Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными мотивами и темами стихотворений М.Ю.Лермонтова
- развивать навыки выразительного чтения , развивать умение анализировать стихи, находить средства художественной выразительности
- воспитывать любовь к слову, Родине.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, анализ, выразительное чтение, конспектирование, работа с учебником.
Оборудование: Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.
Список литературы:
Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.
Методическое пособие к учебнику под редакцией Т. Ф. Курдюмовой «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Базовый уровень»
Курдюмова, Демидова, Леонов: Литература. 10 класс. Методическое пособие к учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой. ВЕРТИКАЛЬ
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число и тему. Кто сегодня отсутствует?
2.Проверка домашнего задания
Что было задано на сегодня? пересказ статьи учебника( с.63)
3. Основная часть
Вступительное слово
М. Ю Лермонтов (1814–1841гг.) – великий поэт, прозаик, драматург.
С именем М. Ю. Лермонтова связывается понятие «30-е годы XIX века». Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских самодержцев – Николая I. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А. И. Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние» царили в России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство крестьян.
На развитие русской общественной мысли значительное влияние оказало национально-освободительное движение в Европе. «Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (В. Г. Белинский).
Творчество М. Ю. Лермонтова отразило новый этап эволюции общественного сознания.
Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до «Героя нашего времени» – продолжалась неполных 13 лет (1828–1840 гг.), за которые им было написано более 400 стихотворений, 6 драм, около 30 поэм и 3 романа. В. Г. Белинский дал такую оценку Лермонтову: «Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…»
Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
Детство прошло в Тарханах Пензенской губернии. Родители: армейский капитан Ю. П. Лермонтов и М. М. Лермонтова, урожденная Арсеньева, принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. После ранней смерти матери М. Ю. Лермонтова воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. «Старушка Арсеньева боготворила внука своего Лермонтова… «Она жила им одним», – рассказывали очевидцы. Отцу было запрещено вмешиваться в воспитание сына.
Учеба в Благородном пансионе при Московском университете, а затем в Московском университете (1830–1832 гг). «Москва не безмолвная громада камней холодных… Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь» (М. Ю. Лермонтов).
«Нищий» (1830 г.), «Ангел» (1831 г.), «Желание» (1831 г.), «Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829 г.), «Совет» (1830 г.), «Гроза» (1830 г.). Лермонтов не публиковал свои ранние стихи (кроме «Весны» и «Паруса»). Поэт воспринимал их как ученические опыты, предназначенные лишь для себя.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
Из письма М. Ю. Лермонтова П. М. Верещагиной: «Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчений мне это причиняет…» Годы учебы в школе поэт назвал «страшными годами».
«Парус» (1832 г.), «Нет, я не Байрон» (1832 г.)
4. На Кавказе.
Ссылка на Кавказ дала возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Для Лермонтова Кавказ – символ красоты и свободы.
Поэма «Мцыри» (1837 г.). Главная тема поэмы – изображение смелой и сильной личности, юноши, рвущегося на свободу, на родину.
5. Дуэль с Барантом.
Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами. Сражение при реке Валерик. Лермонтов держался мужественно и бесстрашно, но в наградах ему было отказано. Из книги М. Сизовой «Из пламя и света»*: «Лермонтову начинало казаться, что он всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей на каждом шагу смерти…»
«Валерик» (1840 г.), «И скучно и грустно» (1840 г.)
6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
Поводом для дуэли послужила небольшая ссора Лермонтова с бывшим товарищем по юнкерской школе Мартыновым. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, о чем и сказал своему секунданту. Но поединок состоялся. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед… В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце и легкое… Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу» (Из воспоминаний секунданта Лермонтова князя Васильчикова).
Лермонтов был похоронен в Пятигорске 17 июля 1841 г., в апреле 1842 г. его прах был перевезен в поместье Тарханы.
Основные мотивы в лирике Лермонтова:
1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.
2. Борьба и протест. Символ борьбы – парус.
3. Неволя и узничество.
4. Бездействие «потерянного» поколения.
5. Одиночество, странничество, изгнанничество.
6. Земля и небо.
7. Скрытое лицо (маска).
Основные темы в лирике Лермонтова:.
а).Тема одиночества.
- «Парус» (Что отразил автор в этом стихотворении?)
- «Тучи» (Найти изобразительные средства, используемые автором).
-«На севере диком…» (Как отражена тема одиночества?)
-«Выхожу один я на дорогу…» (Словесное рисование).
б).Тема родины.
-«Прощай, немытая Россия!»
-«Родина». (Почему любовь поэта странная?)
в).Тема природы.
- «Кавказ». (Для чего использует автор рефрен?)
- «Когда волнуется желтеющая нива…». (Какие строки в стихотворении главные?)
г) Тема поэта и поэзии.
-«Поэт» (С кем сравнивается поэт?)
-«Пророк» (сравнить со стихотворением А.С.Пушкина).
д). Тема любви.
-«Я не унижусь пред тобою…»(В чем особенность любви лирического героя).
-« Она не гордой красотою…»(Кому посвящено стихотворение?)
4.Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание – анализ любимого стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Выхожу один я на дорогу…» Михаил Лермонтов
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
«Кавказ» Михаил Лермонтов
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!…
Михаил Лермонтов
Прощай, немытая Россия
Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. |
ПРОРОК
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
«Она не гордой красотою» Михаил Лермонтов
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
7