СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. М. Зощенко «Ёлка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок имеет мемсто в разделе программы "Страна детства". Разработка дана вместе с самоанализом. На всех этапах урока предусмотрена самостоятельная работа

Просмотр содержимого документа
«М. М. Зощенко «Ёлка»»

Урок литературного чтения в 4 классе

Дата проведения: 21.02.2018 г.

Учитель: Бурамбавеа Т.С.

Тема: М. М. Зощенко «Ёлка»

Тип урока:изучение нового материала.

Цель:создать условия для формирования умения классифицировать поступки героев произведения.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

- развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

-пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

-развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Формируемые УУД:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев произведения;

- готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать последовательность действий на уроке;

- контролировать процесс и результаты деятельности;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- выявлять основание для классификации героев произведения;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные:

- правильно использовать в речи литературную терминологию: отрицательные и положительные герои, поступки;

- создавать образы героев, опираясь на описание их поступков;

-различать положительных и отрицательных героев рассказа;

-оценивать поступки героев.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник, карточки-задания.

УМК, класс: Школа России, 4 класс

Структурный этап урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД

  1. Организационный момент

-Весело звенит звонок. Начинается урок.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

Настраиваются на работу

Личностные: взаимно приветствовать

  1. Проверка домашнего задания

1.Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.

2.Составить синквейн на тему «Рояль», «ДагниПедерсен», «Эдвард Григ». (Приложение 1)

Памятка:

Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным).

Вторая строка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья Строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами).

Четвертая строка - фраза, показывающая отношение к теме (чувство).

Пятая строка - это одно слово, которое повторяет суть темы.

Защита работы

Личностные:

понимают личную ответственность за будущий результат.

3. Речевая разминка

1. Развитие внимания

кёлкайтснегывц

щэморозйфяпургаж

-Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

-Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки

У елки иголки колки.

Сыплет снегопад с неба снег.

-После такой разминки мы должны читать и говорить как?

3. Работа с пословицами

На что и клад, если в семье лад.

Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Семья - это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

-Какой праздник мы справляем зимой всей семьей?

-Какое дерево является символом нового года?

-Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

-Расшифруйте код и назовите автора произведения.

ОКНЕЩОЗ

-Поставим цель и задачи урока

-Как вы думаете, о чем будет говориться в данном произведении?

-Ребята, подумайте, какая из пословиц раскрывает основную идею произведения, предположите цель урока.


елка, снег

мороз, пурга

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения



-Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.






Отвечают на вопросы, определяют тему, цель и задачи урока


Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы

Регулятивные:

определять и формулировать тему, цель и задачиурока

4.Постановка цели и задач к уроку

  1. Подготовка к первичному восприятию

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды был ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Он удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64-х лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Вопросы к классу по биографии:

Кода родился? Где? Что запомнили о семье писателя?

Что вы можете сказать о нём как о гражданине?

Какие качества характера можете ещё перечислить?

2. Словарно-лексическая работа

Золотушный ребенок - больной ребенок

Длинновязая - высокая

Пастилка - кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемонится - проявлять излишнюю мягкость, стеснение

Слушают


















Отвечают на вопросы



Объясняют значения слов. Работают со словарем

Познавательные:

знакомство с творчеством М.М. Зощенко; словарный запас;

  1. Первичное восприятие текста






Физминутка

Прослушивание текста

Проверка первичного восприятия

-Кто главные герои рассказа?

-Чем наряжали елку в то время?

-В новогодние праздники у всех обычно замечательное настроение, а так ли это в рассказе? Почему?

-Выскажите собственное мнение о поступках детей.

Назовите жанр данного литературного произведения?

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!


Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки

Высказывают свои мнения

Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.

Выполняют физминутку

Познавательные:извлекать информацию и перерабатывать её, строить рассуждения.

  1. Вторичное восприятие






































Физминутка (Упражнение для глаз)

1. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

Выборочное чтение.

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.


 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел


2. Работа по группам.

1 группа

Самостоятельная работа ответить на вопросы:

Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет….

Как хотела наказать мама Лёлю?


Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?



Что произошло с фарфоровой куклой?


Что хотела мама подарить Миньке?

Чему удивилась мама?

2 группа

Выборочное чтение.

На вопросы учителя.

Проверка 1 группы

– Давайте проверим, как вы ответили на вопросы.

3. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?














-Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.

Как относится данная пословица к нашему произведению?

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

-Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

-Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?







Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.


Выполняют задания














Отвечают на вопросы.

Разбойником

Поставить в угол носом

C вами водиться, что в крапиву садиться!

У нее отломили ручку

Паровозик

Что мы остались одни






И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.

Отвечают на вопросы.


Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и

исправиться, т. е извлечь урок.

Личностные:

устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев произведения;

готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.


  1. Итог урока


























Домашнее задание

Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

Давайте прямо сейчас сделаем доброе дело: поможем Лёле и Миньке исправить ситуацию.

Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник?



Интересно, в чем проблема?





Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Есть ли какое-либо хорошее решение?

А теперь сделаем выбор!

Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра?






Все ли поставленные задачи выполнили?

Самооценка

Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Домашнее задание: с.59-64 читать, вопрос 4, нарисовать иллюстрации к тексту (картинный план)




Лёля и Минька испортили подарки и угощения.

Как поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям.

Высказывают мнения о решении проблемы.

Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе

на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

  1. Рефлексия

Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия.

Урок интересный, потому что…

взволновал…

заставил задуматься…

дал понять…

навел меня на мысль.

Благодарю всех за работу. Мне было очень приятно с вами сегодня общаться. Надеюсь, он был полезным и поможет вам в жизни.

Высказывают мысли друг другу

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия

Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе по теме «М. М. Зощенко «Ёлка»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для формирования умения классифицировать поступки героев произведения.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

- развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

-пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

-развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Формируемые УУД:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев произведения;

- готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать последовательность действий на уроке;

- контролировать процесс и результаты деятельности;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- выявлять основание для классификации героев произведения;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные:

- правильно использовать в речи литературную терминологию: отрицательные и положительные герои, поступки;

- создавать образы героев, опираясь на описание их поступков;

-различать положительных и отрицательных героев рассказа;

-оценивать поступки героев.

Данный урок имеет место в разделе программы «Страна детства». Соответствует требованиям ФГОС.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Урок достиг цели и решил основную дидактическую задачу: сделав анализ произведения, выяснив мотивы поведения действующих лиц, уч-ся поняли идею рассказа. Извлекли нравственные уроки.

Практическая направленность осуществлялась через игру «ИДЕАЛ».

Самостоятельная работа была предусмотрена на всех этапах урока: учащиеся определили тему урока, сформулировали цель, поставили задачи, познакомили с биографией, вспомнили особенности произведений М. М. Зощенко, провели словарную работу,ставили вопросы к тексту, анализируя его.В конце урока каждый ученик оценили свою работу. Конечно, как всегда, активными в беседе были Кузимбаева Айслу и Мухтарова Анастасия. А Лазарева Яна и Бикбулатов Аяган отвечали лишь при конкретном к ним обращении.

Структура урока соответствует типу урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Речевая разминка

  4. Постановка цели и задач к уроку

  5. Подготовка к первичному восприятию

  6. Первичное восприятие текста

  7. Вторичное восприятие

  8. Итог урока

  9. Рефлексия

Считаю, что структура урока логически верна, осуществлен переход от одного этапа урока к другому. Этапы урока взаимосвязаны.

На уроке работала над формированием всех основных видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Был использован здоровьесберегающий ресурс.В течение всего урока для профилактики утомления использовала смену деятельности, провела физминутки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!