражительным, спокойным.

  -Как вам уже известно, 28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На другой день Пушкина не стало. Гибель Пушкина взбудоражила и наполнила негодованием весь просвещенный Петербург, вызвав прилив любви к поэту, небывалый в истории мировой литературы. Десятки тысяч людей перебывали возле дома на Мойке, где умирал Пушкин. Мощное выражение общественного протеста заставило правительство Николая I принять чрезвычайные меры: дом поэта в час выноса тела был оцеплен жандармами, панихида в Исаакиевской церкви отменена и отслужена в церкви придворной, куда пускали по специальным билетам, гроб с телом Пушкина отправлен в псковскую деревню ночью, тайно и под конвоем. В такой обстановке М.Ю. Лермонтов пишет свое известное стихотворение «На смерть Поэта». Это стихотворение было воспринято в русском обществе как выдающееся по смелости выражение политического протеста. Лермонтов единственный в то время сказал о причинах гибели поэта правду, о которой молчали даже друзья Пушкина. Стихотворение, по  сведениям, распространялось в списках уже 30 января – на другой день после смерти Пушкина.

3.Словарная работа.

На доске слова!!!: вольный, мятежный, одарённый, трагический, тревожный, неспокойный.

- Прочтите слова, написанные на доске. Все ли слова знакомы? (Объяснение лексического значения слов, запись слов в тетрадь). (Вольный – свободный, независимый, ничем не стеснённый; мятежный – причастный к мятежу, поднимающий мятеж, тревожный, неспокойный, бурный; одарённый – талантливый; трагический – полный страданий, потрясающий; тревожный – полный тревоги, волнения, выражающий тревогу, беспокойство; неспокойный – лишенный спокойствия).

Именно эти слова могут стать главными в нашем рассказе о личности и судьбе М.Ю.Лермонтова.

4.Открытие нового знания

1)Биография. Сообщения учащихся.

2) Поэма «Песня про купца Калашникова». Историческая основа.

-М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова».

«Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы

-Кто был царём России в 16 веке? За что Иван IV был прозван «Грозным»?

«Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного

Сообщение учащегося.

3) Сюжет (версии)

-Существует много историй о том, как зародился сюжет «Песни»:

1)Сюжетная линия «Песни...» навеяна Лермонтову Н. М. Карамзиным. В IX томе его «Истории Государства Российского» имеется упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили... а ему отрубили голову».

2)Возможно, на выбор сюжета «Песни…» повлиял случай, о котором Лермонтов услышал еще во время своего пребывания в университете: гусар, тщетно ухаживавший за приглянувшейся ему женой купца, похитил ее с улицы, когда она возвращалась из церкви. Этот купец жил в Замоскворечье, по-старинному, торговал в Гостином дворе. Муж отомстил за поругание семьи и затем, арестованный, наложил на себя руки.

3)Также толчком к созданию поэмы могла послужить история трагической дуэли Пушкина. Также как и герой Лермонтова Калашников, Пушкин защищал не только и не столько свою честь, как честь жены, честь семьи.

Итак, теперь вы знаете о предпосылках написания «Песни».

5.Анализ названия и жанра.

-Давайте проанализируем название произведения и попробуем выяснить что-то о героях еще до того, как автор начнет свое повествование.

- Сколько героев поэмы отмечено в заглавии? Кто из них, на ваш взгляд, является настоящим героем и почему? В заглавии отражены столько три героя, самый настоящий из них купец Калашников, потому что он идет на смерть, защищая честь жены, семьи в поединке с царским опричником.

- Почему героев в заглавии нельзя расположить в ином порядке? Герои расположены в заглавии в соответствии с иерархией.

- Как автор сам определяет жанр своего произведения? песня

- Какие песни вы знаете? лирические, обрядовые А это какая песня?  историческая

-Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни? М.Ю. Лермонтов называет поэму «песней», устанавливая ее связь с фольклорными произведениями.

Тем самым подчёркивая его близость к фольклорной основе. Народная песня передается из поколения в поколение, она всегда правдива, так как изображаемые события и отношение к героям показывается с позиций народа.

- По жанру «Песня …про купца Калашникова» - это эпическая поэма, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далекий 16 век.

6. Чтение поэмы

7. Подведение итогов урока .Рефлексия.

-Итак, наш урок подходит к концу. Расскажите, о чем мы сегодня говорили и что нового вы для себя узнали?

8.Д/з:Прочитать  «Песню про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.