Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов»
Композиция и художественное своеобразие поэмы «Мцыри»
По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»
Задачи урока
- Ощутить целительную силу звучащего слова;
- Выявить основные структурные и художественные особенности поэмы;
- Работать над выразительным чтением.
Тезаурус
лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выражен-ной лирической оценкой того, о чём повествуется.
основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последователь-ности.
построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
художественный метод, утверждающий безгра-ничные возможности активной личности, способной подняться над действительностью и переделать мир. Герои беспокойны, страстны, неукротимы.
впечатлениями
Поделись
История создания поэмы
Мцыри (в переводе с грузинского) -
- неслужащий монах, послушник,
- пришелец,
- чужеземец, чужак.
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
Эпиграф к поэме
« Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю ».
1-я Книга Царств
« Я попробовал немного мёда, и вот я умираю ».
Работа над композицией
- Из скольких глав состоит поэма?
- Все ли они равны по объёму? Почему?
- А если бы они были все одинаковые?..
- На сколько частей вы можете её разбить и почему?
- Кто является рассказчиком в каждой из частей? Что является важным для рассказчика?
- В какую форму словесного выражения облечён рассказ Мцыри?
- Что в монологе Мцыри доказывает, что монах, слушающий юношу, активно слушает его?
- Как и почему меняются интонации поэмы?
- Как сам Мцыри называет свой рассказ?
Исповедь – покаяние в грехах перед священником;
- откровенное признание в чём – нибудь;
- сообщение своих мыслей, взглядов.
В каком значении,
по – вашему, употреблено
это слово в поэме?
Художественное своеобразие поэмы
- Определите, каким размером написана эта поэма? Какие в ней рифмы?
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы…
Не/ мно // го/ лет// то/ му // на/ зад //
Там/ где // сли/ ва // я/ ся // шу/ мят //
Стру/ и // А/ ра // гвы/ и // Ку/ ры //
Был/ мо // на/ стырь // Из/ за // го/ ры //
- Обратите внимание на синтаксис поэмы.
- Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.
- Сравните картину природы, нарисован-ную Мцыри, с картиной монастыря, на-рисованной в 1 главе эпическим рас-сказчиком?
Мцыри
Рассказчик
Рассказчик
Мцыри
Из жалости один монах,
Больного призрел, и в стенах
Я мало жил, и жил в плену …
… Грозой оторванный листок,
Хранительных остался он,
Я вырос в сумрачных стенах ,
Искусством дружеским спасен…
Душой – дитя, судьбой – монах…
… На мне печать свою тюрьма оставила…
Едва взошла заря,
В тюрьме воспитанный цветок…
В чём смысл жизни
у монахов
у Мцыри
Домашнее задание:
- Подготовить вырази-тельное чтение наизусть понравивше-гося отрывка.
- Подумать над послед-ним вопросом урока.
- Создать иллюстрацию к поэме.
Рефлексия
- О чём уже заставила задуматься поэма?
- Поделитесь впечатлениями …