СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. М. Сперанский и его реформы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация подходит для обучающихся 9-10 классов.

Просмотр содержимого документа
«М. М. Сперанский и его реформы»

государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования Калининградской области  «Педагогический институт» Михаил Михайлович Сперанский и его реформы Выполнила студентка 11-шк группы Шурхай Анастасия Александровна г. Черняховск, 2016 г.

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт»

Михаил Михайлович Сперанский и его реформы

Выполнила студентка 11-шк группы Шурхай Анастасия Александровна

г. Черняховск, 2016 г.

Михаил Михайлович Сперанский Выдающийся государственный деятель первой половины 19 века 1807 г. – статс-секретарь императора 1808 г. – заместитель министра юстиции

Михаил Михайлович Сперанский

  • Выдающийся государственный деятель первой половины 19 века
  • 1807 г. – статс-секретарь императора
  • 1808 г. – заместитель министра юстиции
Структура государственной власти по проекту М.М.Сперанского ИМПЕРАТОР Государственный совет Министерства Сенат Государственная дума Губернские  думы Губернские  суды Губернские управления Окружные управления Окружные  думы Окружные  суды Волостные управления Волостные  думы Волостные  суды

Структура государственной власти по проекту М.М.Сперанского

ИМПЕРАТОР

Государственный совет

Министерства

Сенат

Государственная дума

Губернские думы

Губернские суды

Губернские управления

Окружные управления

Окружные думы

Окружные суды

Волостные управления

Волостные думы

Волостные суды

Административные реформы Сперанского В 1801 году Трощинский, по внушению которого был основан государственный совет в его первом виде, поместил Сперанского в канцелярию совета, с званием статс-секретаря. Но деятельность его не ограничивалась этим. Вскоре один из самых близких людей к государю, граф Кочубей, стал поручать ему, без ведома Трощинского, разные работы; а в следующем году Сперанский перешел совершенно в министерство внутренних дел, по настоянию Кочубея и вследствие доклада самому государю. В 1806 году гр. Кочубей во время своей болезни посылал Сперанского вместо себя с докладами государю.

Административные реформы Сперанского

В 1801 году Трощинский, по внушению которого был основан государственный совет в его первом виде, поместил Сперанского в канцелярию совета, с званием статс-секретаря. Но деятельность его не ограничивалась этим. Вскоре один из самых близких людей к государю, граф Кочубей, стал поручать ему, без ведома Трощинского, разные работы; а в следующем году Сперанский перешел совершенно в министерство внутренних дел, по настоянию Кочубея и вследствие доклада самому государю. В 1806 году гр. Кочубей во время своей болезни посылал Сперанского вместо себя с докладами государю.

 План коренной реформы высшего управления быстро созрел в голове Сперанского. В основание центральных учреждений было положено начало разделения их на законодательную, судебную и исполнительную. Реформа началась с государственного совета, который предположено «расширить и дать ему публичные формы». Канцелярия департаментов управлялась статс-секретарями, которые подчинены государственному секретарю, заведовавшему делами общего собрания. Звание последнего, как известно, было тотчас возложено на самого Сперанского. Такова была организация высшего государственного учреждения. Оно соединяло власть законодательную с надзором за органами исполнительной власти.

План коренной реформы высшего управления быстро созрел в голове Сперанского. В основание центральных учреждений было положено начало разделения их на законодательную, судебную и исполнительную. Реформа началась с государственного совета, который предположено «расширить и дать ему публичные формы». Канцелярия департаментов управлялась статс-секретарями, которые подчинены государственному секретарю, заведовавшему делами общего собрания. Звание последнего, как известно, было тотчас возложено на самого Сперанского. Такова была организация высшего государственного учреждения. Оно соединяло власть законодательную с надзором за органами исполнительной власти.

За государственным советом следовало «новое разделение дел в порядке исполнительном». Оно совершено двумя актами: манифестом 25 июля 1810 года, где обозначены только число и характер ведомств, и общим учреждением министерств, изданным почти через год, 25-го июня 1811 года. После, когда он познакомился с провинцией, Сперанский пришел к мысли усилить губернские учреждения, освободить их от излишней опеки. В конце 1827 года он приписывал все недостатки их отсутствию надзора и преобладанию губернатора, который может парализовать своим влиянием все другие власти.

За государственным советом следовало «новое разделение дел в порядке исполнительном». Оно совершено двумя актами: манифестом 25 июля 1810 года, где обозначены только число и характер ведомств, и общим учреждением министерств, изданным почти через год, 25-го июня 1811 года.

После, когда он познакомился с провинцией, Сперанский пришел к мысли усилить губернские учреждения, освободить их от излишней опеки. В конце 1827 года он приписывал все недостатки их отсутствию надзора и преобладанию губернатора, который может парализовать своим влиянием все другие власти.

С начала своей деятельности до самого конца ее, в Петербурге и в ссылках, Сперанский оставался верен себе и не изменил однажды избранному пути. Целью его было создать управление стройное, крепкое, но окруженное надзором и гласностью, сдержанное в пределах уважением общественных интересов и независимым устройством местных учреждений

С начала своей деятельности до самого конца ее, в Петербурге и в ссылках, Сперанский оставался верен себе и не изменил однажды избранному пути. Целью его было создать управление стройное, крепкое, но окруженное надзором и гласностью, сдержанное в пределах уважением общественных интересов и независимым устройством местных учреждений

Курс реформ, предложенный Сперанским (1808-1811) Основные  принципы функционирования государственного механизма Независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной Выборность распорядительных и исполнительных органов власти на 4-х уровнях (волость, уезд, губерния, империя) «Разделение состояний людей» по уровню гражданских и политических прав Разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная

Курс реформ, предложенный Сперанским (1808-1811)

Основные принципы функционирования государственного механизма

Независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной

Выборность распорядительных и исполнительных органов власти на 4-х уровнях (волость, уезд, губерния, империя)

«Разделение состояний людей» по уровню гражданских и политических прав

Разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная

Финансовые реформы Особенное внимание Сперанский обратил на состояние финансов. Правительство не знало, чем пополнить грозный недостаток средств, становившийся заметнее с каждым годом. Государственный долг возрастал быстро. Бюджет на 1810 год представлял неутешительные цифры: 125 миллионов дохода, 230 миллионов расхода, 577 мил. долга, ни малейшего запаса фонда и ни одного готового источника дохода!

Финансовые реформы

Особенное внимание Сперанский обратил на состояние финансов. Правительство не знало, чем пополнить грозный недостаток средств, становившийся заметнее с каждым годом. Государственный долг возрастал быстро. Бюджет на 1810 год представлял неутешительные цифры: 125 миллионов дохода, 230 миллионов расхода, 577 мил. долга, ни малейшего запаса фонда и ни одного готового источника дохода!

Чтоб вывести Россию из ее несчастного положения, Михаил Михайлович требовал сильных мер и важных пожертвований». Эти сильные меры заключались:  1) в пресечении выпуска ассигнаций,  2) в сокращении расходов,  3) в установлении лучшего контроля над государственными издержками  4) в новых налогах. Прежде всего Сперанскому удалось исполнить ту часть проекта, которая относилась к сокращению расходов. По бюджету 1810 года расходы были сокращены более чем на 20 миллионов.

Чтоб вывести Россию из ее несчастного положения, Михаил Михайлович требовал сильных мер и важных пожертвований». Эти сильные меры заключались: 1) в пресечении выпуска ассигнаций, 2) в сокращении расходов, 3) в установлении лучшего контроля над государственными издержками 4) в новых налогах. Прежде всего Сперанскому удалось исполнить ту часть проекта, которая относилась к сокращению расходов. По бюджету 1810 года расходы были сокращены более чем на 20 миллионов.

Приняты меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой Сперанский желал совершенно заменить медную, оставив последнюю только в небольшом числе и превратив ее в биллон. Через это он думал постепенно восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету, и прекратить колебания в самой монетной системе

Приняты меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой Сперанский желал совершенно заменить медную, оставив последнюю только в небольшом числе и превратив ее в биллон. Через это он думал постепенно восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету, и прекратить колебания в самой монетной системе

Законодательная деятельность Сперанского. Конец карьеры. Человек, впоследствии связавший свое имя с сводом законов и открывший новую эпоху в законодательстве России, начал свои труды с самой неудачной попытки. Направление, которое, с 1808 года до самой ссылки, он давал комиссии составления законов, справедливо подвергалось нареканию. Сперанский решился взять комиссию в ближайшее свое заведование. В 1810 году она была превращена в учреждение, непосредственно подчиненное государственному совету, собственный ее совет упразднен, а Сперанский получил звание директора.

Законодательная деятельность Сперанского. Конец карьеры.

Человек, впоследствии связавший свое имя с сводом законов и открывший новую эпоху в законодательстве России, начал свои труды с самой неудачной попытки. Направление, которое, с 1808 года до самой ссылки, он давал комиссии составления законов, справедливо подвергалось нареканию. Сперанский решился взять комиссию в ближайшее свое заведование. В 1810 году она была превращена в учреждение, непосредственно подчиненное государственному совету, собственный ее совет упразднен, а Сперанский получил звание директора.

17-го марта 1812 г., в воскресенье, Сперанский за обедом получил через фельдъегеря приказание явиться к государю в 8 часов вечера. Эти приглашения случались часто, и Сперанский спокойно поехал в зимний дворец. В секретарской комнате дожидались дежурный генерал-адъютант и два министра; но государственный секретарь был позван прежде их. Целые два часа продолжалась аудиенция. Наконец дверь отворилась, и Сперанский вышел бледный и взволнованный. Торопливо уложив в портфель бумаги и простясь с министрами, он отправился домой. Здесь уже ожидал его министр полиции Балашов. Кабинет его был опечатан. У Сперанского не достало духу проститься с семейством. Поздно ночью он выехал из Петербурга, в сопровождении частного пристава, в ссылку, которой местом был назначен Нижний Новгород. Его ближайший приятель Магницкий, впоследствии так храбро перешедший в другой лагерь, был тоже арестован ночью и сослан. Что происходило между Александром и его прежним другом, осталось тайной.

17-го марта 1812 г., в воскресенье, Сперанский за обедом получил через фельдъегеря приказание явиться к государю в 8 часов вечера. Эти приглашения случались часто, и Сперанский спокойно поехал в зимний дворец. В секретарской комнате дожидались дежурный генерал-адъютант и два министра; но государственный секретарь был позван прежде их. Целые два часа продолжалась аудиенция. Наконец дверь отворилась, и Сперанский вышел бледный и взволнованный. Торопливо уложив в портфель бумаги и простясь с министрами, он отправился домой. Здесь уже ожидал его министр полиции Балашов. Кабинет его был опечатан. У Сперанского не достало духу проститься с семейством. Поздно ночью он выехал из Петербурга, в сопровождении частного пристава, в ссылку, которой местом был назначен Нижний Новгород. Его ближайший приятель Магницкий, впоследствии так храбро перешедший в другой лагерь, был тоже арестован ночью и сослан. Что происходило между Александром и его прежним другом, осталось тайной.

 Деятельность снова началась для Сперанского уже при императоре Николае. Сперанский принялся за дело уже не с тем легкомысленным увлечением, с каким когда-то составлял гражданское уложение. Он начертал план обширной работы опытной рукой. Вот что он сам говорит об этом плане: «Все дело разделяется на три части: 1) собрание законов, 2) своды или приведение законов в известность и 3) составление уложений».

Деятельность снова началась для Сперанского уже при императоре Николае. Сперанский принялся за дело уже не с тем легкомысленным увлечением, с каким когда-то составлял гражданское уложение. Он начертал план обширной работы опытной рукой. Вот что он сам говорит об этом плане: «Все дело разделяется на три части: 1) собрание законов, 2) своды или приведение законов в известность и 3) составление уложений».

 Это была последняя самостоятельная работа Сперанского. Награжденный в начале 1839 года графским титулом с характеристическим девизом в гербе «in adversis sperat», он вскоре умер, оставив по себе какую-то сомнительную память, на которой долго лежали различные упреки.

Это была последняя самостоятельная работа Сперанского. Награжденный в начале 1839 года графским титулом с характеристическим девизом в гербе «in adversis sperat», он вскоре умер, оставив по себе какую-то сомнительную память, на которой долго лежали различные упреки.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!