СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов стихотворение "Тучи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов стихотворение "Тучи"»

Михаил Юрьевич Лермонтов Стихотворения «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихотворения «Тучи»

История создания   Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение. Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

История создания

  • Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
  • Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.
Прочитайте стихотворение Тучи   Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Прочитайте стихотворение

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Словарная работа   Странник Лазурный Жемчуг Изгнанник Преступление Клевета Тяготить Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). Светло-синий. Драгоценные перламутровые украшения. Тот, кто находится в изгнании и лишён возможности жить на Родине. Недопустимый, непозволительный поступок. Порочащая кого-нибудь ложь. Быть неудобным, мешать кому-либо, чему-либо, обременять.

Словарная работа

Странник

Лазурный

Жемчуг

Изгнанник

Преступление

Клевета

Тяготить

Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый).

Светло-синий.

Драгоценные перламутровые украшения.

Тот, кто находится в изгнании и лишён возможности жить на Родине.

Недопустимый, непозволительный поступок.

Порочащая кого-нибудь ложь.

Быть неудобным, мешать кому-либо, чему-либо, обременять.

Анализ стихотворения   - Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение? - Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку? - Какие слова кажутся грустными? - С кем сравнивает поэт образ тучек? - Почему они странники? Кто же их гонит? - О чем 2 строфа: о поэте или о тучах? - Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

Анализ стихотворения

- Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

- Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?

- Какие слова кажутся грустными?

- С кем сравнивает поэт образ тучек?

- Почему они странники? Кто же их гонит?

- О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?

- Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

Что общего в судьбе поэта и туч? ТУЧИ ПОЭТ Наскучили нивы бесплодные Отправляется не по своей воле Вечно холодные, вечно свободные, в том числе от людских страданий. Не свободен, он гоним. Нет родины, нет изгнания. Равнодушные ко всему Есть любимая Родина, он любит её, страдает, т.к. его могут изгнать. Он не променяет свою судьбу. Печаль.

Что общего в судьбе поэта и туч?

ТУЧИ

ПОЭТ

Наскучили нивы бесплодные

Отправляется не по своей воле

Вечно холодные, вечно свободные, в том числе от людских страданий.

Не свободен, он гоним.

Нет родины, нет изгнания.

Равнодушные ко всему

Есть любимая Родина, он любит её, страдает, т.к. его могут изгнать. Он не променяет свою судьбу. Печаль.

Домашнее задание Запишите вывод в тетрадь: Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку. Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Домашнее задание

Запишите вывод в тетрадь:

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!