Урок литературного чтения в 4 классе
Дата проведения: 21.02.2018 г.
Учитель: Бурамбавеа Т.С.
Тема: М. М. Зощенко «Ёлка»
Тип урока:изучение нового материала.
Цель:создать условия для формирования умения классифицировать поступки героев произведения.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с новым произведением;
-отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие:
- развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
-пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
-развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Формируемые УУД:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев произведения;
- готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность действий на уроке;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- выявлять основание для классификации героев произведения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные:
- правильно использовать в речи литературную терминологию: отрицательные и положительные герои, поступки;
- создавать образы героев, опираясь на описание их поступков;
-различать положительных и отрицательных героев рассказа;
-оценивать поступки героев.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: учебник, карточки-задания.
УМК, класс: Школа России, 4 класс
Структурный этап урока | Действия учителя | Действия ученика | УУД |
Организационный момент | -Весело звенит звонок. Начинается урок. Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться. | Настраиваются на работу | Личностные: взаимно приветствовать |
Проверка домашнего задания | 1.Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно. 2.Составить синквейн на тему «Рояль», «ДагниПедерсен», «Эдвард Григ». (Приложение 1) Памятка: Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным). Вторая строка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья Строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами). Четвертая строка - фраза, показывающая отношение к теме (чувство). Пятая строка - это одно слово, которое повторяет суть темы. | Защита работы | Личностные: понимают личную ответственность за будущий результат. |
3. Речевая разминка | 1. Развитие внимания кёлкайтснегывц щэморозйфяпургаж -Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их. -Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему? 2. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки У елки иголки колки. Сыплет снегопад с неба снег. -После такой разминки мы должны читать и говорить как? 3. Работа с пословицами На что и клад, если в семье лад. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. Семья - это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. -Какой праздник мы справляем зимой всей семьей? -Какое дерево является символом нового года? -Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомимся. -Расшифруйте код и назовите автора произведения. ОКНЕЩОЗ -Поставим цель и задачи урока -Как вы думаете, о чем будет говориться в данном произведении? -Ребята, подумайте, какая из пословиц раскрывает основную идею произведения, предположите цель урока. | елка, снег мороз, пурга Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения -Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно. Отвечают на вопросы, определяют тему, цель и задачи урока | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы Регулятивные: определять и формулировать тему, цель и задачиурока |
4.Постановка цели и задач к уроку |
Подготовка к первичному восприятию | 1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958) Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды был ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Он удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64-х лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. Вопросы к классу по биографии: Кода родился? Где? Что запомнили о семье писателя? Что вы можете сказать о нём как о гражданине? Какие качества характера можете ещё перечислить? 2. Словарно-лексическая работа Золотушный ребенок - больной ребенок Длинновязая - высокая Пастилка - кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Церемонится - проявлять излишнюю мягкость, стеснение | Слушают Отвечают на вопросы Объясняют значения слов. Работают со словарем | Познавательные: знакомство с творчеством М.М. Зощенко; словарный запас; |
Первичное восприятие текста Физминутка | Прослушивание текста Проверка первичного восприятия -Кто главные герои рассказа? -Чем наряжали елку в то время? -В новогодние праздники у всех обычно замечательное настроение, а так ли это в рассказе? Почему? -Выскажите собственное мнение о поступках детей. Назовите жанр данного литературного произведения? Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! | Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки Высказывают свои мнения Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе. Выполняют физминутку | Познавательные:извлекать информацию и перерабатывать её, строить рассуждения. |
Вторичное восприятие Физминутка (Упражнение для глаз) | 1. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки: Выборочное чтение. У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке. | Девочки | Мальчики | | Леля | Минька | Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет | Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста | Характер | Исключительно бойкая | Тихий | Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать | Как ест? | Моментально съедает | Откусываю | Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел | 2. Работа по группам. 1 группа Самостоятельная работа ответить на вопросы: Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. Как хотела наказать мама Лёлю? Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? Что произошло с фарфоровой куклой? Что хотела мама подарить Миньке? Чему удивилась мама? 2 группа Выборочное чтение. На вопросы учителя. Проверка 1 группы – Давайте проверим, как вы ответили на вопросы. 3. Выяснение главного смысла рассказа – В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? -Чему учит этот рассказ? Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. Как относится данная пословица к нашему произведению? «Не было бы счастья, да несчастье помогло» -Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых? -Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких? Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства. | Выполняют задания Отвечают на вопросы. Разбойником Поставить в угол носом C вами водиться, что в крапиву садиться! У нее отломили ручку Паровозик Что мы остались одни И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный. Отвечают на вопросы. Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок. | Личностные: устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев произведения; готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;способность к организации самостоятельной учебной деятельности; адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности. |
Итог урока Домашнее задание | Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах). Давайте прямо сейчас сделаем доброе дело: поможем Лёле и Миньке исправить ситуацию. Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник? Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Есть ли какое-либо хорошее решение? А теперь сделаем выбор! Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра? Все ли поставленные задачи выполнили? Самооценка Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. Домашнее задание: с.59-64 читать, вопрос 4, нарисовать иллюстрации к тексту (картинный план) | Лёля и Минька испортили подарки и угощения. Как поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям. Высказывают мнения о решении проблемы. Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие. Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Рефлексия | Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия. Урок интересный, потому что… взволновал… заставил задуматься… дал понять… навел меня на мысль. Благодарю всех за работу. Мне было очень приятно с вами сегодня общаться. Надеюсь, он был полезным и поможет вам в жизни. | Высказывают мысли друг другу | Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия |
Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе по теме «М. М. Зощенко «Ёлка» Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для формирования умения классифицировать поступки героев произведения.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с новым произведением;
-отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие:
- развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
-пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
-развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Формируемые УУД:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев произведения;
- готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность действий на уроке;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- выявлять основание для классификации героев произведения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные:
- правильно использовать в речи литературную терминологию: отрицательные и положительные герои, поступки;
- создавать образы героев, опираясь на описание их поступков;
-различать положительных и отрицательных героев рассказа;
-оценивать поступки героев.
Данный урок имеет место в разделе программы «Страна детства». Соответствует требованиям ФГОС.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Урок достиг цели и решил основную дидактическую задачу: сделав анализ произведения, выяснив мотивы поведения действующих лиц, уч-ся поняли идею рассказа. Извлекли нравственные уроки.
Практическая направленность осуществлялась через игру «ИДЕАЛ».
Самостоятельная работа была предусмотрена на всех этапах урока: учащиеся определили тему урока, сформулировали цель, поставили задачи, познакомили с биографией, вспомнили особенности произведений М. М. Зощенко, провели словарную работу,ставили вопросы к тексту, анализируя его.В конце урока каждый ученик оценили свою работу. Конечно, как всегда, активными в беседе были Кузимбаева Айслу и Мухтарова Анастасия. А Лазарева Яна и Бикбулатов Аяган отвечали лишь при конкретном к ним обращении.
Структура урока соответствует типу урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Речевая разминка
Постановка цели и задач к уроку
Подготовка к первичному восприятию
Первичное восприятие текста
Вторичное восприятие
Итог урока
Рефлексия
Считаю, что структура урока логически верна, осуществлен переход от одного этапа урока к другому. Этапы урока взаимосвязаны.
На уроке работала над формированием всех основных видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Был использован здоровьесберегающий ресурс.В течение всего урока для профилактики утомления использовала смену деятельности, провела физминутки.